Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ системы кредитования малого бизнеса в Республике Казахстан. Реализация данной темы обусловила постановку следующих задач исследования:
1)выявить сущность малого предпринимательства;
2)проанализировать текущее развитие малого предпринимательства;
3)рассмотреть систему кредитования малого предпринимательства;
4)определить проблемы и перспективы развития банковского кредитования малого бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Система кредитования малого бизнеса курсовая.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

Существующие в настоящее  время условия кредитования субъектов малого предпринимательства отечественными и зарубежными финансово-кредитными институтами были установлены в 1997-1998 гг., когда уровень вышеуказанных показателей был несколько хуже, чем в настоящее время. Общеэкономическая ситуация с 1998 г. заметно улучшилась, в то время как условия кредитования остались неизменными. Нежелание банков их корректировать косвенно свидетельствует о том, что данный сектор экономики еще не вышел на устойчивую траекторию развития.

Вторая группа проблем  имеет выраженный характер на микроуровне, в связи с чем существует реальная возможность для их первоочередного решения без значительных ресурсных затрат.

Как показали исследования, проведенные Центром малого и  среднего бизнеса в 2000 г., предприниматели, затрачивая время и деньги на оформление кредитов, в 50-60% случаев не достигали своей цели. Предприниматели объясняют это нежеланием банков идти им навстречу и создавать приемлемые условия для субъектов малого бизнеса.

В свою очередь работники  банков считают, что предприниматели приходят в банк неподготовленными и сотрудникам банков приходится затрачивать лишнее время на оказание услуг, не связанных напрямую с выдачей кредита. Также представители банков и других финансово-кредитных институтов отмечают нежелание и неготовность предпринимателей оплачивать услуги по подготовке пакета документов, необходимых для предоставления в банк при получении кредита.

Учитывая важность и  необходимость решения данной проблемы, Центром малого и среднего бизнеса в 3 квартале 2000 г. было проведено специальное исследование субъектов малого предпринимательства, позволившее выявить некоторые формы ее проявления.

Основными, целями данного исследования являлись оценка предпринимателями действующей процедуры предоставления кредитных ресурсов субъектам малого бизнеса и выработка рекомендации   по   ее   совершенствованию.

В обследовании приняли  участие 48 малых предприятий различной отраслевой принадлежности. Все предприятия в различное время получили кредит в банке. Сравнительно небольшое количество респондентов обусловлено тем, что исследуемые в мониторинге процедуры кредитования имеют унифицированный характер. В связи с этим указанное количество обследованных субъектов малого предпринимательства является достаточным для достижения цели данного мониторингового обследования.

Препятствия СМП  при оформлении кредитов

Проведенные исследования показали, что одной из главных  причин, препятствующих предпринимателям при получении кредита в банке, является отсутствие или нехватка у них собственных знаний и навыков, необходимых для оформления кредита.

Процедура оформления кредита предполагает подготовку пакета документов, в который входят:

•  общие документы  (анкеты, заявки и т. д.);

• учредительные документы;

финансовая     отчетность предприятия;

• документы по залогу;

•  разрешения  госорганов на реализацию проекта.

Для решения возникших  трудностей предприниматели в процессе оформления кредитов обращались за помощью  к различным субъектам, в число которых входят:

•  неправительственные организации;

•  информационно-консалтинговые организации;

• частные лица;

•  банки;

• другие субъекты.

Удельный вес объема предоставленной помощи вышеуказанными организациями при оформлении кредитов представлен на графике.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из вышеприведенного графика, наибольшую долю (38%) занимает категория «другие субъекты». В процессе интервьюирования респондентов было выявлено, что в данную категорию вошли лица, непосредственно занятые оформлением тех или иных документов и тем самым влияющие на срок выдачи кредита. Предприниматели отметили, что это наиболее дорогая форма получения кредита. Она выражена в форме дачи взяток и "отката" за получение кредита. В некоторых случаях эта сумма достигает 5-10% от общей суммы кредита. В данном случае срок получения кредита сокращается до 1-2 месяцев, тогда как в остальных случаях срок выдачи кредита может достигать 4-6 месяцев.

Другим субъектом, к  которому предприниматели обращались чаще всего в процессе подготовки документов для получения кредитов, стали неправительственные организации - 23% ответов. Это обусловлено невысокой стоимостью предоставления услуг, а также лоббированием интересов предпринимателя о течение всего процесса оформления и получения кредитов.

Далее идут информационно-консалтинговые фирмы (20%) и частные лица (14%). Предприниматели отметили, что данные субъекты предоставляют услуги за высокую плату и не дают гарантий предоставления кредитных ресурсов на основании подготовленных документов.

Наименьшую долю в общем объеме предоставления услуг предпринимателям при подготовке пакета документов для получения кредитов занимают банки. Это обусловлено неразвитостью при банках сферы предоставления подобных услуг предпринимателям и нецелесообразностью для банков тратить время на подготовку документов для них.

Подробное исследование было проведено по каждому виду документов. Следует отметить, что значительных отклонений по доле субъектов, предоставляющих услуги, не наблюдается.

Рассмотрим подробнее возникающие у предпринимателей трудности при составлении каждого документа в отдельности.

Финансовые  документы. По данным проведенных обследований было выявлено, что наиболее часто у предпринимателей возникали проблемы при составлении бизнес-плана. Однако последнее мониторинговое обследование, осуществленное Центром малого и среднего бизнеса в III квартале 2000 г., показало, что на первое место вышли проблемы, связанные с проведением экспертами банка финансового анализа на малом предприятии. Это обусловлено тем, что начиная с середины 2000 г. банки значительно упростили схему выдачи кредитов и теперь не требуют от предпринимателей составления бизнес-планов. Однако при этом для снижения рисков банки ужесточили предъявляемые требования к финансовому состоянию и бухгалтерским документам предприятия, предоставляемым в банк.

Как показывают результаты проведенного обследования, возникновение данной проблемы обусловлено тем, что в настоящее время на большинстве малых предприятий ведется практика двойной бухгалтерии с целью сокрытия реальных доходов компании и уклонения от уплаты налогов.

Процедура выдачи кредита  предполагает:

•  предоставление  в  банк финансовой   отчетности   предприятия как минимум за последние 12 месяцев;

•  получение стабильной  прибыли за последние шесть месяцев деятельности компании.

Однако если предприниматель будет предоставлять в банк те же документы, что и в налоговую инспекцию, то в выдаче кредита ему будет наверняка отказано, так как зачастую в данных документах для снижения налогооблагаемой базы предприниматели показывают минимальную прибыль или вообще убыток. Поэтому обычно предприниматель готовит для предоставления в банк пакет реальных финансовых документов, в которых указана действительная прибыль компании, позволяющая покрыть расходы, связанные с освоением кредитных ресурсов, к которым относятся выплата процентов и выплаты основной суммы долга за кредит.

Подготовка пакета финансовых документов требует дополнительных временных и денежных затрат.

Например, руководитель компании по изготовлению швейных изделий и ремонту одежды пытался получить кредит в одном из коммерческих банков. Однако прибыль, указанная в финансовых документах компании, не позволяла покрыть даже выплаты процентов за пользование кредитом. Предпринимателю пришлось прибегнуть к услугам аудиторской компании, специалисты которой подготовили пакет документов для предоставления их в банк. Подготовка данного пакета документов стоила 300 долл. США. На основании этих документов компании удалось получить кредит.

Разрешения  и заключения государственных органов. По данным проведенного обследования, второе место в списке проблем, наиболее часто возникающих у предпринимателей при оформлении кредита, занимает получение разрешений на реализацию проекта у различных контролирующих государственных органов. 47,9% респондентов отметили, что это явилось для них трудноразрешимой проблемой . Это обусловлено трудностями в получении положительного решения на реализацию проекта в государственных организациях. В зависимости от конкретного проекта необходимо получение разрешения от одного или нескольких государственных контролирующих органов, в число которых входят:

•. региональные представительства Министерства экологии и природных ресурсов;

• санитарно-эпидемиологические службы;

• представительства  служб государственного надзора архитектуры и строительства;

•   органы   стандартизации   и сертификации;

• пожарные службы;

• таможенные службы и  т. д.

Процедура прохождения  экспертизы в некоторых случаях может достигать 6 месяцев, что обусловлено прежде всего ее бюрократизмом. Естественно, что такой долгий срок получения разрешения на реализацию проекта

снижает ценность запрашиваемых кредитных ресурсов, так как предпринимателям для успешной реализации проекта необходимо получить «живые» деньги в течение 1-2 месяцев, а иногда в течение нескольких недель.

Поэтому предприниматели  вынуждены либо давать взятки чиновникам контролирующих органов, либо искать альтернативные пути получения денег помимо банковского кредита. К таким источникам относятся деньги родственников, друзей либо деньги, взятые у криминальных структур под процент гораздо более низкий, чем в банке. Такой подход способствует оттоку капитала в теневой бизнес и потере денег для экономики.

Большинство респондентов (72,9% ответов} считают процедуру получения разрешения на реализацию проекта в различных госорганах дополнительным способом "выкачивания" денег из предпринимателей. По их мнению, необходимо проводить независимую оценку проекта и рисков, связанных с его реализацией, непосредственно в банке, минуя контролирующие инстанции.

Бизнес-план. До настоящего времени у предпринимателей при оформлении кредита возникали серьезные затруднения с составлением бизнес-плана. Хотя банки на данный момент упростили схему предоставления кредитов, по некоторым программам кредитования обязательным требованием остается предоставление бизнес-плана проекта.

Сложившаяся  ситуация   обусловлена несколькими факторами. Во-первых, завышенными  требованиями банков к содержанию и      оформлению   бизнес-плана, во-вторых, отсутствием у предпринимателей необходимых для составления   бизнес-плана   навыков   и знаний.

В настоящее время  существует ряд организаций, предоставляющих услуги по составлению бизнес-планов. В банках предпринимателям также предлагают этот вид услуг. Однако при этом ни в консалтинговых компаниях, ни в банках не дают абсолютно никакой гарантии, что на основании данного бизнес-плана предприниматель сможет получить кредит.

Также следует отметить высокую стоимость этой услуги. По данным проведенного мониторингового обследования, в зависимости от суммы запрашиваемого кредита стоимость составления бизнес-плана колеблется в пределах от 300 до 1000 долл. США.

По мнению предпринимателей, возникновение сложившейся ситуации обусловлено неразвитостью инфраструктуры по предоставлению специализированных услуг субъектам малого предпринимательства. Формирование подобной инфраструктуры позволит создать конкурентную среду в данном секторе предоставления услуг и, как следствие этого, снизить затраты предпринимателей на составление бизнес-планов.

Документы  по  залогу. Залоговое обеспечение является наиболее острой проблемой для большинства предпринимателей. Эта проблема имеет различные формы проявления, в число которых входят:

• неликвидность залога;

•  занижение   банком   оценочной стоимости залога;

• оформление    документов, подтверждающих право владения залоговым имуществом.

По общепринятым требованиям в качестве залога могут выступать движимое и недвижимое имущество - как принадлежащее предприятию, так и находящееся непосредственно в личной собственности предпринимателя, а также гарантии других юридических лиц и ценные бумаги.

Банки при выдаче кредита  требуют проведения оценки залогового имущества, а также установления права залоговладения. При этом если оценка залога проводится экспертами банка бесплатно, то установление права залоговладения осуществляется за счет предпринимателя. Например, компании, производящей нестандартное оборудование, потребовался кредит на сумму 70 тыс. долл. для расширения производства. В качестве залога выступали земля и здания, принадлежащие компании. Однако из-за неопределенного статуса землевладения и отсутствия регулирующего законодательства банк потребовал изменить форму залога.

Потребность предпринимателей в  услугах при подготовке документов. По данным мониторингового обследования,75,0% респондентов отметили, что нуждаются в помощи на стадии оформления кредита и готовы оплатить предоставленные услуги.

В таблице представлено количество положительных ответов респондентов на вопрос: «Нужна ли вам помощь при подготовке пакета документов для получения кредита и готовы ли вы за нее платить?»

Информация о работе Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства