Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ современного состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является малый бизнес.
В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого предпринимательства;
- проанализировать современное состояние и проблемы развития малого бизнеса;
- рассмотреть мероприятия в поддержку малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты малого бизнеса …………………………….. 5
1.1. Место и роль малого бизнеса в экономике ……………………. 5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………… 11
2. Тенденции развития малого бизнеса в России………………………. 14
2.1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе ……………………………………………………………… 14
2.2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства...18
2.3. Роль государства в регулировании малого бизнеса …………… 23
Заключение………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………. 38
Приложение ……………………………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

малый бизнес.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

 

 

Малый бизнес,

его роль и  перспективы развития

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………… 3

  1. Теоретические аспекты малого бизнеса …………………………….. 5
    1. Место и роль малого бизнеса в экономике ……………………. 5
    2. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………… 11
  2. Тенденции развития малого бизнеса в России………………………. 14
    1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе ……………………………………………………………… 14
    2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства...18
    3. Роль государства в регулировании малого бизнеса …………… 23

Заключение………………………………………………………………… 36

Библиографический список………………………………………………. 38

Приложение ……………………………………………………………….. 40

 

 

 

 

Введение

 

Высокий уровень развития малого предпринимательства  – это необходимая составляющая современной модели рыночного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России была акцентирована на развитие «крупного» бизнеса, то в настоящее время разукрупнение структуры экономики и преодоление чрезмерной концентрации производства, выступает одной из важнейших составляющих экономической реформы страны.

Опыт экономически развитых стран показывает, что развитие малого бизнеса создает предпосылки  для ускоренного экономического роста, способствует развитию местных  рынков, позволяя сбалансировать негативные явления рыночной экономики. Например, безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления.

Тема курсовой работы является актуальной, поскольку малый  бизнес, как неотъемлемая составляющая современной экономики, во многом способствует поддержанию конкуренции в экономике, создает социальную опору общественному устройству, снижает остроту безработицы путем создания новых предприятий и рабочих мест, обеспечивает занятость населения, а также формирует новый социальный слой предпринимателей [17; с. 7].

В своей деятельности субъекты малого бизнеса сталкиваются с немалым количеством проблем. Истоки их кроются в неблагоприятной экономической ситуации, в которой находится Россия в настоящий период. К этому можно добавить несовершенство законодательной базы на федеральном и региональном уровнях, влияние криминальных структур, несовершенство системы налогообложения, нестабильность финансирования, ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям, отсутствие механизма самофинансирования, административные барьеры, трудности кредитования.

В современных условиях требуется создание новых предпосылок  к переходу малого бизнеса на качественно  новую ступень развития. Это позволяет  заключить, что в настоящее время  существует реальная необходимость  в разработке новой концепции как развития российского малого предпринимательства, так и функционирования систем его государственной поддержки. Ключевым моментом здесь должна быть более тесная интеграция малого бизнеса в общий контекст развития российских предпринимательских структур и, прежде всего, устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса, что, в свою очередь, должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

Цель исследования: анализ современного состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является малый бизнес. Объектом работы является малый бизнес России.

 В курсовой работе были  поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы малого предпринимательства;

- проанализировать современное  состояние и проблемы развития  малого бизнеса;

- рассмотреть мероприятия в  поддержку малого предпринимательства.

В процессе написания работы использовались следующие методы: монографический, статистический, аналитический, абстрактно-логический.

Информационной основой  для  написания курсовой работы послужили: официально-нормативная литература, монографии, учебные пособия, статьи из периодических изданий, статистические данные Госкомстата РФ.

 

    1. Теоретические аспекты малого бизнеса

 

1.1. Место и роль  малого бизнеса в экономике

 

В России малое предпринимательство  занимает очень скромное место в  экономике страны. Но потенциальные  возможности для его развития у нас имеются, есть и осознание необходимости его развития.

Термин «предпринимательство»  и само явление предпринимательства  вошли у нас в общественную практику лишь во второй половине 80-х  годов XXв.

Понятие предпринимательства связывалось  в первую очередь с изменениями  отношений к собственности. Главный акцент в деятельности субъекта (предпринимателя) стал смещаться в сторону получения прибыли. Нужно отметить, что и социалистической экономике в определенной степени были свойственны элементы предпринимательства, однако они не составляли ее основной сущности. Главный акцент в те годы делался не на получении прибыли, а на удовлетворении общественных потребностей. В нынешних условиях элементы предпринимательства свойственны также и государственному сектору экономики. Это обусловлено предоставленным государственным предприятиям правом заниматься коммерческой деятельностью при условии выполнения основных задач, возложенных на него государством-собственником.

Еще в 1987 г. был принят Закон «Об  индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР». В том же году был принят Закон «О кооперации в СССР», который вступил в силу в июне 1988 г., когда уже около 200 тыс. человек занимались реальным мелким предпринимательством под вывеской индивидуальной трудовой деятельности. Закон о кооперации легализовал частное предпринимательство. Одновременно в этот период стали создаваться совместные предприятия, которые независимо от советского партнера вели себя как настоящие предпринимательские структуры.

Таким образом, основы нашего малого предпринимательства складывались в 1987-1991 гг. в условиях частичных, половинчатых реформ государственного сектора, который продолжал доминировать в советской экономике. Но вместе с тем уже тогда возлагались большие надежды на малый бизнес. Об этом свидетельствует один из первых документов - постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В нем говорится, что переход к регулируемым рыночным отношениям требует ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса [8; с. 45].

Начиная с 1995 г. и по настоящее время происходит активное развитие сферы малого предпринимательства. Отличительной особенностью этого этапа является начало законодательного регулирования мер поддержки и развития малого предпринимательства.

В 1995 г. был принят Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", создан федеральный Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Был принят ряд федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства (1994-1995, 1996-1997, 1998-1999, 2000-2001, 2002-2003, 2004-2006, 2006-2009гг.).

24 июля 2007 г. Правительством РФ  был принят новый Федеральный  закон №209-ФЗ «О развитии малого  и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он определил новые критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 4) [1]:

- от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно  для средних предприятий;

- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятидесяти человек».

Второе новшество этого Закона состоит во введении еще одного показателя - выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой остаточной стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Количественно эти показатели будут устанавливаться Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Аналитики Ресурсного центра малого предпринимательства по заказу Торгово-промышленной палаты РФ произвели расчеты критериев  выручки сектора малого и среднего предпринимательства и предложили ввести следующие пороговые ограничения на размер выручки:

- микропредприятия (от 1 до 15 человек) - 65 млн руб.;

- малые предприятия (от 16 до 100 человек) - 250 млн руб.;

- средние предприятия (от 101 до 250 человек) - 1 550 млн руб.

Теперь законодательные органы и Правительство РФ должны принять  пакет документов, обеспечивающих реализацию положений этого Закона, внести необходимые  поправки в нормативно-правовые и  распорядительные акты. Только после  этого появится конструктивная основа для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

До этого момента в России верхний предел занятости для  малого предпринимательства колеблется по отраслям: в промышленности, строительстве  и на транспорте - до 100 человек, в оптовой торговле - до 50, научно-технической сфере - до 60 и в розничной торговле и сфере услуг - до 30 человек.

О роли малого бизнеса в экономике  свидетельствуют его функции. Главной  экономической функцией малого бизнеса  является создание широкого спектра товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса. Невозможно представить современную экономику без хорошо развитого малого бизнеса. С одной стороны, он в какой-то мере противостоит крупному бизнесу, и с этой точки зрения делает экономику более гибкой, помогает ей быстрее приспособиться к конъюнктурным изменениям, к меняющейся моде и вкусам потребителей, к структурной перестройке экономики. С другой - значительная часть мелких и средних предприятий сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя и укрепляя его, тем самым помогая ему преодолеть технический консерватизм.

Особенно наглядно можно проследить роль малого бизнеса в период становления  этого сектора в нашей стране, при переходе от административно-командной экономики к рыночному хозяйству. Развитие малых предприятий способствовало насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Малые предприятия позволяют расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий [7; с. 8].

Малое предпринимательство призвано сыграть весьма важную роль в осуществлении экономической реформы. Однако эта его функция используется в условиях Российской Федерации в недостаточной степени. Реализация данной функции возможна лишь при направленном государственном воздействии на развитие малого предпринимательства. Именно тогда оно отойдет от своего преимущественно спекулятивного в нынешней ситуации характера, создаст более благоприятный социальный фон для проведения реформ. При направленном воздействии территориальных и муниципальных органов малое предпринимательство могло бы содействовать структурной перестройке экономики, формированию пользующейся общественным признанием рыночной инфраструктуры (в том числе кредитно-финансовой), более мягкому изменению отношений собственности, проведению земельной реформы, созданию новых организационно-технологических форм организации производства.

Роль и значение малого предпринимательства  можно рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и  значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей [13; с. 88]:

- доли валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в малом  бизнесе;

- доли национального дохода, создаваемого  в малом бизнесе;

- доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

- доли трудоспособного населения,  занятого в малом бизнесе;

- доли малого бизнеса в экспорте  продукции;

- доли налогов, поступающих от  малого бизнеса, в их общей  величине;

- доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

- доли отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым  бизнесом, в общем их объеме  и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса  в экономике страны.

Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%/

В России на малый бизнес приходится 17% от всего производства. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 3-4 раза, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.

Развитие в России малого бизнеса  имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

- мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;

- для создания мелких фирм  не требуются крупные инвестиции  и длительный срок их сооружения;

- развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

- мелкие предприятия проще в  управлении, им не нужно создавать  сложные управленческие структуры;

- мелкие фирмы могут быстрее  и дешевле перевооружиться, внедрять  и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития