Внутренний контроль цели, задачи, методы и объекты исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Повышение требований к финансовой отчетности, которые сформировались в начале ХХ в., изменили подходы к анализу системы внутреннего контроля. Наблюдается общая тенденция к ужесточению мер по подготовке достоверной отчетности. Появилось стремление обязать аудиторов давать в своих отчетах оценку СВК. Это выразилось в разработке стандартов, обеспечивающих учет качества контроля аудируемых лиц. Появились новые стандарты ISA 315, ISA 330, которые увязывают оценку аудиторских рисков и аудиторские процедуры по оцененным рискам с анализом надежности СВК аудируемых лиц с точки зрения возможного искажения финансовой отчетности, что привело к внесению дополнений и поправок практически во все МСА.

Работа содержит 1 файл

курсовая аудит.docx

— 768.14 Кб (Скачать)

     В зависимости от типа системы внутреннего  контроля он может осуществляться с  помощью систем ЭВМ или вручную, либо возможна частичная автоматизация  отдельных стадий контроля.

     Неавтоматизированный  внутренний контроль осуществляется контролером-ревизором  без применения средств ЭВМ.

     Частично  автоматизированный внутренний контроль осуществляется его контролерами с  применением средств автоматизации  в сочетании с обработкой данных вручную. Контроль, осуществляемый с  помощью средств автоматизации, ведется под руководством контролера-ревизора, что облегчает ему работу с  большими массивами данных, экономит время, позволяет делать всесторонний анализ, задавая параметры выборки.

     Следующий признак классификации — значимость субъектов контроля в процессе осуществления  контрольных операций.

     По  данному признаку разделяют:

     1) контролеров-ревизоров, непосредственно  осуществляющих контроль;

     2) участников, в обязанности которых  входят функции контроля, — это  различные специалисты предприятия.  Данная классификация не исчерпывающая,  но в ней приведены основные  классификационные признаки, необходимые  для правильного понимания системы внутреннего контроля.

     1.3  Этапы и принципы  системы внутреннего  контроля 

     Организация эффективно функционирующей системы  внутреннего контроля — это сложный  многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.4

  1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, орг. структурой, а также с ее возможностями.

          2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации.

  1. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям.
  2. Разработка формальных типовых процедур контроля, конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.
  3. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения). При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его функционирования.

     При формировании системы внутреннего  контроля, на предварительном этапе  специалисты должны исследовать  внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность экономического субъекта, выявить те проблемные зоны, которые  могут возникнуть в деятельности предприятия. При разработке системы  внутреннего контроля конкретного  предприятия необходимо учитывать  все внутренние и внешние факторы.

     Общее знакомство с системой внутреннего  контроля включает получение информации о специфике и масштабах деятельности субъекта, представление о системе  его бухгалтерского учета. Итоги  первоначального знакомства позволяют  принять решение о возможности  использования в проверке системы  внутреннего контроля. Если контролер-ревизор  не может полагаться на систему внутреннего  контроля, он должен спланировать свою проверку, таким образом, чтоб выводы его не основывались на доверии к  этой системе. Низкая эффективность  системы внутреннего контроля должна быть отражена в заключении о проверке субъекта .

     Критерием эффективности системы внутреннего  контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации.

  1. Принцип ответственности.
  2. Принцип сбалансированности (сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения).
  3. Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.
  4. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.
  5. Принцип ущемления интересов (необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем).
  6. Принцип интеграции (при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников функциональных различных направлений).
  7. Принцип заинтересованности администрации.

     8. Принцип соответствия (степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы).

          9. Принцип постоянства (адекватное постоянное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений).

  1. Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля (означает целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля, а также применяемых методов).5

     Важным  аспектом функционирования системы  внутреннего контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля.

     Контроль  необходимо осуществлять на основе четкого  взаимодействия всех подразделений  и служб организации. Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего  контроля. 
 

     
    1. Основные  направления формирования системы внутреннего  контроля

               Отечественные и зарубежные специалисты дают различные определения понятия внутреннего контроля, в том числе объекта, субъекта, целей и форм внутреннего контроля. Можно сделать вывод о том, что внутренний контроль на предприятии является определенной и необходимой системой наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определения результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений. В соответствии с определением можно сформулировать цель контроля — информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений. Таким образом, роль контроля в управлении предприятием велика, так как представляет собой процесс обеспечения достижения фирмой своих целей.

             Для понимания и разработки методики формирования системы внутреннего контроля на промышленном предприятии необходимо иметь четкое представление обо всех ее элементах. При этом "система внутреннего контроля" должна включать совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством предприятия в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, анализа выполнения планов и смет, для своевременного и правильного принятия управленческого решения. Такой контроль позволяет осуществить грамотное и эффективное видение бизнеса, обеспечивать выполнение планов, соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, разрабатывать и внедрять методы защиты и сохранности активов, формировать бюджеты и прогнозировать экономические показатели работы предприятия. Разработка системы внутреннего контроля требует высококвалифицированного подхода, охвата всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, а также детального рассмотрения различных направлений данной системы.

          Как известно, теория управления, основанная на системном подходе, рассматривает организацию как множество связанных между собой и определенным образом упорядоченных компонентов, которое обладает целостностью и образует единство с внешней средой. Таким образом, изначально должна быть четко выстроена организационная структура предприятия, которая, по сути, и является первым направлением формирования системы внутреннего контроля. При создании организационной структуры необходимо учитывать следующие элементы, которые в дальнейшем и будут положены в основу системы контроля:

          1. Цель и задачи.

    2. Группировка  задач для определения видов  работ.

    3. Группировка  видов работ в соответствующих  подразделениях.

    4. Делегирование  полномочий, распределение ответственности  и определение числа уровней в иерархии управления.

          5. Создание такого организационного климата, который побуждает

    работников  вносить максимальный вклад в  достижение целей организации.

    6. Проектирование  системы коммуникаций, обеспечивающей  эффективность принятия решений.

         Таким образом, формирование эффективной системы внутреннего контроля зависит, прежде всего, от выбранного типа организационной структуры управления, а они, как известно, разнообразны.

         Вторым направлением формирования системы внутреннего контроля на предприятии является распределение обязанностей и полномочий, т.е. определение контролируемой ответственности структурных единиц. Довольно распространенным дефектом управления является смешение его функций с другими. В малых организациях часто отсутствует четко выделенная группа управляющих, а в крупных их наделяют чужими обязанностями, отнимающими много времени. Поэтому необходимо определить круг ответственных лиц, их обязанности и ответственность. 6

         Обратим особое внимание на то, что создание системы внутреннего контроля предполагает сложный процесс, направленный на удовлетворение многих аспектов управления промышленным предприятием, поэтому она должна включать необходимые элементы, которыми являются: система учета; контрольная среда; процедуры контроля.

         Причем систему учета следует рассматривать, как совокупность форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций, а так же представлять информацию в рамках управленческого учета.

        Таким образом, в основе формирования системы внутреннего контроля должен быть четко организованный процесс учетной работы, который возможен только при наличии всесторонней учетной политики предприятия и графика документооборота, регламентирующего все хозяйственные операции экономического субъекта.

Глава 2. Информационное обеспечение аудита

аудит внутренний2.1 Характеристика ОАО "Ростелеком"

     Приведенный ниже анализ финансового положения  и эффективности деятельности ОАО "Ростелеком" выполнен за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 г. (12 кварталов). Качественная оценка значений финансовых показателей ОАО "Ростелеком" проведена с учетом отраслевых особенностей деятельности организации (отрасль - "Связь", класс по ОКВЭД - 64).

     В приведенной ниже таблице обобщены основные финансовые результаты деятельности ОАО "Ростелеком" за весь анализируемый  период. 

     Таблица 2.1.

Основные  финансовые результаты деятельности ОАО "Ростелеком"

Показатель Значение  показателя, тыс. руб. Изменение показателя Среднегодовая величина, тыс. руб.
1-й  кв.06 2-й кв.06 – 2-й кв.08 (в среднем) 3-й кв.08 4-й кв.08 тыс. руб. (гр.2 - гр.5) ± % ((2-5) : 5)
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Выручка  от продажи товаров, продукции,  работ, услуг 14 585 380 15 402 595 15 826 529 16 787 664 +2 202 284 +15,1 61 940 976
2. Расходы  по обычным видам деятельности 12 284 457 13 193 993 13 288 891 15 505 421 +3 220 964 +26,2 53 274 901
3. Прибыль  (убыток) от продаж (1-2) 2 300 923 2 208 602 2 537 638 1 282 243 -1 018 680 -44,3 8 666 074
4. Прочие  доходы 5 077 735 4 895 730 526 187 1 290 281 -3 787 454 -74,6 16 985 259
5. Прочие  расходы 4 682 267 4 168 917 424 937 2 278 651 -2 403 616 -51,3 14 968 701
6. Прибыль  (убыток) от прочих операций (4-5) 395 468 726 814 101 250 -988 370 -1 383 838 2 016 557
7. EBIT (прибыль  до уплаты процентов и налогов) 2 767 059 2 993 937 2 686 184 347 260 -2 419 799 -87,5 10 915 313
8. Изменение  налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и др. расходы  из прибыли  -640 954 -764 627 -692 822 -151 377 +489 577 +76,4 -2 788 932
9. Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода  (3+6+8) 2 055 437 2 170 789 1 946 066 142 496 -1 912 941 -93,1 7 893 700
Справочно: Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 470) 2 112 519 1 706 844 2 105 324 1 156 600 х х х

Информация о работе Внутренний контроль цели, задачи, методы и объекты исследования