Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа
Цель исследования: анализ современного состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является малый бизнес.
В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого предпринимательства;
- проанализировать современное состояние и проблемы развития малого бизнеса;
- рассмотреть мероприятия в поддержку малого предпринимательства.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты малого бизнеса …………………………….. 5
1.1. Место и роль малого бизнеса в экономике ……………………. 5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………… 11
2. Тенденции развития малого бизнеса в России………………………. 14
2.1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе ……………………………………………………………… 14
2.2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства...18
2.3. Роль государства в регулировании малого бизнеса …………… 23
Заключение………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………. 38
Приложение ……………………………………………………………….. 40
Число убыточных предприятий
В целом, можно отметить специфическую особенность развития сферы малого бизнеса в нашей стране, которой характерно сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг.
Несмотря на предпринятые шаги помощи в развитии и поддержке малого предпринимательства со стороны государственных органов, значительного роста количественного показателя малых предприятий или укрепления экономики государства за счет малого бизнеса не произошло. Проанализировав несколько периодов развития и становления малого бизнеса, с уверенностью можно сказать, что сфера малого предпринимательства развивается "поступательно". Увеличится или уменьшится экономический вес малого предпринимательства - зависит от стабильности сегодняшней экономики и мер государства по укреплению данного сектора. Если субъект предпринимательства будет уверен в экономической стабильности и целенаправленной помощи государства в налогово-кредитной политике, направленной на повышение эффективности бизнеса, то и развитие бизнеса будет более поступательным и энергичным.
2.2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства
Сегодня для всех уже очевидно,
что малый бизнес является неотъемлемым
элементом институциональной
При этом показатели
Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие в России долгосрочной государственной политики в отношении малого бизнеса, которая позволила бы сформировать целостное представление о стратегии развития предпринимательства, направлениях его поддержки и мерах по их достижению. В настоящее время все предпринимаемые решения исходят не из глобальных и перспективных задач, а из временных и фрагментарных потребностей с целью исправить негативы сложившегося положения.
Большее количество проблем связано с развитием малого и среднего бизнеса, что определяется нестабильностью общих правовых и экономических условий функционирования субъектов предпринимательства.
Многие из этих проблем
порождены макроэкономической ситуацией.
Правительство всецело
В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная.
Малое предпринимательство неравномерно развивается и по регионам России. Максимально велик приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса в Центральном районе. Это связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры этого региона. В пределах Центрального района центром притяжения в малом бизнесе стала Москва.
Особенности развития малого
предпринимательства
Большие трудности связаны с кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного залогового обеспечения, что увеличивает риски невозврата кредитов. Банковский капитал слабо ориентирован на малый бизнес. Средства, выделяемые из бюджетов разного уровня на развитие малого предпринимательства, чиновники нередко направляют на поддержку "своих" предприятий. К тому же сохраняются неразвитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, ограниченность внутреннего спроса [3].
Невыгодным для малого бизнеса является положение дел на важнейших ресурсных рынках. Все необходимые ресурсы делятся (продаются) отнюдь не в условиях открытого конкурса. Напротив, порядок и условия доступа к ним (особенно для начинающих предпринимателей) ограничивают конкуренцию и создают условия для «теневых» соглашений между предпринимателями и служащими соответствующих органов управления.
Повышенная усложненность процедуры доступа к ресурсам обуславливает существенные потери времени и финансовых средств для представителей малого бизнеса. Кроме того, органы исполнительной власти часто совсем не стремятся вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот, а недвижимость и оборудование предоставляют преимущественно в краткосрочную аренду, что, конечно же, не устраивает предпринимателей.
В настоящее время на
первое место по значимости для малого
предпринимательства выходит
В конце 80-х - начале 90-х годов весьма
острым был дефицит
Информационный рынок
Другая группа негативных факторов
порождена сутью
Совершенно
Отрицательно сказывается
Перечень налоговых льгот крайне ограничен, а их позитивное воздействие на развитие малых предприятий минимально. Лишь для небольшого количества малых предприятий с численностью работающих до 15 человек и валовой выручкой до 100 000 МРОТ действует порядок налогообложения, установленный Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Далека от стабильности и политическая обстановка в стране, что подрывает политику малых предприятий в области инвестиций и не позволяет им применять на микроуровне стратегическое планирование. Нет сомнения, что политическая нестабильность является главным препятствием для иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе в сферу мелкого производства.
Обобщение и анализ препятствий, которые стоят на пути развития малого бизнеса – исключительно важной для современной России сферы ее экономики, являются необходимым условием для разработки комплекса мер государственной поддержки предпринимательства.
Как показала практика прошедших лет, решение вышеуказанных проблем возможно лишь при эффективном сочетании поддерживающей и регулирующей деятельности в отношении малого предпринимательства на государственном региональном уровне. При этом акцент должен все более смещаться в сторону расширения полномочий субъектов Российской Федерации и структур местного самоуправления.
2.3. Роль государства в регулировании малого бизнеса
Поскольку малый бизнес является составной частью бизнеса и неотъемлемой частью экономики, то задача государства - создать нормальные условия для функционирования всех видов бизнеса.
Методы регулирования малого бизнеса могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы означают непосредственную помощь конкретному малому предприятию, например по его финансированию, или помощь всем малым предприятиям, предоставляя им налоговые льготы. Косвенные, или селективные (т.е. выборочные), методы означают поддержку не всем малым предприятиям, а только отдельным категориям. Например, государство поддерживает инновационный либо экспортный бизнес или поощряет малый бизнес в тех регионах, которые находятся в тяжелом положении, где наблюдается большая безработица. Причем для стран с разным уровнем развития экономики эти методы могут быть различными. Сейчас для стран с развитой рыночной экономикой характерны:
- сокращение прямых методов
(оказание финансовой помощи, налоговых
льгот непосредственно малому
бизнесу) в пользу косвенных
и селективных методов
- перенос государственной
Для развивающихся стран
и стран с переходной
- создание благоприятной среды для развития бизнеса;
- стимулирование массового
- преобладание прямых методов
поддержки малого бизнеса,
Говоря о роли государства в регулировании рыночной экономики, можно выделить два направления, которые касаются малого предпринимательства [3]:
- создание общих условий для
функционирования бизнеса
- содействие и помощь отдельным
мелким и средним
Рассмотрим основные направления регулирования государством малого бизнеса.
Создание правового поля для малого предпринимательства и антимонопольного законодательства.
Правовое поле для регулирования
государственной поддержки
Первый в России антимонопольный Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1991 г. и призван был привести к демонополизации нашу экономику. Тогда же был организован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, который давал согласие на крупные слияния, принимал решения о принудительном разделе крупных предприятий-монополистов и взыскивал штрафы за нарушение Закона. Сейчас главный антимонопольный орган в России - это Федеральная антимонопольная служба.
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития