Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:24, дипломная работа
Переход субъектов хозяйствования Республики Беларусь к рыночной экономике требует дальнейшего совершенствования организации бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, процесса формирования финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете. Рыночные отношения требуют изменения организации бухгалтерского учета, приближения ее к международным стандартам
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 8
1.1. Экономическая сущность основных средств, значение и пути повышения эффективности их использования 8
1.2. Классификация, оценка и переоценка основных средств. 11
1.3. Задачи учета и анализа основных средств и обзор нормативных актов и специальной экономической литературы по учету основных средств 17
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 21
2.1. Документальное оформление и учет поступления, перемещения и выбытия основных средств 21
2.2. Учет амортизации основных средств 34
2.3. Виды ремонтов, способы их выполнения и включения в себестоимость продукции 45
2.4. Учет основных средств по международным стандартам 49
2.5. Совершенствование учета основных средств в условиях применения информационных технологий 53
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 57
3.1. Анализ состава, структуры и технического состояния основных средств 57
3.2. Анализ эффективности использования материально-технической базы предприятия и повышение эффективности ее использования 60
3.3. Основные пути и резервы укрепления материально-технической базы предприятия и повышение эффективности ее использования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Д-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" К-т счета 07 "Оборудование к установке" - при передаче оборудования в монтаж;
Д-т счета 01 "Основные средства" К-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" -- при оп-риходовании оборудования в эксплуатацию.
В случае приобретения основных средств, бывших в эк-сплуатации, за плату у других предприятий на счетах бухгал-терского учета делаются следующие записи:
Д-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", Д-т счета 18 "НДС по приобретенным товарам (работам, ус-лугам)", субсчет -- "Налог на добавленную стоимость по приобретен-ным основным средствам" К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на сумму счетов поставщиков;
Д-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т счета 51 "Расчетный счет" - при оплате счетов постав-щиков;
Д-т счета 01 "Основные средства" К-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" - при оприходовании объектов основных средств в эксплуатацию.
На сумму использованных амортизационных отчислений на создание или приобретение основных средств К-т забалансового счета 010 "Амортизационный фонд воспро-изводства основных средств" [11, c.142].
Основные средства, поступившие
от других организаций и лиц
На стоимость безвозмездно полученного имущества по рыночным ценам
Д-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Д-т счета 18 "НДС по приобретенным товарам (работам, услу-гам)", субсчет -- "Налог на добавленную стоимость по приобретен-ным основным средствам" К-т счета 92 "Внереализационные доходы и расходы", субсчет "Доходы".
При вводе в эксплуатацию безвозмездно поступивших объек-тов основных средств
Д-т счета 01 "Основные средства" К-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".
По мере начисления амортизации по принятым основ-ным средствам
Д-т счета 44 "Издержки обращения" К-т счета 02 "Амортизация основных средств"
Расходы по доставке указанных средств, полученных без-возмездно, учитываются как затраты капитального характера и отражаются в учете следующей записью:
Д-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Д-т счета 18 "НДС по приобретенным товарам (работам, услу-гам)", субсчет -- "Налог на добавленную стоимость по приобретен-ным основным средствам" К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или К-т счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Указанные расходы относятся на увеличение первоначаль-ной стоимости объектов основных средств, в уче-те отражаются следующие проводки:
Д-т счета 01 "Основные средства" К-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Основные средства, внесенные учредителями в счет их вклада в уставный фонд на счетах бухгалтерско-го учета отражаются следующими записями [5] :
Д-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" К-т счета 75 "Расчеты с учредителями" по первоначальной стоимости основных средств;
Д-т счета 01 "Основные средства" К-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" по первоначальной стоимости основных средств.
Первоначальная стоимость объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации, устанавливается в денежной оценке, согласован-ной учредителями на дату подписания учредительных доку-ментов; в случаях, предусмотренных законодательством, ос-новные средства подлежат экспертной оценке. Оценка объек-тов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкла-дов в уставный фонд организации, стоимость которых выраже-на в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату подписания учредительных документов.
Оприходование неучтенных объектов основных средств (из-лишков), выявленных по результатам проведения инвентариза-ции отражаются в учете по рыночной стоимости следующей запи-сью:
Д-т счета 01 "Основные средства" К-т счета 92 "Внереализационные доходы и расходы".
Выбытие основных средств происходит по различным при-чинам: при реализации (продажи); безвозмездной передаче (дарении) другим предприяти-ям; ликвидации по причине износа, аварий, стихийных бед-ствий; в качестве вклада в уставный фонд другого пред-приятия; передаче в обмен на другое имущество; недостачах, выявленных инвентаризацией и в других случаях, не противоречащих действующему законодатель-ству.
Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета относится стои-мость выбывающего объекта основных средств, а в кредит -- сумма начисленной амортизации. Остаточная стоимость объ-екта списывается со счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" в дебет счета 91 "Операционные доходы и расходы", а при безвозмездной передаче -- в дебет счета 92 "Внереализационные доходы и расходы". Организа-ция может использовать и второй вариант учета выбытия основных средств, при котором стоимость выбывшего объекта списывается следующими записями:
Д-т счета 02 "Амортизация основных средств"-- на сумму начисленной амортизации, Д-т счета 91 "Операционные доходы, и расходы", субсчет "Операционные расходы"-- на сумму остаточной стоимости К-т счета 01"Основные средства" на первоначальную стоимость.
Например, на исследуемом предприятии 12 декабря 2002г. продан по остаточной стоимости автомобиль ВАЗ 21099 за 3227598 руб.
Составлены проводки:
Дт 47 "Реализация основных средств" Кт 01 "Основные средства" на 4304020 руб. первоначальная стоимость объекта;
Дт 02 "Амортизация основных средств" Кт 47 "Реализация основных средств" на 1076422 руб. сумма амортизации;
Дт 50 "Касса" Кт 47 "Реализация основных средств" на 3227598 руб. поступила в кассу выручка от проданного автомобиля.
В соответствии с новым планом счетов следовало бы сделать записи по данной хозяйственной операции:
Дт 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" Кт 01 "Основные средства" на 4304020 руб. первоначальная стоимость объекта;
Дт 02 "Амортизация основных средств" Кт 01"Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" на 1076422 руб. сумма амортизации;
Дт 91 "Операционные доходы, и расходы", субсчет "Операционные расходы" Кт 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" на 3227598 руб. остаточная стоимость объекта;
Дт 50 "Касса" Кт 91 "Операционные доходы, и расходы", субсчет "Операционные доходы" на 3227598 руб. поступила в кассу выручка от проданного автомобиля.
Либо по другому варианту:
Дт 02 "Амортизация основных средств" Кт 01"Основные средства" на 1076422 руб. на сумму амортизации;
Дт 91 "Операционные доходы, и расходы", субсчет "Операционные расходы" Кт 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" на 3227598 руб. остаточная стоимость выбывающего объекта;
Дт 50 "Касса" Кт 91 "Операционные доходы, и расходы", субсчет "Операционные доходы" на 3227598 руб. поступила в кассу выручка от проданного автомобиля
Все расходы, связанные с выбытием основных средств (за исключением безвозмездной передачи) отражают по дебету счета 91 "Операционные доходы и расходы", субсчет "Опера-ционные расходы", а по кредиту этого счета все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).
При выбытии основных средств на основании законодательства Республики Беларусь предприятия начисляют налог на добавленную стоимость:
Д-т счета 91 "Операционные доходы и расходы", субсчет 3 -- "Налог на добавленную стоимость" К-т счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет 2 -- "Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации" - на сумму начисленного налога.
Таким образом, на счете 91 "Операционные доходы и расходы" формируется финансовый результат от выбытия основных средств, который списывается с этого счета сле-дующей записью:
Д-т счета 91 "Операционные доходы и расходы", субсчет 9 -- "Сальдо операционных доходов и расходов" К-т счета 99 "Прибыли и убытки" - на сумму прибыли от выбытия объекта основных средств;
Д-т счета 99 "Прибыли и убытки" К-т счета 91 "Операционные доходы и расходы", субсчет 9 -"Сальдо операционных доходов и расходов"-- на сумму убытка от выбытия объекта основных средств.
Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтер-ском учете в том отчетном периоде, в котором произошло выбытие основных средств.
Реализация объектов основных средств оформля-ется "Актом приемки-передачи основных средств" по форме № ОС-1 по договорным ценам.
Безвозмездная передача основных средств оформля-ется "Актом приемки-передачи основных средств" по форме № ОС-1. В дополнение к указанному выше акту выписы-вается извещение о передаче объекта с указанием осно-вания передачи, первоначальной стоимости и суммы начис-ленной амортизации за период эксплуатации, а также суммы налога на добавленную стоимость.
Безвозмездная передача основных средств в пределах одно-го собственника по его решению или по решению уполномо-ченного им органа в объем реализации не включается и объек-том налогообложения не является. Расходы по передаче у передающей стороны относятся в уменьшение собственных источников.
На счетах бухгалтерского учета делают следующие записи:
Д-т счета 02 "Амортизация основных средств" К-т счета 01 "Основные средства"-- на сумму начисленной амортизации;
Д-т счета 92 "Внереализационные доходы, и расходы", субсчет "Внереализационные расходы" К-т счета 01 "Основные средства"-- на сумму остаточной стоимости;
Д-т счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы-ток)" К-т счета 92 "Внереализационные доходы и расходы," -- на сумму финансового результата от безвозмездной передачи.
Безвозмездная передача основных средств в пределах раз-ных собственников включается в объем реализации и прини-мается к бухгалтерскому учету в сумме, установленной дого-вором на основании соответствующих документов. Моментом реализации в данном случае является факт их передачи.
На счетах бухгалтерского учета делают следующие записи:
Д-т счета 02 "Амортизация основных средств" К-т счета 01 "Основные средства"-- на сумму начисленной амортизации;
Д-т счета 92 "Внереализационные доходы и расходы", субсчет "Внереализационные расходы" К-т счета 01 "Основные средства"-- на сумму остаточной сто-имости;
На сумму начисленных налогов из выручки от реализации, в том числе и налога на добавленную стоимость: Д-т счета 92 "Внереализационные доходы, и расходы", субсчет "Внереализационные расходы" К-т счета 68 "Расчеты по налогам и сборам";
На сумму финансового результата от безвозмездной пере-дачи: Д-т счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы-ток)" К-т счета 92 "Внереализационные доходы и расходы".
Выбытие основных средств вследствие ветхости, полного износа (физического или морального), аварий, стихийных бед-ствий, а также в связи со строительством, расширением, ре-конструкцией и по другим причинам называют ликвидацией. Она связана с процессом разборки, демонтажа оборудования, транспортных средств, перевозки объектов и т.д. При ликви-дации основных средств у предприятия возникают затраты, связанные с ликвидацией объектов основных средств (заработ-ная плата, начисления на заработную плату и другие расходы).
Для определения непригодности
основных средств, невоз-можности или
неэффективности проведения их восстанови-тельного
ремонта, а также оформления необходимой
докумен-тации на списание основных
средств на предприятиях прика-зом
руководителя создается постоянно
действующая комиссия в составе:
главного инженера или заместителя
руководителя; начальников соответствующих
структурных подразделений (служб);
главного бухгалтера или его заместителя;
лиц, на ко-торых возложена
Комиссия производит непосредственный осмотр ликвиди-руемых объектов, устанавливает причины их списания, опре-деляет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их.
Выбытие основных средств (кроме автотранспорта) вслед-ствие полного или частичного их списания оформляется "Ак-том о ликвидации основных средств" по форме № ОС-4.Списание грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов или их ликвидация оформляется "Актом о лик-видации транспортных средств" по форме № ОС-4а. При списании с баланса машин, оборудования и транспор-тных средств вследствие аварии к акту прилагается копия акта об аварии, в котором указаны ее причины и виновники.
К ликвидации объекта основных средств приступают толь-ко после утверждения акта руководителем предприятия. Оформленные акты на ликвидацию основных средств (форма № ОС-4 и № ОС-4а) передаются комиссией в бухгалтерию. На основании указанных актов бухгалтерия делает соответствую-щие записи в инвентарных карточках по форме № ОС-6 и в ин-вентарных списках основных средств по месту их нахождения по форме № ОС-13 и отражает операции по ликвидации основ-ных средств на счетах бухгалтерского учета.
Например, в исследуемой организации по решению ликвидационной комиссии списан автомобиль ВАЗ 2106, попавший в аварию и не подлежащий восстановлению. Первоначальная стоимость автомобиля 2350000 руб. Амортизация на момент ликвидации составила 850000 руб.
Информация о работе Учет основных средств и анализ эффективности их использо-вания