Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:43, курсовая работа
В России, как и во всем мире, неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).
1. Предпринимательство. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 5
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 6
1.2. Критерии определения субъекта малого предпринимательства в Москве. 11
2. Рынок – среда существования предпринимательства. 15
2.1. Роль малого предпринимательства в экономике. 18
2.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 22
2.3. Развитие малого предпринимательства в России. 25
3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. 29
3.1.Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства в России. 30
3.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства России. 33
3.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. 38
3.4. Налогообложение малого предпринимательства. 41
3.5. Выбор системы налогообложения и учёта налогоплательщиками. 43
Источник: Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 328.
Как видно из таблицы, предприятия малого бизнеса почти 60% инвестиций в основной капитал направляют в активную часть основных фондов (машины, оборудование, инструмент и инвентарь) и 26,5% - в их пассивную часть (здания и сооружения), в то время как по всем предприятиям эти показатели составляют соответственно 35,7% и 43,6%. Это свидетельствует о том, что на предприятиях малого бизнеса имеются условия лучшего, более эффективного использования инвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания создают реальную продукцию. Между тем удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общих инвестициях в основной капитал в последние годы снижался — с 6,8% в 1997г. до 2.6% в 2000г. (табл.4.).
Таблица 4. Инвестиции в основной капитал (в фактических ценах – млрд. руб., до 1998г. - трлн. руб.)
Показатели |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Общие инвестиции в основной капитал |
376,0 |
408,6 |
407,1 |
670,4 |
1165.2 |
В том числе в основной капитал малых предприятий |
25.7 |
22.1 |
19.3 |
17,9 |
29,8 |
В процентах к общим инвестициям |
6,8 |
5,4 |
4.7 |
2.6 |
2.6 |
Рассчитано по: Россия в цифрах. 2002: Краткий стат. сборник, М.; Госкомстат России, 2002. С. 321-322; Малое предпринимательство в России: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2002. С- 55.
Если учесть, что доля предприятий малого бизнеса в общем выпуске продукции составляла в эти годы 10—12%, то ясно, что при соответствующем увеличении инвестиций в основной капитал этих предприятий они могли бы существенно увеличить объем производства продукции. Эти данные свидетельствуют также о том, что при относительно низких инвестициях предприятия малого бизнеса приносят большую отдачу, нежели крупные. Необходимо создание механизмов льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью.
Важная проблема — несовершенство законодательной базы, на которую опирается малый бизнес, существенные проблемы в законодательстве. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих деятельность малого бизнеса: Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ. Но трудность, однако, состоит в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от модели рыночных отношений. Отсутствует система анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствуют отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Актуальная проблема — социальная защита предпринимателя. Ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов потребления система социальных гарантий и социального обеспечения в современных условиях оказалась практически подорванной. Требуется воссоздание этой системы на новой основе с учетом актуальных интересов предпринимателей.
Перспективы развития малого бизнеса
Перспективы развития малого бизнеса в России связаны с созданием благоприятного климата для малого предпринимательства. Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Нужно искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, ограничивает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности, как инновация, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.
Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, внебюджетные фонды), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система получает в России все большее распространение, то система лизинга находится лишь в зачаточном состоянии. Развитию этих форм деятельности на предприятиях малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.
Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое малое предприятие должно иметь возможность получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам создания предприятия и его функционирования, проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов и др. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей малых предприятий. По разным оценкам в настоящее время только от 20 до 30% руководителей малых предприятий имеют специальное профессиональное образование. Это сдерживает развитие и повышение эффективности малого бизнеса.
Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По прогнозам в ближайшие 5-8 лет число малых предпринимателей увеличится до 1,4 -1,5 млн. Объём выпускаемой продукции достигнет 1,4 – 1,6 трлн. руб. (в 2001г. – 852,7 млрд. руб.) или около 14 – 15% ВВП страны (вместо 9% в 2001).
Выводы:
Список используемой литературы: