Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В России, как и во всем мире, неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

Содержание

1. Предпринимательство. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 5
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 6
1.2. Критерии определения субъекта малого предпринимательства в Москве. 11
2. Рынок – среда существования предпринимательства. 15
2.1. Роль малого предпринимательства в экономике. 18
2.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 22
2.3. Развитие малого предпринимательства в России. 25
3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. 29
3.1.Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства в России. 30
3.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства России. 33
3.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. 38
3.4. Налогообложение малого предпринимательства. 41
3.5. Выбор системы налогообложения и учёта налогоплательщиками. 43

Работа содержит 1 файл

курсовая работа(правка).doc

— 272.00 Кб (Скачать)

3.1.Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства в России.

В соответствии с федеральным законодательством  государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-производственных и информационных ресурсов, а так же научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчётности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки  малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике,

Наиболее активная помощь малым  предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого предпринимательства и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы, Так, на начало 1999г. численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 21% общей численности малых предприятий страны. На них было занято около 3 млн. человек. Они обеспечивают около 40% поступлений финансовых средств в городской бюджет.

Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет менее 51% от общего размера капитала.                     

Развитие малого предпринимательства  во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды и приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого предпринимательства правительство г. Москвы организует и проводит для них:

  • открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений земельных участков;
  • открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры.

Заслуживает всемерной поддержки  механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств московского Фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных источников.

Субъекты малого предпринимательства, заинтересованные в реализации городских  программ и проектов и претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы:

  • заявку на получение финансовой поддержки по установленной форме;
  • следующие приложения к заявке по установленной форме:

паспорт предприятия; личная анкета руководителя предприятия-заявителя; описание предпринимательского проекта;

  • бизнес-план проекта в соответствии с установленными методическими рекомендациями;
  • следующие документы; копия регистрационных карт Реестра малых предприятий г. Москвы; копии учредительных документов предприятия-заявителя; копии бланков и отчетов о финансовых результатах предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией; перечень основного имущества предприятия-заявителя; документы, подтверждающие наличие производственных помещений; дополнительные документы, имеющие отношение к проекту (по усмотрению заявителя).

В современных экономических условиях важное значение для развития предпринимательства  имеет предоставление его субъектам оборудования в лизинг на определенный срок с последующим выкупом на льготных условиях.

Летом 2004г. Госдума приняла в  третьем окончательном чтении проект Федерального закона №58338-4 «О внесении изменений в законодательные  акты РФ». Этим документом отменён ряд льгот, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, определённых вышеуказанным Федеральным законом №88-ФЗ. В частности, отменены следующие законы:

  • ст.2. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ;
  • ст.8. Фонды поддержки малого предпринимательства;
  • ст.9. Налогообложение субъектов малого предпринимательства;
  • ст.10. Ускоренная амортизация;
  • ст.15. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • ст.22. Переходные положения.

Федеральный закон №88-ФЗ даёт возможность получить статус малого предприятия кредитным организациям, предприятиям со 100% иностранного капитала, предпринимателям с неограниченной численностью наёмных работников и т.п. Госдумой предполагается изменить само определение малого бизнеса. Новый документ планируется принять в 2005г.

3.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства России.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства  во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса в США, органы конгресса США по делам малого бизнеса, министерства торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческий банк, федеральные фонды и другие организации.

В РФ сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных Комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономики, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.

Большую роль в механизме поддержки  развития малого предпринимательства ранее играл Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ, однако указом Президента РФ в сентябре 1998г, комитет был ликвидирован. В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической среде, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.

Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так, в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы. В июне 2000г, осуществлен уже четвертый выпуск специалистов с высшим образованием по предпринимательству.

Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов РФ, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий.

Важной функцией местных органов  самоуправления является разработка и  реализация региональных программ поддержки  и развития малого предпринимательства.

По данным бывшего Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, почти во всех регионах РФ созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, в 70 регионах действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.). Однако наиболее развитая система государственных органов поддержки и развития малого предпринимательства функционирует в Москве, которая в 1998г. торжественно отметила 10-летний период развития малого предпринимательства. Особенностью опыта развития малого предпринимательства в Москве является комплексный, системный подход в процессе как развития, так и реализации городских программ развития малого предпринимательства.

Характерно, что в Москве по основным направлениям малого предпринимательства  приняты законодательные и нормативные акты, постановления правительства Москвы, распоряжения мэра, сформирована действенная инфраструктура малого предпринимательства, приведенная на рис.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 


 


 

 


 


 

 

 


 


 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. общая схема организационной структуры государственно-общественной поддержки малого предпринимательства 

3.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.

Формирование развитой инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства на уровне регионов – субъектов РФ является важнейшим условием и фактором поступательного развития малого предпринимательства, о чём, в частности, свидетельствует опыт г. Москвы, в котором создана действенная инфраструктура  малого предпринимательства. В создании региональной инфраструктуры заинтересованы как субъекты малого предпринимательства, так и органы законодательной и исполнительной властей субъектов РФ. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели функционируют на территории соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований, обеспечивая поступления на локальные рынки около 80% производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Малые предприятия на местном уровне способствуют повышению занятости неработающего населения посредством создания новых рабочих мест. Малые предприятия обеспечивают значительные поступления средств в местные и региональные бюджеты. В то же время государственная политика развития малого предпринимательства в значительной степени может быть реализована посредством организации действенной инфраструктуры поддержки предпринимательства вообще, а малого в частности на региональном уровне.

За последние годы создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства получило дальнейший импульс, особенно после обсуждения концепции государственной политики поддержки малого предпринимательства на Государственном совете РФ. Так, в системе органов исполнительной власти более 70 субъектов РФ функционируют специализированные органы, занимающиеся проблемами развития малого бизнеса. Среди них 2 министерства, 19 комитетов, 51 департамент управления. В четырёх регионах вопросы поддержки переданы в ведение региональных фондов поддержки малого предпринимательства. Так, в 11 регионах вопросами развития предпринимательства занимаются отдельные специалисты в составе подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Важную роль в поддержки развития  малого предпринимательства играют региональные фонды поддержки, которые в 2002 году действовали в 87 субъектах РФ. Региональные фонды оказывают финансовую поддержку в реализации региональных комплексных программ поддержки, которые действуют почти в 80 регионах России. На реализацию комплексных программ развития малого предпринимательства было запланировано выделить 1661,39 млн. рублей из средств региональных бюджетов, в том числе в г. Москве – 608 млн., в Ханты-мансийском автономном округе – 200 млн., в республике Татарстан – 116 млн.

Информация о работе Малое предпринимательство