Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:56, курсовая работа

Описание работы

Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия)

Содержание

1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. 2
2. Критерии определения субъектов малого предпринимательства. 4
3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. 5
4. Роль малого предпринимательства в экономике 7
5. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 10
6. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства. 12
7. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства 15
8. Расчетная работа: “Формирование текущего бюджета” 20
9. Список используемых источников: 31

Работа содержит 1 файл

MAPKETuHr(KyPCOBuK).doc

— 383.50 Кб (Скачать)
 

Оглавление 
 

   

  1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
 

 

   Федеральный Закон “О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

   в промышленности - 100 человек;

   в строительстве - 100 человек;

   на  транспорте - 100 человек;

   в сельском хозяйстве - 60 человек;

   в научно-технической сфере - 60 человек;

   в оптовой торговле - 50 человек;

   в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

   в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

   Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица”.

   В зарубежных странах критерии определения  малого предприятия различны:

   Великобритания - малое предприятие должно соответствовать двум из трех следующих критериев:

   - оборот не более 2,3 млн ЭКЮ;

   - активы не более 1,5 млн ЭКЮ;

   - средняя численность занятых  до 50 чел. (применяются также более  конкретные отраслевые показатели, оборота (а в грузоперевозках  - количество автомобилей).

   Германия - официальное определение малого предприятия отсутствует,

   Обычно  малое и среднее предприятие:

   - не более 500 занятых;

   - не свыше 50 млн. ЭКЮ годового  оборота.

   Греция

   - годовой оборот за последние  3 года не свыше 1,3 млн. ЭКЮ;

   - среднее количество занятых за  последние 3 года не свыше 50 человек;

   - собственник участвует в управлении  предприятием.

   Европейское Сообщество (ЕС)

   - количество занятых до 50 чел.;

   - годовой оборот менее 4 млн.  ЭКЮ;

   - сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

   Италия

   - количество занятых менее 300 чел.;

   - капитал не более 9,5 млн. ЭКЮ;

   - предприятие не является дочерним  и не входит в группу. (Для  ремесленных предприятий - частная  фирма с числом занятости не  более 20 чел.)

   США

   - управляются независимыми собственниками;

   - не занимают доминирующего положения  на рынке.

   Франция

   законодательно закреплено для ремесленных предприятий:

   - не более 10 наемных работников;

   - не более 5 членов семьи, участвующих  в деле.

   Используется  также общее определение малых  и средних предприятий ЕС.

   Япония

   Деятельность    Уставный  фонд    Численность
   Обрабатывающая промышленность и транспорт    до 100 млн. йен    до 300 чел.
   Оптовая торговля    до 30 млн. йен    до 100 чел.
   Розничная торговля и сфера услуг    до 10 мл. йен    до 50 чел.

   В настоящее время почти треть  населения России так или иначе  связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это несколько миллионов, реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредотачиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности.

   Важным  экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как:

   - рынок капитала (сейчас он находится в зачаточном состоянии, ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью от колебаний валютных курсов и общеэкономической конъюнктуры);

   - рынок труда (в России он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения);

   - рынок инвестиционных товаров,  включая землю и иные объекты  недвижимости (он законодательно  не отрегулирован, слабо ориентирован  на потребности малого бизнеса, монополизирован и в значительной степени коррумпирован).

   При этом имеется в виду не просто признание  необходимости существования в  России этих рынков и наличие соответствующей  инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную  работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

   На  тенденции развития малого бизнеса  оказывают непосредственное влияние негативная динамика основных макроэкономических показателей, продолжение спада производства. К числу основных макроэкономических факторов следует отнести:

   - ограниченность внутреннего спроса  и наличие кризиса сбыта на  внутреннем рынке в связи с  недостатком свободных финансовых средств предприятий и падением реальных доходов населения;

   - вялую инвестиционную активность, отсутствие перетока средств  из финансового в реальный  сектор экономики, ужесточение  требований к обеспечению кредитов  со стороны финансовых организаций (даже при сравнительно низких по отношению к 1993-34 гг. процентных ставках), крайне низкую эффективность инвестиций;

   - неконкурентоспособность продукции  отечественного производства в  условиях растущего давления  со стороны импортных товаров.

   Состояние товарного рынка в Российской Федерации, на котором действуют  субъекты малого предпринимательства, существенным образом отличается от экономически развитых стран. Развитые рыночные отношения характеризуют  преобладающее влияние спроса и  быструю реакция на него, приоритет частной собственности, деятельность законодательства и традиции соблюдения договорных отношений, минимальная криминализация, развитость рыночной инфраструктуры, информационная открытость и общественный контроль, финансовая стабильность, доступность факторов производства, географическая интегрированность в национальном и наднациональном масштабе.

   Совершенно  иная ситуация наблюдается в российской экономике переходного периода: ограниченность внутреннего спроса при сильном давлении зарубежных производителей и недостаточность ресурсов для перестройки производства; неурегулированность отношений собственности, фрагментарность и противоречивость законодательства; значительная криминализация и теневой оборот; хронические неплатежи, неразвитость инфраструктуры и товаропроизводящей сети; недостоверность информации о конъюнктуре рынка, продавцах, покупателях, ценах; слабая финансово-кредитная система; монополизация факторов производства и каналов движения товаров; недобросовестная конкуренция; “регионализация” рынка вследствие роста транспортных издержек и недостаточного развития инфраструктуры.

   В целом внешняя среда для малого предпринимательства становится все  более неблагоприятной. Происходит активный процесс концентрации производства и капитала наряду с установлением финансового, имущественного и управленческого контроля за ранее самостоятельными предприятиями со стороны финансово-промышленных групп и более крупных компаний.

  1. Критерии определения субъектов малого предпринимательства.

  Об  отнесении иностранных организаций к субъектам малого предпринимательства см. письмо Госналогслужбы РФ от 11 июля 1996 г. N 06-1-14/8702

1. Под  субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации,  в уставном капитале которых  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

   Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

2. Средняя  за отчетный период численность  работников малого предприятия  определяется с учетом всех  его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

3. В  случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.  

  1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства.
 

   Мировая практика убедительно свидетельствует, что  даже  в  странах  с развитой   рыночной   экономикой   малое   предпринимательство    оказывает существенное влияние на развитие экономики,  решение  социальных проблем,  увеличение  численности  занятых  работников.   По   численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Для экономики в целом, деятельность малых компаний  оказывается  важным фактором  повышения  ее  гибкости.  По  уровню  развития   малого   бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к  меняющейся экономической  обстановке.  Несмотря  на  трудности  и  неудачи,  малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. 
     Как  правило,  развитие  малого   предпринимательства является условием решения следующих проблем: формирование   конкурентных,   цивилизованных   рыночных    отношений, способствующих лучшему удовлетворению потреб-ностей населения и общества; а также расширение ассортимента и повышение качества  товаров,  работ и  услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый  бизнес  способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; а также содействует     структурной      перестройке      экономики. Малое предпринимательство, как важная часть экономики страны, находится сейчас в процессе своего становления и нуждается в поддержке и стимулировании своей деятельности со стороны государства. Целью данного реферата является дать характеристику малого предпринимательства, показать его преимущества и недостатки и рассмотреть проблемы и перспективы развития на современном этапе.   1. Характеристика малого предпринимательства   1.1. Понятие и определяющие критерии малого предпринимательства   Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. 
    Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств, для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: • собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д. 
 
); • наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.); • индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.); • государственного или муниципального служащего; • менеджера (управляющий чужим предприятием); • пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); • учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); • безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); • занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность); %'>• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др. 
). Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты. Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» –  это предпринимательская   деятельность,   осуществляемая   субъектами   рыночной экономики  при  определенных,   установленных   законами,   государственными органами   или    другими    представительными    организациями    критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия. 
    Мировая практика показывает, что основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ понятие "малый бизнес", "предпринимательство" описывается как деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к сфере малого предпринимательства, является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" гласит: 1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета . 
 
налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление правительства Российской Федерации № 556 от 22 июля 2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

Информация о работе Малое предпринимательство