Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В России, как и во всем мире, неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

Содержание

1. Предпринимательство. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 5
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 6
1.2. Критерии определения субъекта малого предпринимательства в Москве. 11
2. Рынок – среда существования предпринимательства. 15
2.1. Роль малого предпринимательства в экономике. 18
2.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 22
2.3. Развитие малого предпринимательства в России. 25
3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. 29
3.1.Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства в России. 30
3.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства России. 33
3.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. 38
3.4. Налогообложение малого предпринимательства. 41
3.5. Выбор системы налогообложения и учёта налогоплательщиками. 43

Работа содержит 1 файл

курсовая работа(правка).doc

— 272.00 Кб (Скачать)

В региональной инфраструктуре  поддержки малого предпринимательства определённую роль играют региональные торгово-промышленные палаты, сеть по развитию малого и среднего бизнеса, постоянно развивающаяся система межрегиональных маркетинговых центров, учебно-деловые центры Морозовского проекта, технопарки, бизнес-инкубаторы и другие организации.

По данным Ресурсного центра малого предпринимательства, на начало 2002 году общее количество различных организаций  в регионах России, которые относятся  к инфраструктуре поддержки малого бизнеса, составляет около 1,5 тысяч.

     За последнее время в регионах страны осуществляется процесс создания и расширения сети муниципальных фондов и других организаций поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. Так созданы и действуют муниципальные организации: в Свердловской области – 16, в том числе 15 фондов; в Тульской области – 13 фондов; в Пермской области – 9 организаций, в том числе 5 фондов.

Опыт г. Москвы свидетельствует, что региональная инфраструктура действует наиболее эффективно, она менее бюрократична и ближе к рядовым предпринимателям. В Москве создана наиболее  эффективная инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства с учётом решения важнейших социально-экономических задач. Так, в составе правительства Москвы функционирует Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, руководитель которого входит в состав правительства в ранге министра. Департамент выполняет функции заказчика комплексной  программы развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, ответственного за контроль по её реализации, координатора департаментов, комитетов, главных управлений и других структурных подразделений правительства Москвы в области развития малого предпринимательства. Важное значение для развития инфраструктуры имеет создание Московского центра развития предпринимателей, учреждения территориальных центров развития предпринимательства во всех административных округах в форме некоммерческих партнёров. Целесообразно такие центры создавать в крупных городах России.

Инфраструктуру административных округов по поддержки  и развитию малого предпринимательства составляют следующие организации: муниципальные  фонды поддержки предпринимательства; территориальные центры развития; учебные  центры; бизнес-Интернет центры; технопарк «Здоровье»; бизнес-инкубаторы; центры ремёсел; общественно-экспертные советы административных округов; товарищества предпринимателей.

 


Также в государственной программе  должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. Рассмотрим, какие существуют льготы для малых предприятий в системе налогообложения в нашей стране, и какую систему налогообложения и учёта следует выбрать в той или иной ситуации.

3.4. Налогообложение малого предпринимательства.

Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства с самого начала признания его на федеральном уровне имели специфику в выборе и систем налогообложения, и систем бухгалтерского учёта, и состава отчётности. Субъекты малого предпринимательства в наибольшей степени по сравнению с предприятиями, не имеющими этого статуса, пользовались привилегиями по добровольному применению систем налогообложения, а также, что не менее важно, имели ряд льгот по налогообложению.

В 1991г. для субъектов малого предпринимательства  была впервые в России разработана  упрощённая система налогообложения  и учёта. В такой редакции закон об упрощенной системе налогообложения действовал до 1 января 2003г.

В 1998г. был введён один из самых  спорных налогов – единый  налог на вменённый доход для  определения видов деятельности. Прежде всего этот налог затронул малый бизнес, поскольку именно субъекты малого предпринимательства преимущественно осуществляют те виды деятельности, которые переводятся на уплату вменённого налога.

С 1998. субъекты малого предпринимательства  постепенно лишались предоставляемых  текущим законодательством льгот по налогообложению.

Так, при переходе на уплату единого  налога на вменённый доход субъекты малого предпринимательства утратили  одну из самых ощутимых льгот –  отказ от применения налогового режима в виде единого налога на вменённый  доход, даже если это ухудшает их экономическое положение по сравнению с ранее действующим налоговым режимом.

С 1 января 1999г. вступила в действие часть первая Налогового кодекса  РФ. С этого периода НК РФ устанавливает  систему налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. При этом в НК по сравнению с ранее действовавшим не встречается термин «субъект малого предпринимательства».

Статьёй 18 НК РФ введено понятие  «специальный налоговый режим» - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренным НК РФ.

С 1 января 2003г. к специальным налоговым  режимам относятся:

  • упрощённая система налогообложения субъектов малого предпринимательства
  • система налогообложения в свободных экономических зонах
  • система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях
  • система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции
  • специальный налоговый режим в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
  • специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога.

С 1января 2002г. в силу вступила новая  глава НК РФ: гл.26.1. «Единый сельскохозяйственный налог», а с 1 января 2003г. – гл.26.2. «Упрощённая система налогообложения» и гл.26.3. «Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности».

Безусловно, при каждой системе  налогообложения для малых предприятий  и индивидуальных предпринимателей будет выработана своя специфика  её применения.

В 2003г. по сравнению с 1991г. количество, да и «качество» льгот по налогам для субъектов малого предпринимательства снизилось. Тем не менее ряд льгот по налогообложению, организации бухучёта, объёму бухгалтерской и статистической отчётности действуют и в настоящее время. Применение льгот всегда имеет и плюсы и минусы. С одной стороны – это снижение налогового бремя или упрощение ведения бухучёта, снижение затрат и времени на его ведение. С другой стороны – повышенное внимание и интерес контролирующих органов к таким налогоплательщикам. А неправильное или неправомерное применение льгот приводит к штрафным санкциям. Возможность субъектов малого предпринимательства применять системы налогообложения, работать по нескольким системам одновременно осложняет задачу бухучёта. Как перейти с одной системы налогообложения на другую, как перенести остатки по счетам, по какой системе вести учёт, какую отчётность необходимо сдавать, какие льготы можно применять? Вот неполный перечень основных вопросов, которые задаёт себе бухгалтер, столкнувшись со сменой налогового режима. 

3.5. Выбор системы налогообложения и учёта налогоплательщиками.

Для каждого налогоплательщика выбор системы налогообложения и учёта исключительно индивидуален. При этом следует исходить не только из оптимизации налогообложения и снижения затрат на ведение учёта, но и учитывать специфику ведения хозяйственной деятельности.

Тем не менее существует несколько  общих правил, которые могут помочь налогоплательщикам  при выборе системы налогообложения и организации  учёта есть (см. табл.3).

Общий режим налогообложения применяется  чаще всего. Некоторые предприятия  обоснованно считают, что с точки  зрения оптимизации налогообложения  этот режим для них наиболее приемлем. Для других предприятий этот режим  наоборот увеличивает затраты не только при уплате налогов, но и затраты на ведение учёта. Тем не менее часть предприятий продолжает работать по общему режиму. Как правило, это связано с тем, что налогоплательщики общеустановленной системы являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Наличие этого налога при данном режиме отличает его от специальных налоговых режимов. Экономические реалии таковы, что многие партнёры (покупатели товаров, работ, услуг) малых предприятий и индивидуальных предпринимателей являются плательщиками НДС. Следовательно, для целей оптимизации налогообложения им нужен «входной» НДС, который у юридических лиц учитывается 19 «НДС по приобретённым ценностям». Если малое предприятие или индивидуальный предприниматель перейдёт на упрощённый режим или станет плательщиком единого налога на вменённый доход, то, как следствие, утратит часть своего бизнеса. Это легко доказать на примере:

ООО «Пример» является плательщиком НДС. За налоговый период налогооблагаемая выручка от ведения хозяйственной  деятельности составила 120 000 руб., в том числе НДС 18 305 руб.

Вариант 1: За налоговый период предприятие приобрело у малого предприятия, которое является плательщиком НДС, материалы для использования в хозяйственной деятельности на сумму 9 000 руб. в том числе НДС 1 373 руб., а также товары для перепродажи на сумму 60 000 руб., в том числе НДС 9 153 руб.

По итогам налогового периода ООО  «Пример» должно уплатить в бюджет НДС в сумме 7 779 (18 305 - 1 373 – 9153).

Вариант 2: За налоговый период предприятие приобрело у малого предприятия, не являющегося плательщиком НДС, материалы для использования в хозяйственной деятельности на сумму 9 000 руб., а также товары для перепродажи на сумму 60 000 руб.

По итогам налогового периода ООО  «Пример» должно уплатить в бюджет НДС в сумме 18 305 руб. (18 305 – 0).

Исходя из этого, специальные налоговые  режимы в виде упрощённой системы  налогообложения или единого налога на вменённый доход в основном выгодны тем налогоплательщикам, покупатели продукции (работ, услуг) которых не являются плательщиками НДС. Например, реализация товаров, работ, услуг физическим лицам, а также юридическим (индивидуальным предпринимателям), не являющимися плательщиками НДС или получивших освобождение от уплаты НДС.

Таблица 2.  Общие правила, которые могут помочь налогоплательщикам при выборе системы налогообложения.

 

1. Общий режим налогообложения. Бухучёт у юридических лиц по традиционной системе учёта, простой системе, в регистрах. Книга учёта доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей.

Достоинства

Недостатки 

Возможность применения льгот по налогу на прибыль малыми предприятиями.

Возможность освобождения от уплаты НДС при соблюдении критериев, установленных  гл.21 НК РФ.

Возможность применения общего режима вне зависимости от показателей выручки, стоимости имущества и др. показателей.

Возможность применения общего режима вне зависимости от вида деятельности, реализуемых товаров, работ, услуг. Возможность учитывать специфику деятельности.

Создание филиалов, представительств и т.п.

Сокращённый объём бухгалтерской и статистической отчётности для малых предприятий.

Возможность выбора форм ведения учётов, в зависимости от объёма учётной  информации.

Возможность ведения учёта в  электронном виде в специализированных бухгалтерских программах, что значительно облегчает ведение учёта и составление отчётности.

Высокие затраты на ведение учёта (в отличие от упрощённого режима налогообложения). Большой объём  налоговой отчётности.

Обязанность вести налоговый учёт.

Возможность перехода на уплату ЕНВД по всем или отдельным видам деятельности, как следствие ведение раздельного учёта доходов и расходов для разных систем налогообложения.

Увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) за счёт включения ЕСН, ПФР, ФСС.

2. Упрощённый режим налогообложения. Книга учёта доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей.

Возможное снижение налоговой нагрузки. Самый маленький объём налоговой отчётности и низкие затраты на составление налоговой отчётности.

Самые низкие затраты на ведение  учёта доходов и расходов.

Отсутствие обязанности составлять бухгалтерской отчётности.

Возможное снижение себестоимости  продукции, работ, услуг за счёт отсутствия НДС, ЕСН.

С 2004г. возможность совмещать упрощённый режим и уплату ЕНВД, что обеспечивает идентичность освобождений от уплаты налогов и сокращение затрат на их расчёт.

Оптимально для налогоплательщиков, осуществляемых реализацию товаров, работ, услуг для физических лиц и юридических, получивших освобождение от уплаты НДС.

Сокращённый объём статистической отчётности для малых предприятий.

Отсутствие права добровольно  уплачивать НДС и, как следствие, возможная утрата клиентского списка ил потеря бизнеса в целом.

Необходимость отслеживать все  нововведения в налоговом законодательстве, т.к. введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение в качестве его плательщиков налогоплательщиков упрощённого режима.

Необходимость отслеживать соблюдение показателей критериев, дающих право применять упрощённый режим.

Возможность утраты права работать по упрощённому режиму и, как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухучёта за весь период применения упрощённого режима, возможная досдача налоговой и бухгалтерской отчётности.

Увеличение затрат на ведение учёта, если налогоплательщик решит дублировать учёт хозяйственных операций по правилам бухучёта.

Возможное появление обязанности  перехода на уплату ЕНВД по одному или  нескольким видам деятельности и, как  следствие, переход на ведение раздельного учёта доходов и расходов.

Отсутствие возможности открывать  филиалы и представительства, осуществлять деятельность и торговлю товарами, запрещёнными плательщикам упрощённого  режима.

3. Единый  налог. Книга учёта доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей.

Возможное снижение налоговой нагрузки, по крайней мере до появления в  формуле расчёта ЕНВД коэффициента К1, учитывающего кадастровую стоимость  земли.

Низкие затраты на составление  налоговой отчётности.

Снижение себестоимости продукции, работ, услуг за счёт отсутствия НДС, ЕСН.

В зависимости от объёма учётной  информации возможность выбора систем бухучёта, в том числе упрощённая для малых предприятий.

Возможность ведения учёта в  привычных для бухгалтера формах в течение всей деятельности предприятия.

Возможность ведения учёта в  электронном виде в специализированных бухгалтерских программах, что значительно  облегчает ведение учёта и  составление отчетности.

 Сокращённый объём бухгалтерской  и статистической отчётности  для малых предприятий.

Отсутствие права добровольно  уплачивать НДС и как следствие, возможная утрата клиентского списка и бизнеса.

Как правило, несовпадение фактически полученных доходов и расходов с  фактически уплаченными ЕНВД.

Отсутствие возможности учесть затраты при исчислении ЕНВД и, как следствие снижение способности расширения бизнеса, внедрение новых технологий.

Из-за желания снизить сумму  уплачиваемого ЕНВД снижение физического  показателя, в том числе наёмных  работников и как следствие, нарушение  налогового законодательства и социальной необеспеченности работников.

Отсутствие чётких указаний в законодательстве на порядок ведения учёта доходов  и расходов индивидуальных предприятий.

Увеличение затрат на ведение учёта, расчёта налогов и объёма налоговой  отчётности при ведении нескольких видов нескольких видов деятельности, облагаемых ЕНВД или налогами по разным системам налогообложения.

Отсутствие желания налогоплательщиками  расширять и развивать бизнес из-за возможности увеличения налоговой  нагрузки или попадания под  налогообложения по разным системам.

Желание налогоплательщиков избежать уплаты ЕНВД, следовательно, перепрофилирование видов деятельности, перенос бизнеса в регионы, где ЕНВД не взимается.

Необходимость отслеживать соблюдение показателей критериев, дающих право применять упрощённый режим.


Заключение

Проблемы  и перспективы развития малого предпринимательства в России

Проблемы развития малого бизнеса

Среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в России, выделяют: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, усиление давления криминальных структур, нехватку квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров и консультантов, сложности с получением помещений и крайне высокую арендную плату, ограниченные возможности получения лизинговых услуг, отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Чрезмерные административные барьеры  не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая, предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.                                     

Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% от валового национального продукта. По оценке доля теневой заработной платы в России снизилась с 35,2% в 2000г. до 27-28% в 2002г., занимая по-прежнему значительный удельный вес. При этом речь идет прежде всего о малом и среднем бизнесе в России. Выдвигаются три главные причины такого положения:                           

  • сохраняющиеся высокие ставки налогов, и прежде всего единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;
  • недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;               
  • боязнь «левых» поборов, другими словами, боязнь криминальных структур.

Основная проблема, с которой сталкиваются предприятия малого бизнеса в России, — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13—15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка. Структура инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в 2000г. характеризуется данными табл.3.

Таблица 3. Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий (в процентах к итогу)

 

 

Показатели

Инвестиции в основной капитал малых предприятий

Общие инвестиции в основной капитал

Инвестиций - всего

100

100

В том числе в:

 

 

жилища

9,4

10,7

здания (кроме жилых) и сооружения

26,5

43,6

машины, оборудование, инструмент и инвентарь

59,2

35,7

прочие

4,9

10,0

Информация о работе Малое предпринимательство