Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:56, курсовая работа
Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия)
1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 2
2. Критерии определения субъектов малого предпринимательства. 4
3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. 5
4. Роль малого предпринимательства в экономике 7
5. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 10
6. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства. 12
7. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства 15
8. Расчетная работа: “Формирование текущего бюджета” 20
9. Список используемых источников: 31
2. Информационное
обслуживание субъектов малого
предпринимательства
3. Фонды
поддержки малого
4. Размер,
порядок и условия компенсации
устанавливаются договором
Производственно-
1. Федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти
2. Федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти
3. Производственно-
Поддержка субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления обеспечивают развитие
системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров для малого
предпринимательства. Учреждения и организации,
осуществляющие подготовку, переподготовку
и повышение квалификации кадров для малого
предпринимательства, пользуются льготами
в порядке, установленном действующим
законодательством.
В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.
Малое предприятие так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта.
Предоставлять такую возможность, причем на доступных условиях, и должна инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может.
Именно поэтому одна из первых забот (первая, пожалуй, все-таки создание нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие предпринимательства) - это создание комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые дл развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Инспекция, торгинспекция, отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования малого предпринимательства.
На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развити предпринимательской деятельности. Основные из них - это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.
Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ. Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрировано более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий. Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой на сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат.
Далее мы остановимся на структурах, непосредственно контактирующих и поддерживающих малые предприятия. Данные структуры оказывают услуги по целому ряду направлений. ГКРП России в 1997 году проведен анализ видов деятельности объектов инфраструктуры в регионах России. Эта информаци приведена в приложении к данному изданию.
Остановимся подробнее на самых распространенных объектах инфраструктуры.
Объекты инфраструктуры часто имеют различные названия: "бизнес-центры", "школы предпринимателей", "технопарки", "бизнес-инкубаторы", "агентства", "учебно-деловые центры", "фонды поддержки" и другие. На практике бизнес- инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр - от школы менеджеров. Тем не менее, авторы пособия считают нужным представить свою классификацию и определение различных субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Бизнес-школы (БШ). Бизнес-школами мы называем структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Эти структуры могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. БШ осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ - негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого предпринимательства.
Агентства поддержки малого предпринимательства. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Агентства поддержки малого предпринимательства впервые появились в Англии в период экономической депрессии 50-60 годов. В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства - АО “Российского агентства поддержки малого и среднего и бизнеса”, образованного согласно выполнению межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда “Ноу-Хау”. В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являютс негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.
Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. Многие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, часть из которых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды-агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров. выступают в качестве гаранта для получени кредитных ресурсов.
Несколько региональных фондов договариваются об объединении своих усилий дл решения вопросов финансовой помощи в поддержке и развитии малого предпринимательства в регионах (Новосибирский государственный областной фонд и Алтайский фонд "Ноу-хау"; Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса с соседними региональными фондами).
Технопарки. Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требует значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время их зарегистрировано более 40. Большинство технопарков объединены в “Ассоциацию технопарков и бизнес-инкубаторов”, созданную в 1992 году.
Технологические центры (ТЦ). Инновационно-технологические центры (ИТЦ) создаются, как правило, на базе научно-иследовательских институтов и центров. Цели ИТЦ сходны с целями технопарков, с той лишь разницей, что в ИТЦ уделяют больше внимани коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействи развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12 ИТЦ, в том числе и на базе ведущих технопарков.
Бизнес-инкубаторы (БИ). К бизнес-инкубаторам мы относим структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др. Термин “бизнес-инкубатор” впервые появился в Америке. Первое упоминание о них появилось в Программе “Молодежь России” в 1992 году по предложению Союза МЖК России и Центра “Возрождение предпринимательства”. В настоящее врем действует 50 структур, называющие себя бизнес-инкубаторами. В 1996 году образовано некоммерческое партнерство “Национальное содружество бизнес-инкубаторов”, объединившее 23 бизнес-инкубатора с целью содействия и оказания взаимопомощи, обмена опытом и решения общих проблем.
Учебно-деловые центры (УДЦ). Термин “учебно-деловые центры” введен в обиход Академией менеджмента и рынка, с 1992 года реализующей Морозовский проект - широкомаштабную программу поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров дл рыночной экономики. УДЦ имеют сходные с агентствами и бизнес-школами функции, однако, в отличие от агентств, УДЦ нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России создано 77 УДЦ, а также 52 их филиала в небольших городах.