Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ современного состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является малый бизнес.
В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого предпринимательства;
- проанализировать современное состояние и проблемы развития малого бизнеса;
- рассмотреть мероприятия в поддержку малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты малого бизнеса …………………………….. 5
1.1. Место и роль малого бизнеса в экономике ……………………. 5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………… 11
2. Тенденции развития малого бизнеса в России………………………. 14
2.1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе ……………………………………………………………… 14
2.2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства...18
2.3. Роль государства в регулировании малого бизнеса …………… 23
Заключение………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………. 38
Приложение ……………………………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

малый бизнес.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

 

Число убыточных предприятий уменьшается  как в сфере малого предпринимательства, так и в доле средних и крупных  организаций. В 2008 г. убыточные малые  предприятия составляют 28%, за три  года данный показатель уменьшился на 8 пунктов, такая же тенденция наблюдается и в области крупных и средних предприятий. В 2008 г. в сфере малого предпринимательства по доле наиболее убыточных предприятий в отрасли рыболовство и рыбоводство поменялось местами с добычей полезных ископаемых, 45% - добыча и 44% - рыболовство и рыбоводство. В сфере крупных и средних предприятий ситуация не изменилась, уменьшилась только доля убыточных предприятий. Доля убыточных предприятий снизилась до 50% в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Меньше всего убыточных предприятий в 2008 г. в сфере малого предпринимательства было в отрасли государственного управления и обеспечения военной безопасности; обязательного социального обеспечения - 16,2%.

В целом, можно отметить специфическую особенность развития сферы малого бизнеса в нашей стране, которой характерно сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг.

Несмотря на предпринятые шаги помощи в развитии и поддержке малого предпринимательства со стороны  государственных органов, значительного роста количественного показателя малых предприятий или укрепления экономики государства за счет малого бизнеса не произошло. Проанализировав несколько периодов развития и становления малого бизнеса, с уверенностью можно сказать, что сфера малого предпринимательства развивается "поступательно". Увеличится или уменьшится экономический вес малого предпринимательства - зависит от стабильности сегодняшней экономики и мер государства по укреплению данного сектора. Если субъект предпринимательства будет уверен в экономической стабильности и целенаправленной помощи государства в налогово-кредитной политике, направленной на повышение эффективности бизнеса, то и развитие бизнеса будет более поступательным и энергичным.

 

2.2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства

 

Сегодня для всех уже очевидно, что малый бизнес является неотъемлемым элементом институциональной структуры  экономики промышленно развитых стран.

 При этом показатели предпринимательской  активности в России невелики. И несмотря на постоянные призывы президента страны и принимаемые правительственные программы, малый бизнес развивается медленно и противоречиво. Его уровень недостаточен как с точки зрения мировых требований рациональной структуры рыночной экономики, так и обеспечения национальной экономической безопасности. Он также не соответствует потребностям современного этапа экономического развития страны. То есть высокая значимость принимаемых решений не соответствует эффективности их реализации.

Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие в России долгосрочной государственной политики в отношении малого бизнеса, которая позволила бы сформировать целостное представление о стратегии развития предпринимательства, направлениях его поддержки и мерах по их достижению. В настоящее время все предпринимаемые решения  исходят не из глобальных и перспективных задач,  а из временных и фрагментарных потребностей с целью исправить негативы сложившегося положения.

Большее количество проблем  связано с развитием малого и среднего бизнеса, что определяется нестабильностью общих правовых и экономических условий функционирования субъектов предпринимательства.

Многие из этих проблем  порождены макроэкономической ситуацией. Правительство всецело подчинило  конкретную экономическую политику быстрому достижению финансовой стабилизации. Была введена система жесткого налогообложения как малых, так и крупных предприятий. Правительство отказалось от компенсации вкладов населения в государственных сберегательных банках, происшедшего вследствие либерализации цен на потребительские товары. Прямым результатом явилась острая нехватка у потенциальных и действующих предпринимателей малого и среднего бизнеса средств для создания новых и расширения существующих предприятий [5].

В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная.

Малое предпринимательство  неравномерно развивается и по регионам России. Максимально велик приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса в Центральном районе. Это связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры этого региона. В пределах Центрального района центром притяжения в малом бизнесе стала Москва.

Особенности развития малого предпринимательства определяются сочетанием политических, экономических  и социальных факторов, имевших до сих пор в стране в значительной мере негативный характер. В условиях общей экономической нестабильности положение и сегодня в секторе малого предпринимательства продолжает оставаться сложным и неустойчивым.

Большие трудности связаны  с кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного  залогового обеспечения, что увеличивает риски невозврата кредитов. Банковский капитал слабо ориентирован на малый бизнес. Средства, выделяемые из бюджетов разного уровня на развитие малого предпринимательства, чиновники нередко направляют на поддержку "своих" предприятий. К тому же сохраняются неразвитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, ограниченность внутреннего спроса [3].

Невыгодным для малого бизнеса является положение дел  на важнейших ресурсных рынках. Все  необходимые ресурсы делятся (продаются) отнюдь не в условиях открытого конкурса. Напротив, порядок и условия доступа к ним (особенно для начинающих предпринимателей) ограничивают конкуренцию и создают условия для «теневых» соглашений между предпринимателями и служащими соответствующих органов управления.

Повышенная усложненность  процедуры доступа к ресурсам обуславливает существенные потери времени и финансовых средств  для представителей малого бизнеса. Кроме того, органы исполнительной власти часто совсем не стремятся  вовлекать ресурсы (прежде всего  недвижимость) в хозяйственный оборот, а недвижимость и оборудование предоставляют преимущественно в краткосрочную аренду, что, конечно же, не устраивает предпринимателей.

В настоящее время на первое место по значимости для малого предпринимательства выходит проблема, связанная с нехваткой производственных площадей.

В конце 80-х - начале 90-х годов весьма острым был дефицит специализированного  оборудования, поскольку отечественные  производители ориентировались  на удовлетворение потребностей крупных  государственных предприятий. С началом рыночных преобразований и активизацией внешнеэкономической деятельности предложений по поставкам отечественного и импортного оборудования стало достаточно. Однако теперь трудности в приобретении этого оборудования малыми предприятиями вызываются финансовыми проблемами, неблагоприятным инвестиционным климатом, постоянным удорожанием средств производства [11; с. 138].

Информационный рынок характеризуется  высокой ценой и низким качеством  предоставляемой информации, недостаточно развитой базой данных. Для рынков сбыта характерно их колоссальное сужение  вследствие уменьшения покупательной  способности населения и неплатежеспособности многих предприятий.

Другая группа негативных факторов порождена сутью взаимоотношений  важнейших рыночных институтов и  агентов с малым предпринимательством. Отношение к последнему государства  характеризуется отсутствием должного протекционизма, причем малый бизнес не защищен и от иностранных конкурентов, и от могущественных отечественных монополистов. Более того, чиновники различных уровней постоянно создают административные трудности, усложняют и постоянно удорожают регистрацию предприятий. Несовершенна система лицензирования, различные инспекции и другие дублирующие органы осложняют деятельность малых предприятий отчетами и перерегистрациями, которые в сущности являются поводами для дополнительного изъятия и так не слишком значительных средств у малого бизнеса.

Совершенно неудовлетворительно  выглядят хозяйственные связи между  малым и крупным бизнесом, здесь  полная неинтегрированность и неравноправие  по отношению к малому о бизнесу. А между тем первое из этих слов означает неразвитость в России широко распространенных в мире систем субподряда, франчайзинга, венчурного финансирования и др., что позволяет крупным и мелким агентам гармонично дополнять друг друга. Второе -неравноправие - особенно ярко проявляется в распределении ресурсов, льгот, квот, госзаказов, а также в масштабах приватизационных мероприятий.

Отрицательно сказывается несовершенство налогового законодательства. Уровень  действующих ставок налогов превышает  все разумные пределы. Так, по некоторым  оценкам, совокупные изъятия в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают все 100% [10; с. 113].

Перечень налоговых льгот крайне ограничен, а их позитивное воздействие на развитие малых предприятий минимально. Лишь для небольшого количества малых предприятий с численностью работающих до 15 человек и валовой выручкой до 100 000 МРОТ действует порядок налогообложения, установленный Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Далека от стабильности и политическая обстановка в стране, что подрывает  политику малых предприятий в  области инвестиций и не позволяет им применять на микроуровне стратегическое планирование. Нет сомнения, что политическая нестабильность является главным препятствием для иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе в сферу мелкого производства.

Обобщение и анализ препятствий, которые стоят на пути развития малого бизнеса – исключительно важной для современной России сферы ее экономики, являются необходимым условием для разработки комплекса мер государственной поддержки предпринимательства.

Как показала практика прошедших лет, решение вышеуказанных проблем возможно лишь при эффективном сочетании поддерживающей и регулирующей деятельности в отношении малого предпринимательства на государственном региональном уровне. При этом акцент должен все более смещаться в сторону расширения полномочий субъектов Российской Федерации и структур местного самоуправления.

 

2.3. Роль государства в регулировании малого бизнеса

 

Поскольку малый бизнес является составной  частью бизнеса и неотъемлемой частью экономики, то задача государства - создать нормальные условия для функционирования всех видов бизнеса. 

Методы регулирования малого бизнеса  могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы означают непосредственную помощь конкретному малому предприятию, например по его финансированию, или помощь всем малым предприятиям, предоставляя им налоговые льготы. Косвенные, или селективные (т.е. выборочные), методы означают поддержку не всем малым предприятиям, а только отдельным категориям. Например, государство поддерживает инновационный либо экспортный бизнес или поощряет малый бизнес в тех регионах, которые находятся в тяжелом положении, где наблюдается большая безработица. Причем для стран с разным уровнем развития экономики эти методы могут быть различными. Сейчас для стран с развитой рыночной экономикой характерны:

- сокращение прямых методов  (оказание финансовой помощи, налоговых  льгот непосредственно малому  бизнесу) в пользу косвенных  и селективных методов поддержки;

- перенос государственной поддержки  на региональный и местный  уровни, поскольку местные власти лучше знают нужды своих предпринимателей.

 Для развивающихся стран  и стран с переходной экономикой, напротив, характерны прямые методы  поддержки:

- создание благоприятной среды  для развития бизнеса;

- стимулирование массового создания мелких предприятий;

- преобладание прямых методов  поддержки малого бизнеса, таких  как финансирование и налоговые  льготы.

Говоря о роли государства в  регулировании рыночной экономики, можно выделить два направления, которые касаются малого предпринимательства [3]:

- создание общих условий для  функционирования бизнеса вообще, в том числе и малого;

- содействие и помощь отдельным  мелким и средним предпринимателям  для их лучшей адаптации к  условиям хозяйствования данной  страны.

Рассмотрим основные направления регулирования государством малого бизнеса.

Создание правового  поля для малого предпринимательства  и антимонопольного законодательства.

Правовое поле для регулирования  государственной поддержки малого предпринимательства в России обеспечивается правовыми актами, начиная с Конституции РФ, которая защищает все виды собственности и обеспечивает свободу предпринимательства, и заканчивая указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Первый в России антимонопольный  Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1991 г. и призван был привести к демонополизации нашу экономику. Тогда же был организован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, который давал согласие на крупные слияния, принимал решения о принудительном разделе крупных предприятий-монополистов и взыскивал штрафы за нарушение Закона. Сейчас главный антимонопольный орган в России - это Федеральная антимонопольная служба.

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития