Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ системы кредитования малого бизнеса в Республике Казахстан. Реализация данной темы обусловила постановку следующих задач исследования:
1)выявить сущность малого предпринимательства;
2)проанализировать текущее развитие малого предпринимательства;
3)рассмотреть систему кредитования малого предпринимательства;
4)определить проблемы и перспективы развития банковского кредитования малого бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Система кредитования малого бизнеса курсовая.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

Американский статистик  Д. Бёрч, исследования которого состояли в том, чтобы изучить влияние перемещения фирм из штата в штат на уровень занятости6 предложил своеобразную классификацию предприятий.

«Газели» - горстка быстрорастущих компаний не обязательно малых, хотя малые среди них представлены значительно шире других. Две другие группы «зоопарка» Бёрча представляли мелкие фирмы «мыши» и крупные стагнантные компании - «слоны». Согласно Бёрчу, 97% всех «газелей» входят в стадию интенсивного роста, имея штатную численность менее 100 работников. Иными словами, они начинают как «мыши», причем компания может стать «газелью» в любой момент своей жизни. «Газелям» чрезвычайно трудно сколько-нибудь длительно поддерживать свой статус: половина из них ежегодно выбывают из гонки и пополняют ряды «мышей», либо «слонов». Довольно часто бег «газели» обрывается из-за недостатка венчурного капитала. Такую ситуацию эксперты управления малого бизнеса США называют «стеклянным потолком для предпринимателя»: рост предпринимателя просто лимитируется недостатком денег7.

Ещё одну классификацию  малых предприятий предложил  Б.Кирхгофф. он развил динамическую классификацию  фирм Бёрча, предложив помимо ростового  показателя использовать ещё и темп внедрения инноваций. Кирхгофф выделяет 4 типа фирм.

  • «Сердцевинные» фирмы - это предприятия с низкими темпами инноваций и роста. Такие фирмы обычно начинают с внедрения одной - двух инноваций и после незначительного и непродолжительного роста стабилизируются. «Сердцевинные» фирмы представляют громадное большинство малых компаний.
  • Фирмы, проявляющие малый темп инноваций и быстрый рост, называются «честолюбивыми». Начинают они примерно, так же как и «сердцевинные», но их руководство более умело использует возможности для расширения своих рынков.
  • Высокий темп инноваций и быстрый рост характеризуют «очаровательные» фирмы. Рост этих компаний происходит главным образом, за счет непрерывного внедрения инноваций. Они обычно являются героями средств массовой информации и приводятся в качестве примеров успешной предпринимательской деятельности.
  • И, наконец, «скованные» фирмы это те, которые обладают высоким темпом инноваций, но не в состоянии достичь быстрого роста. Причинами ограничения роста могут быть, например: недостаток капитала или дефицит кадров. Если такая фирма не сумеет преодолеть свою «скованность», то она может оказаться пред угрозой закрытия, поскольку дорогостоящая инновационная деятельность может быстро исчерпать ограниченный ресурс8.

 

1.2 Текущее состояния развития малого бизнеса в РК

 

 В настоящее время перед Казахстаном стоит проблема активизации развития малого и среднего бизнеса. Это связано со следующими причинами:

  • необходимостью обеспечения устойчивых темпов роста экономики в долгосрочной перспективе, связанной с крайне низкой долей малого и среднего бизнеса в структуре производства страны - около 14%, в то время как в странах Восточной Европы - 35-45%, в развитых странах - 50-60%. Это далеко не соответствует имеющему потенциалу его развития в Казахстане. На внутренних рынках товаров преобладает импортная продукция, а многие крупные предприятия приобретают комплектующие, запасные части и материалы из-за рубежа при наличии соответствующих производств или благоприятных условий для их создания внутри страны. В Венгрии функционирует отлаженная система размещения государственных заказов на производство продукции и оказание услуг по субподряду среди малых предприятий на тендерной основе;
  • на средний и малый бизнес в развитых странах традиционно приходится основной объем занятых в экономике, что решает проблемы трудоустройства незанятого населения, которая очень актуальна в настоящее время для страны. Пока же доля занятых в малом и среднем бизнесе в нашей стране составляет около 19,7% (1,4 млн. чел.), в то время как в странах Восточной Европы она - около 40-60%, а в развитых - свыше 90%. в т.ч. на долю малого бизнеса 50-60% занятых в экономике;
  • высокая неравномерность развития экономики в региональном аспекте, объясняется упадком многих  малых  и  средних  городов.  Безработица в отдельных  сельских   районах  составляет  30-50%.   В Венгрии  эта  проблема решается  государством  путем допуска  малого  и  среднего  предпринимательства к грантам  на  развитие  предпринимательства на тендерной основе;
  • снижение  уязвимости  экономики   Казахстана по отношению к действию негативных внутренних и внешних   факторов   вследствие   ярко   выраженной сырьевой  ориентации  экономики,   преобладания  в ее структуре крупных предприятий и неразвитости малого и среднего бизнеса;
  •   необходимость   распространения   результатов рыночной трансформации на все слои населения в целях расширения  социальной базы рыночных реформ   и   формирования   среднего   класса,   который является гарантом социальной и  политической устойчивости общества.  В настоящее время в Казахстане   плодами   рыночных   реформ   пользуются   незначительная часть населения,  преобладающая же его часть в материальном плане пока не выиграла от рыночных реформ.

          Кроме этого, малым предприятиям присущи следующие особенности, которые делают их очень привлекательным объектом для государственных инвестиций.

Во-первых, на их создание не требуется крупных затрат, дорогого и сложного оборудования, сроки их создания минимальны, вложенные средства сравнительно быстро окупаются и увеличивается глубина комплексного использования сырья.

Во-вторых, малые предприятия  ориентируются на нужды местного рынка, которые не могут быть заполнены крупным бизнесом вследствие малых объемов спроса и необходимости максимального учета индивидуальных вкусов потребителей.

В-третьих, их развитие может  стать одним из основных факторов снижения безработицы, повышения уровня жизни большинства населения и предотвращения миграции населения из села в город, что в настоящее время для Казахстана является очень актуальной задачей.

По данным статистического  агентства в стране на 1.09.2002 г. было зарегистрировано около 112,2 тыс. предприятий  малого бизнеса, что на 15,8% больше, чем  на соответствующую дату пришлого года (табл. 1).

Таблица 1. Количество предприятий малого бизнеса на 01.09.2002 года

 

Зарегистрировано

Действующие

Активные

тыс. ед.

в%

тыс. ед.

в%

тыс. ед.

в%

Всего

112,2

100

84,3

100

42,1

100

Сельское хозяйсгво

8,4

7,4

6,4

7,6

3,3

7,9

Промышленность

13,6

12,1

10,1

11,9

5,5

13,1

Горнодобывающая

0,7

0,7

0,5

0,6

0,2

0,6

Обрабатывающая

12

10,7

8,8

10,4

4,9

11,7

Обслуживающие

0,9

0,8

0,7

0,9

0,4

0,9

Строительство

12,1

10,8

9,4

11,2

4,5

10,6

Торговля и ремонт

53,8

47,9

39,4

46,8

18,4

43,7

Услуги

18,4

16,4

4,2

5

2,3

5,4

Прочие

0,3

0.3

0,3

0,3

0,1

0,2


Из зарегистрированных предприятий 75% являлись действующими, т.е. осуществляли и потенциально могли осуществлять экономическую деятельность. А из действующих предприятий активным было только каждое второе.

Несмотря на меры, принимаемые правительством, наиболее привлекательными сферами для малого бизнеса остаются торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования (43,3%), а промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в основном являются больше сферой деятельности крупного бизнеса, поэтому доля субъектов малого бизнеса здесь соответственно ниже (13,1% 7.9% и 6%. В сельском хозяйстве и промышленности в 2001 году доля произведенной субъектами малого предпринимательства продукции составляла около 2,8% и 2,3% в общем объеме производства, в тс время, как в строительстве 22%, а в розничной торговле (75%).

В региональном аспекте  наблюдается концентрация малого бизнеса  в промышленно развитых и густонаселенных районах (табл.2).

Таблица 2. Активные предприятия в разрезе регионов

 

на 1.09.2001 г.

на 01 .01. 2002г.

на 1.09.2002 г.

 

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

Тыс. ед.

%

Всего

38,4

100.0

39,6

100

42.1

100

Акмолинская

2,3

6

2,3

5,8

1,9

4,6

Актюбинская

1,4

3,6

1,4

3,5

1,5

3,5

Алматинская

1,9

4,9

1,9

4,9

2,1

5,1

Атыраускай

0,6

1,5

0,6

1,5

0.9

2,2

В-Казахстанская

3,5

9,1

3,1

7,7

3,2

7,6

Жабылская

1

2,5

1

2,6

1.0

2,3

3-Казахстанская

0,9

2,4

1

2,4

1,2

3

Карагандинская

2,9

7,5

2,9

7,3

3,3

7,7

Костанайская

1,8

4,8

2

4,9

2.0

4,8

Кызылодинская

1.0

2,6

1

2,5

1,1

2,7

Мангистауская

1

2,7

1.0

2,6

1,2

2,9

Павлодарская

2,1

5,4

2,2

5,6

2,4

5,6

С-Казахстанская

1,2

3.0

1,2

3

1,2

2,9

Ю-Казахстанская

2,8

7,3

3.0

7,7

3,1

7,4

г. Астана

3,1

8.0

3,2

8,1

3,6

8,6

г. Алматы

11

28,7

11,8

29,9

12,3

29,2


 

 

К их числу относятся г.Алматы, где функционирует 29,2%. от общего количества малых предприятий, Астана - 8,6%, Карагандинская - 7,7% и Восточно-Казахстанская - 7,6%, Южно-Казахстанская область - 7,4%.

Ускоренное развитие малого бизнеса именно в названных  регионах обусловлено сравнительно более высоким уровнем доходов населения, а также наличием относительно развитой производственной и рыночной инфраструктуры

По расчетным данным численность занятых на предприятиях малого бизнеса республики увеличилась за год на 8,5% и достигла 456,5 тыс. человек, или около 6,9% всех занятых в экономике. Более 33% всех занятых приходится на предприятия малого бизнеса, занимающиеся торговлей и ремонтом, 21,2% - оказанием услуг, 15,5% - промышленностью и 13,6% - строительства (табл. 3).

 

Таблица 3. Численность занятых на предприятиях малого бизнеса

 

на 1.09.2001 г.

на 01.01. 2002г.

на 1.09.2002 г.

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

Всего

420,7

100

428,8

100

456,5

100

Сельское хозяйство 

62,5

14,1

62,2

14,5

64,2

14,1

Промышленность

70,1

16,7

69,7

16,3

70,9

15,5

горнодобывающая

3,9

0,9

4

0,9

4,3

0,9

обрабатывающая 

60,3

14,3

60

14.0

61,1

13,4

обслуживающие

5,9

1,4

5,7

1,3

5,5

1,2

Строительство

52,8

12,6

54.5

12,7

62,2

13,6

Торговля и ремонт

136,7

32.5

141,9

33,1

152.3

33.4

Транспорт и связь 

8,2

1,7

26,9

6,3

8,4

1,8

Услуги 

88,6

21,1

71,9

16,8

96,8

21,2

Прочие 

1,8

0,4

1,7

0.4

1,7

0.4

Информация о работе Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства