Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ системы кредитования малого бизнеса в Республике Казахстан. Реализация данной темы обусловила постановку следующих задач исследования:
1)выявить сущность малого предпринимательства;
2)проанализировать текущее развитие малого предпринимательства;
3)рассмотреть систему кредитования малого предпринимательства;
4)определить проблемы и перспективы развития банковского кредитования малого бизнеса.
В региональном разрезе наибольшее количество занятых сосредоточено на предприятиях малого бизнеса, находящихся в промышленно развитых регионах: г.Алматы (24,1% от общей численности занятых), Восточно-Казахстанской (8,9%) и Карагандинской (8,7%) областей (табл. 4).
Таблица 4. Активные предприятия в разрезе регионов
на 1.09.2001 г. |
на 01.01.2002г |
на 1.09.2002 г. | ||||
тыс. ед. |
% |
тыс. ед. |
% |
тыс. ед. |
% | |
Всего |
421 |
100 |
428,8 |
100 |
456,5 |
100 |
Акмолинская |
15 |
3,5 |
15,1 |
3,5 |
15,4 |
3,4 |
Актюбинская |
21 |
5 |
24,9 |
5,8 |
25,6 |
5,6 |
Алматинская |
23 |
5,5 |
22,2 |
5,2 |
23,4 |
5,1 |
Атырауская |
11 |
2,6 |
11,2 |
2,6 |
13,8 |
3 |
В-Казахстанская |
39 |
9,2 |
37,6 |
8,8 |
40,7 |
8,9 |
Жамбылская |
17 |
4 |
16,4 |
3,8 |
16,6 |
3,6 |
3-Каэахстанская |
17 |
4 |
17,4 |
4,1 |
18,5 |
4,1 |
Карагандинская |
37 |
8,8 |
37 |
8,6 |
39,5 |
8,7 |
Костанайская |
20 |
4,8 |
22,2 |
5,2 |
23,8 |
5,2 |
Кызылодинская |
8 |
1,9 |
7,3 |
1,7 |
7,8 |
1,7 |
Мангистауская |
13 |
3 |
13,2 |
3,1 |
14,8 |
3,2 |
Павлодарская |
19 |
4,5 |
19,5 |
4,5 |
21,6 |
4,7 |
С-Казахстанская |
20 |
4,8 |
19,6 |
4,6 |
21,1 |
4,6 |
Ю-Казахстанская |
31 |
7,5 |
32,7 |
7,6 |
32,5 |
7,1 |
г. Астана |
26 |
6,1 |
27,3 |
6,4 |
31,3 |
6,9 |
г. Алматы |
104 |
24,8 |
105,2 |
24,5 |
110,1 |
24,1 |
Доход от реализации продукции (товаров, услуг) за август т.г. составило 44,6 млрд. тенге, что больше соответствующего периода предыдущего года на 8,5%. Из общего дохода получено в торговле и ремонте 61% доходов, в промышленности - 11%, строительстве - 11,2% (табл. 5).
Таблица 5. Доход от реализации продукции на предприятиях малого бизнеса
8 мес- 200 1г. |
2001г. |
8 мес 2002г. | ||||
тыс. ед. |
% |
тыс. ед. |
% |
тыс. ед. |
% | |
Всего |
307 |
100 |
477 |
100 |
348,6 |
100 |
Сельское хозяйство |
8 |
2,6 |
12,2 |
2,6 |
8,3 |
2,4 |
Промышленность |
36,3 |
11,8 |
56,2 |
11,8 |
40,4 |
11,6 |
горнодобывающая |
3,3 |
1,1 |
5,3 |
1,1 |
4,2 |
1,2 |
обрабатывающая |
31 |
10,1 |
47,9 |
10 |
34,1 |
9,8 |
обслуживающие |
1,9 |
0,6 |
3 |
0,6 |
2,1 |
0,6 |
Строительство |
29,9 |
9,7 |
47,2 |
9,9 |
38 |
10,9 |
Торговля и ремонт |
188,6 |
61,4 |
292,8 |
61,4 |
213,3 |
61,2 |
Транспорт и связь |
17,6 |
5,7 |
27,3 |
5,7 |
19,7 |
5,7 |
Услуги |
26,5 |
8,6 |
41 |
8,6 |
26,5 |
7,6 |
Прочие |
0,1 |
0 |
0,2 |
0 |
0,2 |
0 |
Таким образом, несмотря на постоянный рост количества действующих и зарегистрированных предприятий, а также численности занятых на них, малый бизнес еще не играет присущей ему роли в решении экономических и социальных задач. Пока не произошло качественных сдвигов в территориально-отраслевой структуре малого бизнеса, которые бы свидетельствовали о повышении его роли в экономике и интеграции с крупным и средним бизнесом в тех производственных сферах и нишах, которые не представляют интереса для последних9.
За 8 месяцев 2002 года доход от реализации продукции (товаров, услуг предприятий малого бизнеса составил 348, 6 млрд. тенге или 14% ВВП (за 9 мес. 2001 году - 307 млрд. тенге или 12,4% ВВП). В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе приходится на предприятия малого бизнеса г.Алматы (37,7%), северного (14%) и восточного регионов (23,3%) (табл. 6).
Таблица 6. Активные предприятия в разрезе регионов
8 мес. 2001г. |
2001г. |
8 мес. 2002г. | ||||
тыс. ед. |
% |
тыс ед. |
% |
тыс ед. |
% | |
Всего |
307 |
100 |
477 |
100 |
348,6 |
100 |
Акмолинская |
8,2 |
2,7 |
12,7 |
2,7 |
8,1 |
2,3 |
Актюбинская |
8 |
2,6 |
12,2 |
2,6 |
9,1 |
2,6 |
Алматинская |
12,2 |
4,0 |
18,9 |
4,0 |
14,5 |
4,2 |
Атырауская |
7 |
2,3 |
10,6 |
2,2 |
9,4 |
2,7 |
В-Каэахстанская |
29,7 |
9,7 |
45,6 |
9,6 |
28,5 |
8,2 |
Жамбыпская |
5,4 |
1,7 |
8,2 |
1,7 |
5,5 |
1,6 |
3-Казахста некая |
6,6 |
2,2 |
10,3 |
2,2 |
8,2 |
2,3 |
Карагандинская |
22,5 |
7,3, |
34,7 |
7,3 |
25,4 |
7,3 |
Костанайская |
17,1 |
5,6 |
26,9 |
5,6 |
20 |
5,7 |
Кыэылординская |
4,8 |
1,6 |
6,7 |
1,4 |
4,6 |
1,3 |
Мангыстэуская |
7,5 |
2,5 |
12,5 |
2,6 |
10,7 |
3,1 |
Павлодарская |
14 |
4,6 |
21,7 |
4,5 |
15,9 |
4,6 |
С-Казахстанская |
12,1 |
3,9 |
18,5 |
3,9 |
12,7 |
3,6 |
Ю-Казахстанская |
13,5 |
4,4 |
21 |
4,4 |
15,6 |
4,5 |
г Астана |
24 |
7,8 |
37,7 |
7,9 |
30,2 |
8,7 |
г Алматы |
114,3 |
37,2 |
178,8 |
37,5 |
131,4 |
37.7 |
По состоянию на 1 сентября 2002 года в стране зарегистрировано 131,2 тысяч крестьянских хозяйств, Из которых только 81% имели скот или использовали посевные площади.
Малый бизнес в Казахстане развивается быстрыми темпами. Численность субъектов малого предпринимательства возросла за год (с августа 2001 по август 2002) на 9,6%, численность занятых - на 8,5%, объем продукции в номинальном выражении - на 5% (в целом рост реального ВВП к соответствующему периоду прошлого года - 9,7%). Но, несмотря на его устойчивый рост, в настоящее время отчетливо обозначилась явная тенденция замедления темпов малого бизнеса. Так, в 1999 году года темпы роста малых предприятий по числу предприятий и численности занятых составляли около 60% и 40%, в 2000 году - 34% и 31%, в 2001 году - 15,4% и 6,7%', а за 8 месяцев 2002 года - 9,6% и 8,5%.
Данная тенденция является симптоматичной, т.к. экономическая ситуация в стране в 2001 и за 8 месяцев 2000 года была значительно лучше, чем в прежние годы. Сказалась благоприятная внутренняя и внешнеэкономическая конъюнктура, быстрый рост производства во многих отраслях экономики, увеличение реальных денежных доходов населения и т.д. Тогда как, в 1998-1999 годах условия для развития малого предпринимательства были значительно менее благоприятны. Такая ситуация с развитием малого предпринимательства свидетельствует, что существует ряд проблем, которые заметно сдерживают его развитие и которые до сих пор не нашли разрешения, несмотря на принятые государством меры. Показательным в этом отношении является невыполнение Государственной программы развития и поддержки предпринимательства на 1999-2000 годы. «В ней, как и в прежних законодательных и программных документах, предусматривалось осуществить мероприятия, направленные на решение имеющих место проблем в области кредитования, налогообложения, обучения кадров и развития соответствующей инфраструктуры для СМП. Согласно целевым установкам данной программы к концу 2000 года ожидалось довести количество субъектов малого предпринимательства до 500 тысяч, численность занятых до 2 миллионов человек. Предполагалось, что доля производства субъектов малого предпринимательства в ВВП возрастет до 15%. Однако, несмотря на сравнительно высокие темпы роста количества субъектов малого предпринимательства и численность занятых в них, указанные значения рассматриваемых параметров достигнуты не были».
В этих условиях, обязательства МЭИТ по доведении доли малого предпринимательства в 2005 году до 30%, а численности занятых до 2-х миллионов, могут быть решены только при успешном разрешении проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства.
По результатам опроса руководителей предприятий малого бизнеса, проведенного отделом политики «КП» совместно с Институтом сравнительных социальных исследований «ЦЕССИ-Казахстан, наибольшее в процентном выражении число респондентов (75,0% считает, что для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимо изменить правила регистрации, лицензирования, сертификации и т.д. По мнению 62,5% опрошенных, требует улучшения система налогообложения предпринимателей. Еще 56,3% считают важным совершенствование финансово-кредитной регуляции. За упрощение отчетности и бухучета высказались 25,0% респондентов, столько же заявили о важности обеспечения безопасности бизнеса и улучшения информационного обеспечения граждан, работающих в этой сфере. О необходимости совершенствования лизингового обслуживания заявили 6,3% опрошенных. Отдельные респонденты в качестве злободневной проблемы также назвали емкость внутреннего рынка и доступ на внешние рынки.
Основными проблемами развития малого предпринимательства являются следующие10:
1. Существующие
правила регистрации,
2. Несовершенство налогового и таможенного законодательства, системы государственных закупок по вопросам предпринимательства. Налоговый кодекс ограничивает действия патентной системы, которая является наиболее простой и понятной для населения, таможенное законодательство также не ориентированно на нужды малых предприятий, а тендеры по системе государственных закупок часто носят формальный характер и не являются прозрачными для малого предпринимательства. Кроме того, у большинства потенциальных предпринимателей не достаточно рыночных знаний.
3. Недоступность существующих финансовых и кредитных ресурсов для малого бизнеса по приемлемым для него условиям. Кредиты, выдаваемые коммерческими банками, главным образом ориентированы на финансирование торгово-закупочной деятельности. Банки второго уровня выдают кредиты отдельным малым предпринимателям сроком "до года в настоящее время по ставке от 24 до 32% и только в среднем ставки кредитования малого бизнеса составляют около 16% в валюте и 17% в тенге. Кроме того, банки требуют обязательное ликвидное залоговое обеспечение, которого у большинства начинающих предпринимателей нет. Характерно, что в залог принимается имущество, которое стоит в 2 раза дороже получаемого кредита. А постановление Правительства от 7 апреля 2000 года №1028 «Вопросы использования объектов коммунальной собственности в качестве залогового обеспечения при кредитовании субъектов малого предпринимательства», носит всего лишь рекомендательный характер.
Робкая государственная поддержка привела к тому, что основная масса населения все еще остается за бортом благого дела11. Для успешного развития малого предпринимательства необходимо чтобы ставки по кредитам малому предпринимательству не превышали 5-6% годовых в реальном выражении или в номинальном 11-12% при существующем уровне инфляции.
Поэтому существующие условия получения банковских кредитов для малого бизнеса неприемлемы. По этой причине малый и средний бизнес остается вне сферы банковских интересов.
4. Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса во многих регионах страны все еще находится в начальной стадии развития. Ее элементы не сформированы в единое целое. Прежде всего, нуждается в реформировании работа фонда развития малого предпринимательства. Сложилась ситуация, когда из-за отсутствия филиалов в регионах этот фонд стал просто недоступным.
Информация о работе Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства