Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:56, курсовая работа
Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия)
1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 2
2. Критерии определения субъектов малого предпринимательства. 4
3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. 5
4. Роль малого предпринимательства в экономике 7
5. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 10
6. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства. 12
7. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства 15
8. Расчетная работа: “Формирование текущего бюджета” 20
9. Список используемых источников: 31
устанавливает
следующие предельные значения выручки
от реализации товаров (работ, услуг): -
микропредприятия - 60 млн. рублей; - малые
предприятия - 400 млн. рублей; - средние
предприятия - 1000 млн.
рублей. Настоящее Постановление вступает
в силу со дня его официального опубликования
и распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2008 г. Предельные значения
выручки от реализации товаров (работ,
услуг) и балансовой стоимости активов
устанавливаются Правительством Российской
Федерации один раз в пять лет с учетом
данных сплошных статистических наблюдений
за деятельностью субъектов малого и среднего
предпринимательства.
Экономические реформы, проводимые в России, потребовали пересмотра всей инфраструктуры экономики и механизма, влияющего на нее. Это, прежде всего, приватизация и демонополизация крупных предприятий-монополистов, развитие конкуренции, инфраструктуры финансового, страхового, фондового рынка, сети оптовой и розничной торговли, транспорта, связи и сферы услуг.
Эффективность рыночных отношений, степень их развития тесно связаны с процессом создания и развития предприятий малого и среднего бизнеса.
Малое предпринимательство (МП) - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малые предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
Малый бизнес в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует менее 10 лет. Начало процессе самоопределения предпринимателей как общественного слоя положили решения по развитию системы научно-технического творчества молодежи, разрешение индивидуально-трудовой и кооперативной деятельности во второй половине восьмидесятых годов.
Наибольшее развитие в России малое предпринимательство получило в 1992-94 гг. Но без реальной поддержки уже в конце 1994 года сбои стал давать бизнес в производственной сфере. Подразделения. выделенные из крупного производства, не получая поддержки, не сумели развивать производство, иногда по причине разрыва технологической цепочки, иногда - из-за спада производства на крупных предприятиях.
Самостоятельно
созданные предприятия
Обострение проблемы выживания и развития малых предприятий в России обусловлено действием объективных внешних условий (кризисное экономическое положение в стране, неразвитость законодательства, несовершенство государственной поддержки МП, нестабильность финансовых и товарных рынков, отсутствие инвестиций и ограниченность доступа к производственным и финансовым ресурсам, взаимные неплатежи, криминализация общества и др.) и внутренних факторов (слабость малых предприятий, недостаточность их финансового, технического, кадрового, управленческого потенциала, низкая конкурентоспособность продукции).
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах. предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от из размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый кооперативный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их проведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем, предпринимательство, в целом, весьма неоднородно, каждая их этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим,. политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес, в основном, определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой стороны - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнеров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определенных условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.
Средний бизнес, в большей мере, зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономический политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия (далее МСП) являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объем производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта. Кроме того, сектор МП более динамично создает новые рабочие места. так, например, в США за период 1976-90 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор МП за тот же период создал 4,1 млн. новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране.
Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество, в целом. не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо“ любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулируется основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы МП, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей МП отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей МП, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, , причем крупные предприятия не подавляют там малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах.
Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
МП
- вполне самостоятельная и наиболее
типичная форма организации
Малые
предприятия способствуют преодолению
монополизма в экономике, развитию
конкуренции, внедрению достижений
науки и техники в
Следует отметить, что малые предприятия более гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут использовать местные источники сырья, отходы крупного производства, полнее учитывать региональные потребности, создают благоприятные предпосылки для трудоустройства всех групп населения, обслуживания индивидуальных заказчиков.
Развитие сети малых предприятий позволит избежать социальной напряженности в обществе, создаст реальную основу развития малых и средних городов России.
И еще один важный фактор в пользу малого бизнеса: небольшие размеры производства благоприятствуют нормализации экологической обстановки в регионах.
Немаловажным является и то, что на малых предприятиях устанавливаются неформальные отношения в трудовом коллективе, проще подобрать психологически совместимых работников, люди реально ощущают свою причастность к управлению предприятием, теснее связь оплаты труда с его результатами.
Сектор
МП наиболее динамично осваивает
новые виды продукции и экономические
ниши, развивается в отраслях, непривлекательных
для крупного бизнеса и т. п. Важнейшими
особенностями МП являются способность
к ускоренному освоению инвестиций и высокая
оборачиваемость оборотных средств. Еще
одной характерной чертой МП является
активная инновационная деятельность,
способствующая ускоренному развитию
различных отраслей хозяйства во всех
секторах экономики. Например, в США количество
внедренных новшеств на одного работающего
в секторе МП в два раза превышает аналогичный
показатель для крупных предприятий. Эти
качества при массовом развитии сектора
МП дают возможность совершить энергичный
рывок в социально-экономическом развитии
и позволяют накопить в короткий период
средства для устойчивого развития других
отраслей хозяйства страны, что великолепно
подтверждается опытом Германии, Японии,
Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.
Анализ сложившейся в стране предпринимательской среды позволяет выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства: