Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ современного состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является малый бизнес.
В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого предпринимательства;
- проанализировать современное состояние и проблемы развития малого бизнеса;
- рассмотреть мероприятия в поддержку малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты малого бизнеса …………………………….. 5
1.1. Место и роль малого бизнеса в экономике ……………………. 5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………… 11
2. Тенденции развития малого бизнеса в России………………………. 14
2.1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе ……………………………………………………………… 14
2.2. Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства...18
2.3. Роль государства в регулировании малого бизнеса …………… 23
Заключение………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………. 38
Приложение ……………………………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

малый бизнес.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу в феврале 2002 г. Его цель - сократить количество лицензий с 800 до 100 (в некоторых регионах было незаконно установлено до 1600), сократить сроки лицензирования, установить среднюю плату за выдачу лицензии и продлить срок ее действия до 5 лет. Сейчас положение улучшилось, уже многие фирмы не рассматривают лицензирование как серьезное препятствие для роста фирмы. Тем не менее сроки получения лицензии не сократились, а даже увеличились (в среднем с 14 до 19 дней), а средневзвешенные расходы возросли с 8 тыс. до 10 тыс. руб. (вместо 1,4 тыс. руб., установленных Законом).

Закон «О государственной регистрации  юридических лиц» вступил в силу в июле 2002 г. Его цель - ограничить плату за регистрацию до 2 тыс. руб., осуществлять регистрацию в течение 5 дней после подачи документов и в одном учреждении. Но пока еще трудности регистрации остаются. Хотя сейчас при налоговых органах создан специальный отдел, предпринимателям все еще приходится бывать в разных государственных учреждениях: в Пенсионном фонде РФ и фондах обязательного социального и медицинского страхования РФ, пожарной и санитарной инспекции. В результате, если предприниматель самостоятельно проходит всю процедуру, то у него это занимает от 1 недели до 1 месяца (по Закону - 5 дней). Согласно опросам Центра экономических и финансовых исследований и разработок, 80% предпринимателей и 74% юридических лиц, которые регистрировались с помощью посредников, не уложились в 2 тыс. руб. за регистрацию. Средневзвешенная стоимость регистрации, по оценкам, составила от 3,5 тыс. до 4 тыс. руб. Отсюда вывод: бюрократические барьеры в этой области еще очень сильны.

Тем не менее Президент Д.А. Медведев полон решимости сломать эти  барьеры, о чем свидетельствует  подписанный им 14 мая 2008 г. Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Президент поручил Правительству РФ в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающие:

- усиление гарантии защиты прав  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора);

- проведение планового мероприятия  по контролю в отношении одного  юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля не более чем один раз в 3 года (кроме налогового контроля);

- проведение внеплановых мероприятии  по контролю в отношении субъектов  малого и среднего предпринимательства  только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ;

- преимущественно уведомительный  порядок начала предпринимательской  деятельности, сокращение количества  разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;

- замену лицензирования отдельных  видов деятельности обязательным  страхованием ответственности или  предоставлением финансовых гарантий;

- исключение внепроцессуальных  прав органов внутренних дел  РФ, касающихся проверок деятельности  субъектов малого и среднего  предпринимательства, а также  возможности составления должностными  лицами этих органов протоколов  об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности;

- наделение органов государственной  власти субъектов РФ правом  определять порядок предоставления  субъектам малого и среднего  предпринимательства, в том числе  занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и (или) порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых не менее 3 лет помещении с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона [14].

В настоящее время Государственной  Думой рассматривается законопроект об участии субъектов малого предпринимательства  в приватизации арендных помещений.

Налоговая политика по отношению  к малому предпринимательству. Налоговая система является одной из форм общего воздействия на экономику в целом и малый бизнес в частности. Налоги могут как способствовать успешному развитию малого бизнеса, так и препятствовать ему.

Если рассматривать развитые страны, то можно выделить два вида налоговой  системы по отношению к малому бизнесу:

- прогрессивная система налогообложения  (США), когда более низкие доходы  облагаются более низкими ставками. Это касается налога на прибыль корпораций, который в США имеет многоступенчатую структуру. Сейчас существуют три основные ставки налога: первые 50 тыс. долл. годовой прибыли облагаются налогом в 15%, следующие 25 тыс. - 25%, свыше 75 тыс. долл. - 34%;

- одинаковый размер ставки налога на прибыль для всех предприятий и льготы для предприятий малого бизнеса. Такая система практиковалась во многих странах Западной Европы. В России предприниматель может выбрать или общий режим налогообложения на прибыль, или специальные режимы для субъектов малого предпринимательства.

Налог на прибыль. С 1 января 2002 г. введен новый порядок взимания налога на прибыль. Главное его отличие  от предыдущего - снижение базовой ставки налога с 35 до 24%, а также отказ  от многочисленных налоговых льгот, применяемых ранее. На сегодняшний день, в условиях кризиса ставка налога на прибыль была уменьшена Правительством до 20%. Таким образом, все налогоплательщики поставлены в равные условия, а доля прибыли возросла для тех предприятий, которые ранее не имели льгот.

Кроме общепринятой системы, для субъектов малого предпринимательства действуют два специальных режима.

1. Единый налог на вмененный  доход (Федеральный закон 1998 г.).

Этот налог вводится там, где  налоговый контроль за реально полученными  доходами затруднен (розничная торговля, автотранспортные услуги, платные бытовые услуги). Сюда не входят производство товаров народного потребления и оптовая торговля.

2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности и уплата стоимости патента на занятие определенной деятельностью вместо подоходного налога с физических лиц (Федеральный закон1995 г.). Как показал опыт, эта система налогообложения не создавала благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Поэтому потребовались дополнительные шаги по либерализации налоговой системы, которые нашли отражение в дополнениях и изменениях к НК РФ, вступивших в силу 1 января 2003 г.

Хотя указанные упрощенные системы  налогообложения считаются льготными  для малого бизнеса, большинство  малых предпринимателей после принятия этих законов предпочли платить налоги по общей схеме.

Сейчас эта система существенно  улучшена.

Финансовая и кредитная  политика по отношению к малому предпринимательству. Финансирование малых предприятий всегда было проблемой номер один для малого бизнеса, поскольку свои средства, как правило, у них отсутствовали, а кредиты были не доступны. Именно поэтому мелкие предприятия нуждаются в финансовой помощи со стороны правительства.

В США эту роль взяла на себя Администрация по делам малого бизнеса, которая предоставляла займы представителям малого бизнеса, если они не могли получить их в другом месте, а также выдавала гарантии на получение кредитов в коммерческих банках. Но вскоре выяснилось, что подавляющая часть кредитов не возвращается, и государство остается в накладе. Тогда кредиты стали выдавать выборочно и только тем предприятиям, которые стремятся выжить в трудных условиях. Это кредиты и гарантии:

- на строительство новых предприятий;

- на расширение и модернизацию  эффективных фирм;

- на выполнение федеральных заказов;

- экспортным предприятиям;

- предприятиям в депрессивных  районах;

- инновационному бизнесу.

В России малые предприниматели, как  правило, обходятся собственными средствами, т.е. самофинансированием, поскольку  получить кредит из внешних источников у нас очень сложно. Причин здесь много [7; с.26]:

- высокий процент за кредит;

- нежелание крупных банков работать  с малыми предприятиями,

- невыгодность такой работы  для банков, что связано с большими  накладными расходами на значительное число мелких предприятий, а также с риском возврата кредита;

- российское законодательство  не содержит специальных правовых  норм, учитывающих особенности кредитования  малого бизнеса;

- мелкие предприятия нуждаются  в льготном финансировании, но  банки не могут работать себе в ущерб.

Конечно, если бы банки имели льготы по ставке рефинансирования, то, возможно, они бы почувствовали свою выгоду и вкладывали бы свои средства в  реальный сектор экономики.

Однако опыт показывает, что кредитование малых предприятий при умелой организации представляет собой даже меньший риск, чем кредитование крупного бизнеса. Европейский банк реконструкции и развития и Всемирный банк, которые активно кредитуют мелких предпринимателей, дают такие данные: не менее 99% заемщиков возвращают кредиты полностью и в срок.

Сейчас российские банки активно  осваивают регионы. Наступил такой  период, когда банки стремятся  расширить свой бизнес, привлекая  малые предприятия и тем самым  диверсифицируя свой портфель и уменьшая зависимость от крупного бизнеса. Но на пути кредитования малого бизнеса имеются правовые препятствия. В частности, у нас отсутствует механизм государственной регистрации залога движимого имущества - автотранспортных средств и высокотехнологичного оборудования. Согласно ГК РФ сейчас подлежат государственной регистрации только договоры залога недвижимости, но зачастую малые предприятия таковой не имеют. А, как известно, нет залога - нет и кредита.

В настоящее время с участием Федерального фонда поддержки малого предпринимательства разработаны финансово-кредитные механизмы, которые при участии государства смогут обеспечить более свободный доступ малых предприятий к внешним источникам финансирования. Это:

- гарантийные механизмы;

- субсидирование процентной ставки;

- микрофинансирование;

- лизинг;

- льготные займы через систему  фондов поддержки малого предпринимательства;

- венчурное (рисковое) финансирование; внебюджетные финансовые ресурсы.  Рассмотрим кратко эти инструменты.

Гарантийные механизмы. В развитых странах гарантом обычно выступает государство. У нас такие механизмы находятся еще в стадии разработки и апробации в пилотных субъектах РФ. Прорабатываются два варианта гарантийных механизмов на примере Тульской и Ленинградской областей.

Субсидирование процентной ставки. Здесь речь идет о компенсации части процентных ставок за счет бюджета через Фонды поддержки малого предпринимательства. Форма эта интересная, но мало реальная, поскольку требует значительных бюджетных средств.

Микрофинансирование. Это наиболее эффективный механизм поддержки малого предпринимательства. Он уже широко применяется как мелкими предприятиями, так и индивидуальными предпринимателями для первоначального капитала и для оборотных средств. Выдаются микрокредиты в основном муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства. С 2004 г. «ОПОРА РОССИИ» стала вплотную заниматься этим направлением в регионах. В Татарстане, например, при отделении «ОПОРА РОССИИ» создан Центр микрофинансирования, филиалы которого охватили множество городов Приволжского федерального округа. Предполагается распространить этот опыт и на другие регионы.

Лизинг. Это очень важная форма для малых предпринимателей, иногда это единственное средство модернизировать производство. С лизингом у нас пока много проблем. Это касается и законодательства: Закон «О лизинге» не соответствует Гражданскому кодексу РФ, отсутствуют специализированные организации, которые помогали бы предоставлять в лизинг неиспользованное оборудование, например предприятий-банкротов.

Льготные займы через  систему фондов поддержки малого предпринимательства. Эти займы должны осуществляться из фондов поддержки малого предпринимательства. Всего в России 75 региональных отделений фондов поддержки малого предпринимательства и 200 муниципальных, но микрофинансированием занимаются соответственно 20 и 50 фондов.

Венчурное (рисковое) финансирование. Сейчас у нас имеется 40- 50 тыс. малых инновационных предприятий (менее 5% общей численности), в сфере науки и научного обслуживания работает 3% всех работников. Для финансирования этих предприятий необходимо развивать венчурные фонды, которые бы оказывали поддержку инновационному бизнесу, как это делается в развитых странах.

 Участие малого бизнеса в распределении государственных заказов. Сейчас почти во всех развитых странах закреплен определенный процент государственных заказов за малым бизнесом (примерно 15-20%). В США и странах ЕС - это 15%.

На конец 2008 г. доля малого предпринимательства  в промышленности составила 17%, было произведено 30% общего объема товаров и услуг. Казалось бы, и их доля в государственных заказах должна повыситься. Но пока этого не происходит, и причин здесь достаточно. Главные из них: отсутствие информации и сложность понимания процедур; трудности составления бизнес-плана и подбора персонала для выполнения заказов. Кроме того, заказчики отмечают низкую конкурентоспособность малых предприятий и их ненадежность как поставщиков, а сами малые предприниматели сетуют на неравноправное участие в процедурах торгов и отсутствие информации [3].

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития