Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ современного состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является малый бизнес.
В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого предпринимательства;
- проанализировать современное состояние и проблемы развития малого бизнеса;
- рассмотреть мероприятия в поддержку малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты малого бизнеса …………………………….. 5
1.1. Место и роль малого бизнеса в экономике ……………………. 5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………… 11
2. Тенденции развития малого бизнеса в России………………………. 14
2.1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе ……………………………………………………………… 14
2.2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства...18
2.3. Роль государства в регулировании малого бизнеса …………… 23
Заключение………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………. 38
Приложение ……………………………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

малый бизнес.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

- развитие мелкого бизнеса позволяет  в значительной степени решить  или смягчить проблему безработицы;

- с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

- малый бизнес отличается от  среднего и крупного бизнеса,  прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей

Социальная значимость малого бизнеса  имеет разноплановый характер. В  результате развития малого бизнеса  она проявляется по следующим  направлениям:

- в снижении уровня безработицы;

- в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

- в улучшении качества обслуживания;

- в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высокообразованной  рабочей силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу прежде всего как  средство самовыражения;

- в формировании среднего класса  в обществе как основы для  развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;

- в формировании многочисленного  класса мелких собственников,  которые в наибольшей степени  заинтересованы в обеспечении  порядка и стабильности в обществе и экономике;

- в снижении забастовок и  социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса  имеет и другие, самые различные  оттенки. Развитие малого бизнеса в  той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды [16; с.21].

Подводя итог вышеизложенному, следует  сказать, что малое предпринимательство  является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая  эффективность. Малые предприятия  могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

 

1.2. Преимущества и  недостатки малого бизнеса

 

Анализируя зарубежный и отечественный  опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и  средние предприятия располагают  значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников.

Малые предприятия способствуют занятости  большего количества работников по сравнению  с крупными предприятиями, тем самым  содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах  в среде малых бизнесменов  США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют [12; с.173]:

  • некомпетентность;
  • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
  • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

На неудачах малого бизнеса сказывается  невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенных в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

 

 

 

2. Тенденции развития  малого бизнеса в России

 

2.1. Анализ особенностей развития  малого бизнеса на современном  этапе

 

В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Малый  бизнес в ближайшей перспективе  должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности.

По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др.

Динамика развития малого предпринимательства  за последние годы в России представлена в табл. 1,2.

Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

 
Наименование показателя

Период

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Число малых предприятий  
(на конец года), тыс.  

882,3

893,0

953,1

979,3

1 032,8

1137,4

Число малых предприятий  
в расчете на 10 000 чел. населения      

61

62

66

69

73

80

Среднесписочная          
численность работников   
(без внешних совместителей),          
тыс. человек           

7 220,3

7 458,9

7 815,1

8 045,2

8 582,8

9239,2

Средняя численность  внешних совместителей,  тыс. чел.        

 
502,9

 
546,9

 
608,6

 
630,4

 
656,5

640,2

Средняя численность      
работников, выполнявших  
работы по договорам      
гражданско-правового     
характера, тыс. человек

252,9

249,0

243,5

258,1

229,3

277,9

Оборот малых             
предприятий, млрд руб. 

...

...

...

9 612,6

12 099,2

15468,9

Инвестиции в основной    
капитал, млрд руб.     

51,0

67,3

99,2

120,5

171,3

259,1


Таблица 2 - Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, %

 
Наименование показателя

Период                    

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Среднесписочная          
численность работников   
(без внешних   совместителей)         

 
14,3

 
15,0

 
15,9

 
16,7

 
17,8 

 

18,9

Средняя численность      
внешних совместителей  

34,4

36,6

38,7

39,6

40,5 

39,5

Средняя численность      
работников, выполнявших  
работы по договорам      
гражданско-правового     
характера              

 
 
21,4

 
 
22,6

 
 
22,0

 
 
22,8

 
 
19,8 

 

 

22,4

Валовой внутренний продукт         

... 

9,0

12,7

12,5

... 

... 

Оборот организаций     

... 

... 

... 

26,4

25,8 

26,6

Инвестиции в основной    
капитал                

2,8

3,1

3,5

3,3

3,7 

3,9


 

Начиная с 2003 г. число малых предприятий  растет. За шесть лет число малых предприятий выросло на 255 тыс. Оборот малых предприятий увеличился на 5,8 млрд руб. и в 2008 г. составил 15 468,9 млрд руб., что составляет 26% от общего оборота всех предприятий. Показатель занятости на малых предприятиях увеличивается от года к году. Сегодня доля занятых на малых предприятиях достигло 18% от общего числа работающего населения, это доля без внешних совместителей. На конец 2008 г. число работающих в сфере малого бизнеса достигла 9,2 млн человек, прирост численности за пять анализируемых лет составил 32%. Данные цифры подтверждают тот факт, что молодым специалистам проще устроится работать на предприятие с незначительными объемами производства продукции или оказанием услуг, нежели на крупное промышленное предприятие, где вознаграждение за труд чаще всего уступает заработной плате, получаемой на малом предприятии. В дальнейшем рост данного показателя не снизится. Другое дело, насколько люди, работающие в сфере малого бизнеса, профессиональны как менеджеры и управленцы. Ведь от этого зависит, по какому пути пойдет тот или иной субъект малого предпринимательства. Будет ли предприятие динамично развиваться, совершенствовать производственный процесс, вносить свой вклад в экономику государства или "застрянет" на этапе развития и становления.

Важным элементом развития малого бизнеса служат инвестиции. Данные табл. 2 показывают долю инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства, который составляет всего 3,9%.

Рассмотрим структуру малых  предприятий по видам экономической деятельности, что позволит определить меняющиеся предпочтения начинающих предпринимателей и проанализировать состояние различных видов деятельности по отношению к малому бизнесу (Приложение 1). Из данных, приведенных в табл., следует, что доля малого бизнеса в общем числе предприятий составляет 23,9% в 2008 г.  Наблюдается увеличение доли малого бизнеса по сравнению с 2007г.

Число малых предприятий по видам  экономической деятельности достаточно незначительное, при этом показатели сильно разбросаны: от 0,05% от общего числа предприятий в рыболовстве и рыбоводстве до 10,7% в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий.

Рост малых предприятий заметен  во всех видах экономической деятельности, наиболее заметное увеличение произошло в оптовой и розничной торговле. Данная отрасль является наиболее привлекательной для малого бизнеса, так как не требует больших стартовых затрат и обеспечивает быструю отдачу от вложений.

 Соотношение доли прибыльных  и убыточных организаций по видам экономической деятельности (таблица 3) позволяет сделать вывод о низкой эффективности предпринимательской деятельности. Доля убыточных предприятий в сфере малого бизнеса в 2005 г. достигла 36%. Наибольшая доля убыточных предприятий в 2005 г. в сфере малого бизнеса приходилась на рыболовство и рыбоводство - 51% от общего числа малых предприятий. Данные показатели свидетельствуют о том, что половина из всех организаций данной отрасли убыточна.

Таблица 3 - Удельный вес  убыточных малых предприятий  в общем числе малых предприятий по видам экономической деятельности, %

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Всего          

35,4

31,4 

29,8

28,3

Сельское  хозяйство, охота и лесное         
хозяйство      

48,8

40,2 

42,2

34,8

Рыболовство, рыбоводство    

52,4

49,2 

48,5

44,2

Добыча полезных ископаемых     

51,3

48,2 

47,3

45,4

Обрабатывающие производства   

38,8

34,2 

32,7

30,4

Производство и распределение  
электроэнергии, газа и воды    

40,9

36,5 

36,8

33,8

Строительство  

36  

32,6 

29,9

28,7

Оптовая и розничная  торговля; ремонт 
автотранспортных средств, мотоциклов,      
бытовых изделий и предметов  личного  пользования    

32,4

28,52

26,2

24,8

Гостиницы и рестораны    

41,1

37,1 

36,3

29,9

Транспорт и связь        

40,7

37,2 

35,7

33,8

Финансовая деятельность   

37,7

34,7 

34,3

33,9

Операции  с недвижимым имуществом,      
аренда  и предоставление услуг          

36,1

34   

33,4

32,8

Государственное управление и обеспечение  военной безопасности;  обязательное соц. обеспечение    

33  

23,7 

18,2

16,2

Образование    

38,9

34   

29,3

29,6

Здравоохранение и предоставление 
социальных услуг

40  

32,5 

33,1

31,6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг          

37,2

33,8 

33,1

33,8

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития