Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В России, как и во всем мире, неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

Содержание

1. Предпринимательство. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 5
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 6
1.2. Критерии определения субъекта малого предпринимательства в Москве. 11
2. Рынок – среда существования предпринимательства. 15
2.1. Роль малого предпринимательства в экономике. 18
2.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 22
2.3. Развитие малого предпринимательства в России. 25
3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. 29
3.1.Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства в России. 30
3.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства России. 33
3.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. 38
3.4. Налогообложение малого предпринимательства. 41
3.5. Выбор системы налогообложения и учёта налогоплательщиками. 43

Работа содержит 1 файл

курсовая работа(правка).doc

— 272.00 Кб (Скачать)
  • Район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т.е. субъекты малого предпринимательства (юридические лица) не должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской области, хотя рынок сбыта для производимой продукции (услуг, работ) может выходить за указанные границы;
  • Они недолжны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и дилерских фирм, банков и иных кредитно-финансовых организаций;
  • Среднесписочная численность работающих (с учётом работающих по договорам подряда и по совместительству) должна быть:
  • в промышленности и строительстве – 200 человек и меньше;
  • в других отраслях сферы материального производства – 100 человек и меньше;
  • в отраслях непроизводственной сферы – 60 человек и меньше.

Юридические лица, отнесённые к субъектам  малого предпринимательства Москвы, внесённые в Реестр малого предпринимательства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти г. Москвы, однако невключение субъектов малого предпринимательства в Реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

Реестр субъектов малого предпринимательства  создаётся для:

  • регистрации обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;
  • принятия решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами Москвы;
  • хранения и актуализации информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;
  • решения аналитических задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства Москвы;
  • проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства Москвы;
  • сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимых субъектами малого предпринимательства.

Реестр включает комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в Реестр или оказания им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по их заявлениям.

Держателем Реестра является Департамент  поддержки и развития малого предпринимательства  правительства г. Москвы. Ведение  Реестра осуществляется в соответствии с «Положением о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы», утверждённым распоряжением мэра Москвы, от 7 мая 1997 г. № 367-РМ. 


 

Международная практика показывает, что развитие малого предпринимательства  является одним из самых эффективных  методов стабилизации экономики, и  поэтому сложно переоценить важность данного понятия в современных условиях формирующегося рынка.

А осуществляемые в России экономические  реформы при всей их непоследованности  и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население всё больше и больше начинает заниматься малым бизнесом (предпринимательством). Поэтому для наиболее полного понимания важности данной темы необходимо выяснить сущность малого предпринимательства, его место, особенности и проблемы функционирования в условиях формирующегося рынка.

2. Рынок – среда существования предпринимательства.

Рынок – это среда существования  предпринимателей. Если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимательства, и наоборот, поскольку предприниматели (фирмы, компании) являются ведущими субъектами рыночной экономики наряду с домохозяйствами и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллективным предпринимателем.

Анализ множества определений  рынка, представленных в научной  литературе, позволяет сделать вывод  о том, что рынок является формой взаимоотношений  между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. Рынок – это сложное и многостороннее экономическое явление; это соединение спроса и предложения; это форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями, основанных на взаимной купле-продаже товаров (услуг, работ). Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведённых товаров: ведь если они не будут поданы, предприниматель не получит планируемый объём прибыли, следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства в стране при условии, что растут и развиваются рынки всех факторов производства.

Современный рынок представляет собой  организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предприятиям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объёмов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении. Никто не может административно (юридически) заставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать. Рынок – есть сообщество самостоятельных, независимо хозяйствующих субъектов, а предприниматель – самостоятельно хозяйствующий субъект.

Поэтому, задумав создать собственное  дело, будущий предприниматель должен ответить на ряд ведущих вопросов рынка:

  • для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели), есть ли для него место под «солнцем рынка». Поэтому процесс принятия предпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи – для кого производить продукцию, товары, выполнять работы, кому оказывать услуги (в зависимости от вида и типа рынка);
  • что производить, какие конкретно товары, какие конкретно услуги выполнять, а затем уже определить, есть ли у него все условия и факторы для своей деятельности. При этом следует помнить, что предприниматели имеют право заниматься только законной и лицензируемой деятельностью;
  • как производить продукцию (товары), выполнять работы, оказывать услуги, на какой технической и технологической основе, с какими качественными характеристиками, с какими издержками, с каким уровнем конкурентной способности. Поэтому очень важно знать, какое сложилось соотношение между спросом и предложением товара, который собирается предложить предприниматель (в любой сфере деятельности – производственной, торгово-посреднической, финансово-кредитной) на рынке, причём не вообще на рынке, а на определённом территориальном рынке. Если спрос большой и устойчивый, то есть смысл создавать собственное дело.

Предприниматель должен исходить не из идеи: «Я могу произвести товар» или  «Этот товар нужен потребителям», а из идеи, базирующейся на простом и важнейшем рыночном принципе: «Найти потребность и удовлетворить её». Поскольку предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предприниматель работает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а сам соответственно получает прибыль (доход).

Следующий рыночный принцип, которым  должен руководствоваться предприниматель  при создании собственного дела –  это: «Производить товары следует с более низкими издержками (себестоимостью)». Иначе рынок может не признать эти товары , а предприниматель не сумеет их реализовать (продать) или получить планируемую прибыль.

И последнее, предприниматель, устанавливая цены на производимые товары, должен учитывать  поведение конкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень насыщения рынка. Завышенная оптовая (розничная цена не позволит своевременно продать товары, а заниженная – получить планируемый объём прибыли. Проблема ценообразования играет существенную роль в механизме создания и функционирования собственного дела, общий алгоритм которого можно выразить следующей краткой схемой:

предпринимательская идея ® цели предпринимателя ® разработка проекта ® реализация его в виде создания собственного дела ® функционирование организации.

Как уже говорилось, рынок есть сфера существования предпринимателей, без него не будет миллионов предпринимателей, а без них как самостоятельно хозяйствующих субъектов не может  быть развитого рынка. Поэтому все  условия и факторы становления цивилизованного развитого рынка являются и условиями становления развитого предпринимательства, и, в частности, малого предпринимательства.

Важнейшим обязательным признаком  рынка является его конкурентный характер. Конкуренция – это механизм функционирования предпринимателей, которые конкурируют между собой, а также с покупателями. Это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на соответствующем товарном рынке. Поэтому действующим законодательством запрещено прибегать к  недобросовестной конкуренции на рынке, занимать доминирующее положение, осуществлять монополистическую деятельность, устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Предприниматель только тогда может  добиться успеха, когда сумеет своевременно и правильно оценить рыночные возможности с точки зрения целей и ресурсов своей фирмы, производить только необходимые субъектам рынка товары и услуги с меньшими издержками и необходимого качества. И, учитывая, что в России до сих пор не сформирована позитивная предпринимательская среда, российский предприниматель должен помнить важнейшие правила в организации своего бизнеса (дела), он должен рассчитывать на собственные силы, ибо только малое предпринимательство пользуется определённой поддержкой со стороны властей.

2.1. Роль малого предпринимательства  в экономике.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства  необходимо только потому, что они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

 Без малого бизнеса рыночная  экономика ни функционировать,  ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной к нормальной рыночной экономике. Малое предпринимательство в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП); во всех развитых странах на долю малого предпринимательства приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирая темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса.

По роли в развитии экономики, решения  социальных задач малое предпринимательство  в России значительно уступает малому предпринимательству в таких  развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция, Индия и др. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

 Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 1999г., по данным Госкомстата РФ, представлена в следующей таблице 2.1.:

Таблица 1. Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 1997 г.

Информация о работе Малое предпринимательство