Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ системы кредитования малого бизнеса в Республике Казахстан. Реализация данной темы обусловила постановку следующих задач исследования:
1)выявить сущность малого предпринимательства;
2)проанализировать текущее развитие малого предпринимательства;
3)рассмотреть систему кредитования малого предпринимательства;
4)определить проблемы и перспективы развития банковского кредитования малого бизнеса.
Американский статистик Д. Бёрч, исследования которого состояли в том, чтобы изучить влияние перемещения фирм из штата в штат на уровень занятости6 предложил своеобразную классификацию предприятий.
«Газели» - горстка быстрорастущих компаний не обязательно малых, хотя малые среди них представлены значительно шире других. Две другие группы «зоопарка» Бёрча представляли мелкие фирмы «мыши» и крупные стагнантные компании - «слоны». Согласно Бёрчу, 97% всех «газелей» входят в стадию интенсивного роста, имея штатную численность менее 100 работников. Иными словами, они начинают как «мыши», причем компания может стать «газелью» в любой момент своей жизни. «Газелям» чрезвычайно трудно сколько-нибудь длительно поддерживать свой статус: половина из них ежегодно выбывают из гонки и пополняют ряды «мышей», либо «слонов». Довольно часто бег «газели» обрывается из-за недостатка венчурного капитала. Такую ситуацию эксперты управления малого бизнеса США называют «стеклянным потолком для предпринимателя»: рост предпринимателя просто лимитируется недостатком денег7.
Ещё одну классификацию малых предприятий предложил Б.Кирхгофф. он развил динамическую классификацию фирм Бёрча, предложив помимо ростового показателя использовать ещё и темп внедрения инноваций. Кирхгофф выделяет 4 типа фирм.
1.2 Текущее состояния развития малого бизнеса в РК
В настоящее время перед Казахстаном стоит проблема активизации развития малого и среднего бизнеса. Это связано со следующими причинами:
Кроме этого, малым предприятиям присущи следующие особенности, которые делают их очень привлекательным объектом для государственных инвестиций.
Во-первых, на их создание не требуется крупных затрат, дорогого и сложного оборудования, сроки их создания минимальны, вложенные средства сравнительно быстро окупаются и увеличивается глубина комплексного использования сырья.
Во-вторых, малые предприятия ориентируются на нужды местного рынка, которые не могут быть заполнены крупным бизнесом вследствие малых объемов спроса и необходимости максимального учета индивидуальных вкусов потребителей.
В-третьих, их развитие может стать одним из основных факторов снижения безработицы, повышения уровня жизни большинства населения и предотвращения миграции населения из села в город, что в настоящее время для Казахстана является очень актуальной задачей.
По данным статистического агентства в стране на 1.09.2002 г. было зарегистрировано около 112,2 тыс. предприятий малого бизнеса, что на 15,8% больше, чем на соответствующую дату пришлого года (табл. 1).
Таблица 1. Количество предприятий малого бизнеса на 01.09.2002 года
Зарегистрировано |
Действующие |
Активные | ||||
тыс. ед. |
в% |
тыс. ед. |
в% |
тыс. ед. |
в% | |
Всего |
112,2 |
100 |
84,3 |
100 |
42,1 |
100 |
Сельское хозяйсгво |
8,4 |
7,4 |
6,4 |
7,6 |
3,3 |
7,9 |
Промышленность |
13,6 |
12,1 |
10,1 |
11,9 |
5,5 |
13,1 |
Горнодобывающая |
0,7 |
0,7 |
0,5 |
0,6 |
0,2 |
0,6 |
Обрабатывающая |
12 |
10,7 |
8,8 |
10,4 |
4,9 |
11,7 |
Обслуживающие |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,9 |
0,4 |
0,9 |
Строительство |
12,1 |
10,8 |
9,4 |
11,2 |
4,5 |
10,6 |
Торговля и ремонт |
53,8 |
47,9 |
39,4 |
46,8 |
18,4 |
43,7 |
Услуги |
18,4 |
16,4 |
4,2 |
5 |
2,3 |
5,4 |
Прочие |
0,3 |
0.3 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
Из зарегистрированных предприятий 75% являлись действующими, т.е. осуществляли и потенциально могли осуществлять экономическую деятельность. А из действующих предприятий активным было только каждое второе.
Несмотря на меры, принимаемые правительством, наиболее привлекательными сферами для малого бизнеса остаются торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования (43,3%), а промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в основном являются больше сферой деятельности крупного бизнеса, поэтому доля субъектов малого бизнеса здесь соответственно ниже (13,1% 7.9% и 6%. В сельском хозяйстве и промышленности в 2001 году доля произведенной субъектами малого предпринимательства продукции составляла около 2,8% и 2,3% в общем объеме производства, в тс время, как в строительстве 22%, а в розничной торговле (75%).
В региональном аспекте наблюдается концентрация малого бизнеса в промышленно развитых и густонаселенных районах (табл.2).
Таблица 2. Активные предприятия в разрезе регионов
на 1.09.2001 г. |
на 01 .01. 2002г. |
на 1.09.2002 г. | ||||
тыс. ед. |
% |
тыс. ед. |
% |
Тыс. ед. |
% | |
Всего |
38,4 |
100.0 |
39,6 |
100 |
42.1 |
100 |
Акмолинская |
2,3 |
6 |
2,3 |
5,8 |
1,9 |
4,6 |
Актюбинская |
1,4 |
3,6 |
1,4 |
3,5 |
1,5 |
3,5 |
Алматинская |
1,9 |
4,9 |
1,9 |
4,9 |
2,1 |
5,1 |
Атыраускай |
0,6 |
1,5 |
0,6 |
1,5 |
0.9 |
2,2 |
В-Казахстанская |
3,5 |
9,1 |
3,1 |
7,7 |
3,2 |
7,6 |
Жабылская |
1 |
2,5 |
1 |
2,6 |
1.0 |
2,3 |
3-Казахстанская |
0,9 |
2,4 |
1 |
2,4 |
1,2 |
3 |
Карагандинская |
2,9 |
7,5 |
2,9 |
7,3 |
3,3 |
7,7 |
Костанайская |
1,8 |
4,8 |
2 |
4,9 |
2.0 |
4,8 |
Кызылодинская |
1.0 |
2,6 |
1 |
2,5 |
1,1 |
2,7 |
Мангистауская |
1 |
2,7 |
1.0 |
2,6 |
1,2 |
2,9 |
Павлодарская |
2,1 |
5,4 |
2,2 |
5,6 |
2,4 |
5,6 |
С-Казахстанская |
1,2 |
3.0 |
1,2 |
3 |
1,2 |
2,9 |
Ю-Казахстанская |
2,8 |
7,3 |
3.0 |
7,7 |
3,1 |
7,4 |
г. Астана |
3,1 |
8.0 |
3,2 |
8,1 |
3,6 |
8,6 |
г. Алматы |
11 |
28,7 |
11,8 |
29,9 |
12,3 |
29,2 |
К их числу относятся г.Алматы, где функционирует 29,2%. от общего количества малых предприятий, Астана - 8,6%, Карагандинская - 7,7% и Восточно-Казахстанская - 7,6%, Южно-Казахстанская область - 7,4%.
Ускоренное развитие малого бизнеса именно в названных регионах обусловлено сравнительно более высоким уровнем доходов населения, а также наличием относительно развитой производственной и рыночной инфраструктуры
По расчетным данным численность занятых на предприятиях малого бизнеса республики увеличилась за год на 8,5% и достигла 456,5 тыс. человек, или около 6,9% всех занятых в экономике. Более 33% всех занятых приходится на предприятия малого бизнеса, занимающиеся торговлей и ремонтом, 21,2% - оказанием услуг, 15,5% - промышленностью и 13,6% - строительства (табл. 3).
Таблица 3. Численность занятых на предприятиях малого бизнеса
на 1.09.2001 г. |
на 01.01. 2002г. |
на 1.09.2002 г. | ||||
тыс. ед. |
% |
тыс. ед. |
% |
тыс. ед. |
% | |
Всего |
420,7 |
100 |
428,8 |
100 |
456,5 |
100 |
Сельское хозяйство |
62,5 |
14,1 |
62,2 |
14,5 |
64,2 |
14,1 |
Промышленность |
70,1 |
16,7 |
69,7 |
16,3 |
70,9 |
15,5 |
горнодобывающая |
3,9 |
0,9 |
4 |
0,9 |
4,3 |
0,9 |
обрабатывающая |
60,3 |
14,3 |
60 |
14.0 |
61,1 |
13,4 |
обслуживающие |
5,9 |
1,4 |
5,7 |
1,3 |
5,5 |
1,2 |
Строительство |
52,8 |
12,6 |
54.5 |
12,7 |
62,2 |
13,6 |
Торговля и ремонт |
136,7 |
32.5 |
141,9 |
33,1 |
152.3 |
33.4 |
Транспорт и связь |
8,2 |
1,7 |
26,9 |
6,3 |
8,4 |
1,8 |
Услуги |
88,6 |
21,1 |
71,9 |
16,8 |
96,8 |
21,2 |
Прочие |
1,8 |
0,4 |
1,7 |
0.4 |
1,7 |
0.4 |
Информация о работе Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства