Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В России, как и во всем мире, неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

Содержание

1. Предпринимательство. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 5
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 6
1.2. Критерии определения субъекта малого предпринимательства в Москве. 11
2. Рынок – среда существования предпринимательства. 15
2.1. Роль малого предпринимательства в экономике. 18
2.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 22
2.3. Развитие малого предпринимательства в России. 25
3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. 29
3.1.Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства в России. 30
3.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства России. 33
3.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. 38
3.4. Налогообложение малого предпринимательства. 41
3.5. Выбор системы налогообложения и учёта налогоплательщиками. 43

Работа содержит 1 файл

курсовая работа(правка).doc

— 272.00 Кб (Скачать)

Показатели

Малые предприятия, %

Общая численность постоянных работников на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики

 

12,5

Фонд заработной платы, начисленной работникам предприятий  и организаций всех отраслей экономики

 

10,0

Выпуск товаров  и рыночных услуг на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики

 

8,0

Инвестиции  в основной капитал

5,4

Объём платных  услуг населения, оказанных предприятиями  и организациями

 

5,1




 

На 1 января 1999 г. число малых предприятий  по отраслям экономике распределялось следующим образом (от общей  численности всех предприятий,%): торговля и общественное питание – 44,5; строительство – 15,8;  промышленность – 15,7; наука и научное обследование – 4,5; общая коммерческая деятельности по обеспечению функционирования рынка – 4,0; другие отрасли экономики – 15,5. За последние годы число малых предприятий не увеличивается. Если на конец 1994 г. их численность составляла 896,9 тыс., то на начало 1999 г. – 868,0 тыс. Снизилось число малых предприятий в науке и научном обслуживании, в торговле и общественном питании, несколько возросло в промышленности, строительстве, в сельском хозяйстве и на транспорте. К сожалению, не увеличилась численность работающих на малых предприятиях, которая в 1998 г. в целом по Российской Федерации составила (среднесписочная) 6207,8 тыс. человек постоянных работников, средняя численность работников, выполнявших работы по договорам, - 475,7 тыс. человек и средняя численность внешних совместителей составляла 717,9 тыс. человек.

  В 1998 г. малые предприятия произвели продукции (выполнили работ, оказали услуг) на сумму 265,6 млрд. руб., в том числе в промышленности – 66,8 млрд., или 25,3 % основной деятельности; в строительстве – 67,3 млрд. (25,7%), торговля и общественное питание – 71,1 млрд. руб. (25,7%).

Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого бизнеса является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителем;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придаёт экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнёры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремёсел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство  налагает определённые ограничения (домохозяйки, пенсионеры, учащиеся, инвалиды);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупным предприятиям путём изготовления  и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счёт их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

2.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определённые преимущества.

Федеральный закон «О государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской федерации» направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Анализируя зарубежный и отечественный  опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и  средние предприятия располагают  значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчёте на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации  в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельность предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наёмных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время субъектами малого предпринимательства  свойственны и определённые недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности малого бизнеса определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельность чаще всего называют:

  • некомпетентность;
  • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
  • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

 Другими причинами банкротства  малых фирм являются: запущенность бизнеса, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго  существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят за рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается  невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует  не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трёх или четырёх лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у неё возможностей сохранения деятельность в кризисный период.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к  ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

2.3. Развитие малого предпринимательства в России.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно  выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платёжной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищённость предпринимателей;
  • слабый уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • негативное отношение определённой части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
  • неотработанность правовых и организационных основ регулирования предпринимательства на региональном уровне;
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
  • в результате финансово-экономического кризиса, развившегося в 1998 г., резкое повышение цен на все факторы производства, по существу катастрофическое снижение покупательской способности россиян. Из-за отсутствия спроса уже начали останавливаться самые эффективные производства. Сворачивается всем и вся.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие производства на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырьё, материалы, стоимость которых постоянно растёт. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Так, обобщая  результаты социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокие ставки за кредит; неплатёжеспособность партнёров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырьё и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнёров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственн6ых средств; невыгодность производства; громоздкая отчётность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнёров; отрицательное отношение к предпринимателям рядового населения. Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чём свидетельствует опыт ведущих стран.

Проведённые Институтом стратегического анализа  и развития предпринимательства  опросы руководителей малых предприятий  показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке  своей предпринимательской деятельности, а 70% - что им нужны надёжные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75%  малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

 


 

Таким образом, можно выделить следующие преимущества в деятельности малых предприятий. Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

 

3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.

Как показывает мировая практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

В первую очередь, для нормального функционирования малого предпринимательства, необходимо сформировать широкую правовую среду. Этот процесс начался с принятием законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, т.к. субъекты малого предпринимательства не являются организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идёт совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство