Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:43, курсовая работа
В России, как и во всем мире, неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).
1. Предпринимательство. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 5
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 6
1.2. Критерии определения субъекта малого предпринимательства в Москве. 11
2. Рынок – среда существования предпринимательства. 15
2.1. Роль малого предпринимательства в экономике. 18
2.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 22
2.3. Развитие малого предпринимательства в России. 25
3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. 29
3.1.Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства в России. 30
3.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства России. 33
3.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. 38
3.4. Налогообложение малого предпринимательства. 41
3.5. Выбор системы налогообложения и учёта налогоплательщиками. 43
Показатели |
Малые предприятия, % |
Общая численность постоянных работников на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики |
12,5 |
Фонд заработной платы, начисленной работникам предприятий и организаций всех отраслей экономики |
10,0 |
Выпуск товаров и рыночных услуг на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики |
8,0 |
Инвестиции в основной капитал |
5,4 |
Объём платных услуг населения, оказанных предприятиями и организациями |
5,1 |
На 1 января 1999 г. число малых предприятий по отраслям экономике распределялось следующим образом (от общей численности всех предприятий,%): торговля и общественное питание – 44,5; строительство – 15,8; промышленность – 15,7; наука и научное обследование – 4,5; общая коммерческая деятельности по обеспечению функционирования рынка – 4,0; другие отрасли экономики – 15,5. За последние годы число малых предприятий не увеличивается. Если на конец 1994 г. их численность составляла 896,9 тыс., то на начало 1999 г. – 868,0 тыс. Снизилось число малых предприятий в науке и научном обслуживании, в торговле и общественном питании, несколько возросло в промышленности, строительстве, в сельском хозяйстве и на транспорте. К сожалению, не увеличилась численность работающих на малых предприятиях, которая в 1998 г. в целом по Российской Федерации составила (среднесписочная) 6207,8 тыс. человек постоянных работников, средняя численность работников, выполнявших работы по договорам, - 475,7 тыс. человек и средняя численность внешних совместителей составляла 717,9 тыс. человек.
В 1998 г. малые предприятия произвели продукции (выполнили работ, оказали услуг) на сумму 265,6 млрд. руб., в том числе в промышленности – 66,8 млрд., или 25,3 % основной деятельности; в строительстве – 67,3 млрд. (25,7%), торговля и общественное питание – 71,1 млрд. руб. (25,7%).
Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого бизнеса является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
2.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определённые преимущества.
Федеральный закон «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской федерации» направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро
труда отмечается, что малые и
средние предприятия
Собственники малых
В то же время субъектами малого предпринимательства свойственны и определённые недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности малого бизнеса определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельность чаще всего называют:
Другими причинами
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят за рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса сказывается
невысокая квалификация предпринимателей.
Предприниматели, уже накопившие опыт
ведения дел в маленьких
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.
2.3. Развитие малого предпринимательства в России.
Анализируя сложившуюся в
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие производства на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырьё, материалы, стоимость которых постоянно растёт. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокие ставки за кредит; неплатёжеспособность партнёров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырьё и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнёров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственн6ых средств; невыгодность производства; громоздкая отчётность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнёров; отрицательное отношение к предпринимателям рядового населения. Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чём свидетельствует опыт ведущих стран.
Проведённые
Институтом стратегического анализа
и развития предпринимательства
опросы руководителей малых
Таким образом, можно выделить следующие преимущества в деятельности малых предприятий. Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.
Как показывает мировая практика,
малое и среднее предпринимател
В первую очередь, для нормального функционирования малого предпринимательства, необходимо сформировать широкую правовую среду. Этот процесс начался с принятием законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, т.к. субъекты малого предпринимательства не являются организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идёт совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.