Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ системы кредитования малого бизнеса в Республике Казахстан. Реализация данной темы обусловила постановку следующих задач исследования:
1)выявить сущность малого предпринимательства;
2)проанализировать текущее развитие малого предпринимательства;
3)рассмотреть систему кредитования малого предпринимательства;
4)определить проблемы и перспективы развития банковского кредитования малого бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Система кредитования малого бизнеса курсовая.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

 

В региональном разрезе  наибольшее количество занятых сосредоточено  на предприятиях малого бизнеса, находящихся  в промышленно развитых регионах: г.Алматы (24,1% от общей численности занятых), Восточно-Казахстанской (8,9%) и Карагандинской (8,7%) областей (табл. 4).

 

 

 

Таблица 4. Активные предприятия в разрезе регионов

 

на 1.09.2001 г.

на 01.01.2002г 

   на 1.09.2002 г. 

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

Всего

421

100

428,8

100

456,5

100

Акмолинская

15

3,5

15,1

3,5

15,4

3,4

Актюбинская

21

5

24,9

5,8

25,6

5,6

Алматинская

23

5,5

22,2

5,2

23,4

5,1

Атырауская 

11

2,6

11,2

2,6

13,8

3

В-Казахстанская

39

9,2

37,6

8,8

40,7

8,9

Жамбылская 

17

4

16,4

3,8

16,6

3,6

3-Каэахстанская 

17

4

17,4

4,1

18,5

4,1

Карагандинская 

37

8,8

37

8,6

39,5

8,7

Костанайская 

20

4,8

22,2

5,2

23,8

5,2

Кызылодинская

8

1,9

7,3

1,7

7,8

1,7

Мангистауская

13

3

13,2

3,1

14,8

3,2

Павлодарская

19

4,5

19,5

4,5

21,6

4,7

С-Казахстанская 

20

4,8

19,6

4,6

21,1

4,6

Ю-Казахстанская 

31

7,5

32,7

7,6

32,5

7,1

г. Астана

26

6,1

27,3

6,4

31,3

6,9

г. Алматы

104

24,8

105,2

24,5

110,1

24,1


 

Доход от реализации продукции (товаров, услуг) за август т.г. составило 44,6 млрд. тенге, что больше соответствующего периода предыдущего года на 8,5%. Из общего дохода получено в торговле и ремонте 61% доходов, в промышленности - 11%, строительстве - 11,2% (табл. 5).

Таблица 5. Доход от реализации продукции на предприятиях малого бизнеса

 

8 мес- 200 1г. 

2001г. 

8 мес 2002г. 

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

Всего

307

100

477

100

348,6

100

Сельское хозяйство 

8

2,6

12,2

2,6

8,3

2,4

Промышленность 

36,3

11,8

56,2

11,8

40,4

11,6

горнодобывающая

3,3

1,1

5,3

1,1

4,2

1,2

обрабатывающая 

31

10,1

47,9

10

34,1

9,8

обслуживающие

1,9

0,6

3

0,6

2,1

0,6

Строительство

29,9

9,7

47,2

9,9

38

10,9

Торговля и ремонт

188,6

61,4

292,8

61,4

213,3

61,2

Транспорт и связь 

17,6

5,7

27,3

5,7

19,7

5,7

Услуги 

26,5

8,6

41

8,6

26,5

7,6

Прочие 

0,1

0

0,2

0

0,2

0


 

Таким образом, несмотря на постоянный рост количества действующих и зарегистрированных предприятий, а также численности занятых на них, малый бизнес еще не играет присущей ему роли в решении экономических и социальных задач. Пока не произошло качественных сдвигов в территориально-отраслевой структуре малого бизнеса, которые бы свидетельствовали о повышении его роли в экономике и интеграции с крупным и средним бизнесом в тех производственных сферах и нишах, которые не представляют интереса для последних9.

За 8 месяцев 2002 года доход  от реализации продукции (товаров, услуг предприятий малого бизнеса составил 348, 6 млрд. тенге или 14% ВВП (за 9 мес. 2001 году - 307 млрд. тенге или 12,4% ВВП). В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе приходится на предприятия малого бизнеса г.Алматы (37,7%), северного (14%) и восточного регионов (23,3%) (табл. 6).

Таблица 6. Активные предприятия в разрезе регионов

 

8 мес. 2001г. 

2001г. 

8 мес. 2002г. 

тыс. ед.

%

тыс ед.

%

тыс ед.

%

Всего

307

100

477

100

348,6

100

Акмолинская

8,2

2,7

12,7

2,7

8,1

2,3

Актюбинская

8

2,6

12,2

2,6

9,1

2,6

Алматинская

12,2

4,0

18,9

4,0

14,5

4,2

Атырауская 

7

2,3

10,6

2,2

9,4

2,7

В-Каэахстанская 

29,7

9,7

45,6

9,6

28,5

8,2

Жамбыпская 

5,4

1,7

8,2

1,7

5,5

1,6

3-Казахста некая 

6,6

2,2

10,3

2,2

8,2

2,3

Карагандинская 

22,5

7,3,

34,7

7,3

25,4

7,3

Костанайская 

17,1

5,6

26,9

5,6

20

5,7

Кыэылординская 

4,8

1,6

6,7

1,4

4,6

1,3

Мангыстэуская

7,5

2,5

12,5

2,6

10,7

3,1

Павлодарская 

14

4,6

21,7

4,5

15,9

4,6

С-Казахстанская

12,1

3,9

18,5

3,9

12,7

3,6

Ю-Казахстанская 

13,5

4,4

21

4,4

15,6

4,5

г Астана

24

7,8

37,7

7,9

30,2

8,7

г  Алматы

114,3

37,2

178,8

37,5

131,4

37.7


     По состоянию на 1 сентября 2002 года в стране зарегистрировано 131,2 тысяч крестьянских хозяйств, Из которых только 81% имели скот или использовали посевные площади.

Малый бизнес в Казахстане развивается быстрыми темпами. Численность  субъектов малого предпринимательства  возросла за год (с августа 2001 по август 2002) на 9,6%, численность занятых - на 8,5%, объем продукции в номинальном выражении - на 5% (в целом рост реального ВВП к соответствующему периоду прошлого года - 9,7%). Но, несмотря на его устойчивый рост, в настоящее время отчетливо обозначилась явная тенденция замедления темпов малого бизнеса. Так, в 1999 году года темпы роста малых предприятий по числу предприятий и численности занятых составляли около 60% и 40%, в 2000 году - 34% и 31%, в 2001 году - 15,4% и 6,7%', а за 8 месяцев 2002 года - 9,6% и 8,5%.

Данная тенденция является симптоматичной, т.к. экономическая  ситуация в стране в 2001 и за 8 месяцев 2000 года была значительно лучше, чем  в прежние годы. Сказалась благоприятная  внутренняя и внешнеэкономическая  конъюнктура, быстрый рост производства во многих отраслях экономики, увеличение реальных денежных доходов населения и т.д. Тогда как, в 1998-1999 годах условия для развития малого предпринимательства были значительно менее благоприятны. Такая ситуация с развитием малого предпринимательства свидетельствует, что существует ряд проблем, которые заметно сдерживают его развитие и которые до сих пор не нашли разрешения, несмотря на принятые государством меры. Показательным в этом отношении является невыполнение Государственной программы развития и поддержки предпринимательства на 1999-2000 годы. «В ней, как и в прежних законодательных и программных документах, предусматривалось осуществить мероприятия, направленные на решение имеющих место проблем в области кредитования, налогообложения, обучения кадров и развития соответствующей инфраструктуры для СМП. Согласно целевым установкам данной программы к концу 2000 года ожидалось довести количество субъектов малого предпринимательства до 500 тысяч, численность занятых до 2 миллионов человек. Предполагалось, что доля производства субъектов малого предпринимательства в ВВП возрастет до 15%. Однако, несмотря на сравнительно высокие темпы роста количества субъектов малого предпринимательства и численность занятых в них, указанные значения рассматриваемых параметров достигнуты не были».

В этих условиях, обязательства  МЭИТ по доведении доли малого предпринимательства в 2005 году до 30%, а численности занятых до 2-х миллионов, могут быть решены только при успешном разрешении проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства.

По результатам опроса руководителей предприятий малого бизнеса, проведенного отделом политики «КП» совместно с Институтом сравнительных социальных исследований «ЦЕССИ-Казахстан, наибольшее в процентном выражении число респондентов (75,0% считает, что для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимо изменить правила регистрации, лицензирования, сертификации и т.д. По мнению 62,5% опрошенных, требует улучшения система налогообложения предпринимателей. Еще 56,3% считают важным совершенствование финансово-кредитной регуляции. За упрощение отчетности и бухучета высказались 25,0% респондентов, столько же заявили о важности обеспечения безопасности бизнеса и улучшения информационного обеспечения граждан, работающих в этой сфере. О необходимости совершенствования лизингового обслуживания заявили 6,3% опрошенных. Отдельные респонденты в качестве злободневной проблемы также назвали емкость внутреннего рынка и доступ на внешние рынки.

Основными  проблемами  развития малого предпринимательства являются следующие10:

1.   Существующие  правила регистрации, лицензирования, сертификации продукции являются слишком громоздкими, сложными и трудоемкими для начинающих предпринимателей, если учесть, что только количество проверяющих структур доходит до 56.

2.   Несовершенство   налогового   и  таможенного  законодательства,   системы   государственных  закупок по вопросам предпринимательства. Налоговый кодекс ограничивает действия патентной системы, которая является наиболее простой и понятной для населения, таможенное законодательство также не ориентированно  на  нужды малых предприятий,  а тендеры по системе государственных закупок часто носят формальный   характер  и   не  являются  прозрачными для малого предпринимательства. Кроме того, у большинства потенциальных предпринимателей не достаточно рыночных знаний.

3.   Недоступность   существующих  финансовых  и кредитных  ресурсов для малого бизнеса  по приемлемым  для   него  условиям.   Кредиты,   выдаваемые коммерческими банками,  главным образом ориентированы   на  финансирование  торгово-закупочной деятельности. Банки второго уровня выдают кредиты отдельным малым предпринимателям сроком "до года в настоящее время по ставке от 24 до 32% и только в среднем ставки кредитования малого бизнеса составляют около 16% в валюте и 17% в тенге. Кроме того, банки требуют обязательное ликвидное залоговое обеспечение, которого у большинства начинающих предпринимателей нет. Характерно, что в залог  принимается   имущество,   которое  стоит  в  2 раза дороже получаемого кредита. А постановление Правительства от 7 апреля 2000 года №1028 «Вопросы использования объектов коммунальной собственности в качестве залогового обеспечения при кредитовании субъектов малого предпринимательства», носит всего лишь рекомендательный характер.

Робкая государственная  поддержка привела к тому, что  основная масса населения все  еще остается за бортом благого дела11. Для успешного развития малого предпринимательства необходимо чтобы ставки по кредитам малому предпринимательству не превышали 5-6% годовых в реальном выражении или в номинальном 11-12% при существующем уровне инфляции.

Поэтому существующие условия  получения банковских кредитов для малого бизнеса неприемлемы. По этой причине малый и средний бизнес остается вне сферы банковских интересов.

4. Инфраструктура поддержки  малого и среднего бизнеса  во многих регионах страны  все еще находится в начальной стадии развития. Ее элементы не сформированы в единое целое. Прежде всего, нуждается в реформировании работа фонда развития малого предпринимательства. Сложилась ситуация, когда из-за отсутствия филиалов в регионах этот фонд стал просто недоступным.

Информация о работе Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства