Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа
Цель исследования: анализ современного состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является малый бизнес.
В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого предпринимательства;
- проанализировать современное состояние и проблемы развития малого бизнеса;
- рассмотреть мероприятия в поддержку малого предпринимательства.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты малого бизнеса …………………………….. 5
1.1. Место и роль малого бизнеса в экономике ……………………. 5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………… 11
2. Тенденции развития малого бизнеса в России………………………. 14
2.1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе ……………………………………………………………… 14
2.2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства...18
2.3. Роль государства в регулировании малого бизнеса …………… 23
Заключение………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………. 38
Приложение ……………………………………………………………….. 40
- развитие мелкого бизнеса
- с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
- малый бизнес отличается от
среднего и крупного бизнеса,
прежде всего, гибкостью и
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
- в снижении уровня безработицы;
- в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
- в улучшении качества
- в более высокой
- в формировании среднего
- в формировании
- в снижении забастовок и
социальной напряженности в
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды [16; с.21].
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро
труда отмечается, что малые и
средние предприятия
Собственники малых
Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют [12; с.173]:
На неудачах малого бизнеса сказывается
невысокая квалификация предпринимателей.
Предприниматели, уже накопившие опыт
ведения дел в маленьких
2. Тенденции развития малого бизнеса в России
2.1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе
В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Малый бизнес в ближайшей перспективе должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности.
По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др.
Динамика развития малого предпринимательства за последние годы в России представлена в табл. 1,2.
Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности малых предприятий
|
Период | |||||
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Число малых предприятий |
882,3 |
893,0 |
953,1 |
979,3 |
1 032,8 |
1137,4 |
Число малых предприятий |
61 |
62 |
66 |
69 |
73 |
80 |
Среднесписочная |
7 220,3 |
7 458,9 |
7 815,1 |
8 045,2 |
8 582,8 |
9239,2 |
Средняя численность внешних совместителей, тыс. чел. |
|
|
|
|
|
640,2 |
Средняя численность |
252,9 |
249,0 |
243,5 |
258,1 |
229,3 |
277,9 |
Оборот малых |
... |
... |
... |
9 612,6 |
12 099,2 |
15468,9 |
Инвестиции в основной |
51,0 |
67,3 |
99,2 |
120,5 |
171,3 |
259,1 |
Таблица 2 - Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, %
|
Период | |||||
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Среднесписочная |
|
|
|
|
|
18,9 |
Средняя численность |
34,4 |
36,6 |
38,7 |
39,6 |
40,5 |
39,5 |
Средняя численность |
|
|
|
|
|
22,4 |
Валовой внутренний продукт |
... |
9,0 |
12,7 |
12,5 |
... |
... |
Оборот организаций |
... |
... |
... |
26,4 |
25,8 |
26,6 |
Инвестиции в основной |
2,8 |
3,1 |
3,5 |
3,3 |
3,7 |
3,9 |
Начиная с 2003 г. число малых предприятий растет. За шесть лет число малых предприятий выросло на 255 тыс. Оборот малых предприятий увеличился на 5,8 млрд руб. и в 2008 г. составил 15 468,9 млрд руб., что составляет 26% от общего оборота всех предприятий. Показатель занятости на малых предприятиях увеличивается от года к году. Сегодня доля занятых на малых предприятиях достигло 18% от общего числа работающего населения, это доля без внешних совместителей. На конец 2008 г. число работающих в сфере малого бизнеса достигла 9,2 млн человек, прирост численности за пять анализируемых лет составил 32%. Данные цифры подтверждают тот факт, что молодым специалистам проще устроится работать на предприятие с незначительными объемами производства продукции или оказанием услуг, нежели на крупное промышленное предприятие, где вознаграждение за труд чаще всего уступает заработной плате, получаемой на малом предприятии. В дальнейшем рост данного показателя не снизится. Другое дело, насколько люди, работающие в сфере малого бизнеса, профессиональны как менеджеры и управленцы. Ведь от этого зависит, по какому пути пойдет тот или иной субъект малого предпринимательства. Будет ли предприятие динамично развиваться, совершенствовать производственный процесс, вносить свой вклад в экономику государства или "застрянет" на этапе развития и становления.
Важным элементом развития малого бизнеса служат инвестиции. Данные табл. 2 показывают долю инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства, который составляет всего 3,9%.
Рассмотрим структуру малых предприятий по видам экономической деятельности, что позволит определить меняющиеся предпочтения начинающих предпринимателей и проанализировать состояние различных видов деятельности по отношению к малому бизнесу (Приложение 1). Из данных, приведенных в табл., следует, что доля малого бизнеса в общем числе предприятий составляет 23,9% в 2008 г. Наблюдается увеличение доли малого бизнеса по сравнению с 2007г.
Число малых предприятий по видам экономической деятельности достаточно незначительное, при этом показатели сильно разбросаны: от 0,05% от общего числа предприятий в рыболовстве и рыбоводстве до 10,7% в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий.
Рост малых предприятий
Соотношение доли прибыльных и убыточных организаций по видам экономической деятельности (таблица 3) позволяет сделать вывод о низкой эффективности предпринимательской деятельности. Доля убыточных предприятий в сфере малого бизнеса в 2005 г. достигла 36%. Наибольшая доля убыточных предприятий в 2005 г. в сфере малого бизнеса приходилась на рыболовство и рыбоводство - 51% от общего числа малых предприятий. Данные показатели свидетельствуют о том, что половина из всех организаций данной отрасли убыточна.
Таблица 3 - Удельный вес убыточных малых предприятий в общем числе малых предприятий по видам экономической деятельности, %
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Всего |
35,4 |
31,4 |
29,8 |
28,3 |
Сельское хозяйство,
охота и лесное |
48,8 |
40,2 |
42,2 |
34,8 |
Рыболовство, рыбоводство |
52,4 |
49,2 |
48,5 |
44,2 |
Добыча полезных ископаемых |
51,3 |
48,2 |
47,3 |
45,4 |
Обрабатывающие производства |
38,8 |
34,2 |
32,7 |
30,4 |
Производство и распределение |
40,9 |
36,5 |
36,8 |
33,8 |
Строительство |
36 |
32,6 |
29,9 |
28,7 |
Оптовая и розничная
торговля; ремонт |
32,4 |
28,52 |
26,2 |
24,8 |
Гостиницы и рестораны |
41,1 |
37,1 |
36,3 |
29,9 |
Транспорт и связь |
40,7 |
37,2 |
35,7 |
33,8 |
Финансовая деятельность |
37,7 |
34,7 |
34,3 |
33,9 |
Операции с недвижимым
имуществом, |
36,1 |
34 |
33,4 |
32,8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное соц. обеспечение |
33 |
23,7 |
18,2 |
16,2 |
Образование |
38,9 |
34 |
29,3 |
29,6 |
Здравоохранение и предоставление |
40 |
32,5 |
33,1 |
31,6 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
37,2 |
33,8 |
33,1 |
33,8 |
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития