Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:24, дипломная работа
Переход субъектов хозяйствования Республики Беларусь к рыночной экономике требует дальнейшего совершенствования организации бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, процесса формирования финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете. Рыночные отношения требуют изменения организации бухгалтерского учета, приближения ее к международным стандартам
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 8
1.1. Экономическая сущность основных средств, значение и пути повышения эффективности их использования 8
1.2. Классификация, оценка и переоценка основных средств. 11
1.3. Задачи учета и анализа основных средств и обзор нормативных актов и специальной экономической литературы по учету основных средств 17
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 21
2.1. Документальное оформление и учет поступления, перемещения и выбытия основных средств 21
2.2. Учет амортизации основных средств 34
2.3. Виды ремонтов, способы их выполнения и включения в себестоимость продукции 45
2.4. Учет основных средств по международным стандартам 49
2.5. Совершенствование учета основных средств в условиях применения информационных технологий 53
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 57
3.1. Анализ состава, структуры и технического состояния основных средств 57
3.2. Анализ эффективности использования материально-технической базы предприятия и повышение эффективности ее использования 60
3.3. Основные пути и резервы укрепления материально-технической базы предприятия и повышение эффективности ее использования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Условия перехода к рыночной экономике побуждают трудовые коллективы к постоянному поиску резервов повышения эффективности использования всех материально - вещественных факторов производства, в том числе и основных средств. Выявить и практически использовать эти резервы можно с помощью тщательного экономического анализа.
Состояние и использование основных средств - один из важнейших аспектов аналитической работы, так как именно они являются мате-риальным воплощением научно - технического прогресса - главного фактора повышения эффективности любого производства.
Более полное и рациональное использование основных средств и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительнос-ти труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, сни-жению ее себестоимости, экономии капитальных вложений.
Задачами анализа
состояния и эффективности
На исследуемом предприятии постановка учета основных средств осуществлена в соответствии с законодательством Республики Беларусь, изданы внутренние Инструкции по документообороту для персонала предприятия, определены ответственные за количественный и стоимостной учет основных средств. Ежеквартально проводится инвентаризация. Ведется постоянный контроль за состоянием и рациональностью использования основных средств. Все операции по движению основных средств оформляются первичными документами.
Хочется отметить чрезмерное документирование и формализацию учета основных средств, как и впрочем бухгалтерского учета других объектов, предусмотренного законодательством Республики Беларусь. Последствия этого - привлечение большого количества счетных работников, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности предприятий нашей Республики, содержание в штате которых увеличивает издержки и оказывает большое влияние на финансовый результат деятельности предприятия. Особенно чувствительно это сказывается на небольших предприятиях, и, по моему мнению, тормозит развитие малого бизнеса в нашей Республике.
В дипломной работе использованы нормативные акты по учету основных средств:
«Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств», утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 183. Инструкция определяет порядок организации учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных поступлением, амортизацией, ремонтом, арендой и выбытием с использованием объектов основных средств в коммерческих и некоммерческих организациях.
«Временный республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативные сроки их службы», утвержден Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 21.11.2001 № 186. Классификатор применяется для определения состава и группировки основных средств и определения срока их использования.
«Положение о
порядке начисления амортизации
основных средств и нематериальных
активов», утверждено Постановлением
Министерства экономики, Министерства
финансов, Министерства статистики и
анализа и Министерства архитектуры
и строительства от 24 января 2003 г.
№33/10/15/1. Положение определяет условия
регулирования процесса воспроизводства
основных средств и нематериальных
активов коммерческими и
«Положение о порядке переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2004 г.», утверждено Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 31.12.2003 № 258. Положение устанавливает единые правила проведения переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2004 г., определение восстановительной стоимости основных средств методом прямой оценки, индексным методом и методом пересчета валютной стоимости основных средств, определение остаточной и восстановительной стоимости и порядок документального оформления и отражения в учете результатов переоценки основных средств.
«Инструкция о порядке
заполнения бланков типовых
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Документальное
оформление и учет поступления,
Согласно Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств, основные средства могут поступать на предприятие в результате: капитальных вложений (инвестиций); приобретения за плату у юридических и физических лиц; безвозмездного получения от юридических и физических лиц; субсидий правительственного органа; внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд предприятия; полученных в обмен на другое имущество; оприходование излишков, выявленных при инвентари-зации, и др.[5]
Поступающие в организацию основные средства должны быть документально оформлены, оприходованы и закреплены за материально ответственными лицами.
В аналитическом учете основные средства учитываются в натуральном выражении по инвентарным объектам. Под инвентарным объектом понимается отдельный предмет (или ком-плекс предметов), предназначенный для выполнения опреде-ленных функций. Например, по зданиям инвентарным объек-том является каждое отдельно стоящее здание, в состав кото-рого входят все коммуникации внутри здания, необходимые для его эксплуатации; по сооружениям и передаточным ус-тройствам -- каждое отдельное сооружение (передаточное ус-тройство) со всеми устройствами, составляющими с ним одно целое; по силовым и рабочим машинам и оборудованию - каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка и т.д., включая входящие в их состав приспособления, принадлеж-ности, приборы, инструменты, электрооборудование, а также индивидуальное ограждение и фундамент.
Основные средства, поступившие в организацию, принимаются специальной комиссией, назначаемой руководи-телем организации в установленном порядке. В состав комис-сии обычно входят главный инженер, представитель производственного или технического отдела, материально ответственное лицо, кото-рому передается поступивший объект.
Для оформления приемки в эксплуатацию поступивших объектов основных средств и их отражения в учете комиссия составляет в одном экземпляре Акт приемки-пе-редачи основных средств по форме № ОС -1 на каждый объект в отдельности, в котором указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характе-ристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета.
Для правильной организации аналитического учета основ-ных средств каждому объекту в момент составления Акта по ф. № ОС-1 присваивается инвентарный номер по серийно-по-рядковой системе кодирования, который указывается в пер-вичных документах и сохраняется за ним в течение всего пе-риода нахождения в данной организации. Инвентарные номе-ра выбывших объектов не мо-гут присваиваться другим, вновь поступающим основным сред-ствам в течение пяти лет, начиная с года следующего за годом списания. Составленный комиссией Акт по форме № ОС-1 утверждается руководителем организации и вместе с технической до-кументацией, относящейся к данному объекту передается в бухгалтерию, которая на основании этих документов открывает Инвен-тарные карточки по форме № ОС-6 в одном экземпляре. В них записываются: наименование и назначение объекта, наиме-нование завода-изготовителя, модель, тип, марка оборудования, инвентарный номер и другие данные, после чего техническую документацию передают в соответствующий отдел предприятия. Арендуе-мые основные средства, полученные в аренду, у арендатора мо-гут числиться под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Для контроля за сохранностью Инвентарных карточек их регистрируют в описи по форме № ОС-10, которая составляет-ся по видам основных средств в одном экземпляре. Инвентарные карточки хранятся в специальных картотеч-ных ящиках, в которых располагаются по классификацион-ным группам.
Предприятия, имеющие небольшое количество объектов, могут вести пообъектный учет в инвентарной книге. Записи в ней производятся также по классификационным группам и местам нахождения объектов. Аналитический учет объектов основных средств по месту их эксплуатации (нахождения) и по материально ответственным лицам ведут в Инвентарном списке по форме № ОС-13. Они составляются в двух экземплярах. Пер-вый экземпляр списка с распиской материально ответственного лица хранится в бухгалтерии, а второй -- у материально ответ-ственного лица по месту нахождения объекта основных средств. Не реже одного раза в полугодие Инвентарные списки, находя-щиеся в бухгалтерии и у материально ответственных лиц, све-ряются. Для сохранности Инвентарные описи формы № ОС-13 должны быть сброшюрованы.
Перемещение основных средств внутри организации офор-мляется актом по форме № ОС-1 в двух экземплярах. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в Инвентарном списке основных средств по форме № ОС-13. Для учета изменений в составе основных средств предприятия ведут карточки учета движения основных средств по форме № ОС-12. На каждый вид основных средств открывается отдельная карточка.[12, c. 56]
Для синтетического учета основных средств в плане счетов бухгалтерского учета предназначен счет 01 "Основные сред-ства". Этот счет активный. На нем отражается движение основных средств, принадлежащие предприятию на правах собственности, находящиеся в эксплу-атации, запасе, на консервации, полученных в аренду (лизинг), доверительное управление. По дебету этого счета отра-жают поступление основных средств, а по кредиту -- их выбы-тие. Основные средства учитываются на счете 01 "Основные средства" в оценке по полной (первоначальной или восстанови-тельной) стоимости.
Синтетический учет по счету 01 ведется в журнале-ордере № 13.
Большинство основных средств поступает на предприятие в результате капитальных вложений.
Поступление основных средств в результате строительства хозяйственным или подрядным способом отражается сле-дующим образом:
Д-т счета 01 "Основные средства" К-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" - на стоимость фактических затрат по возведению.
При этом все затраты собираются на дебе-те счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" с кредита раз-ных счетов: 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и другими счетами.
Приобретение основных средств за плату у юридических и других лиц отражается следующим образом:
При приобретении основных средств, не требующих монта-жа, на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи [5] :
Д-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", Д-т счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)", субсчет "Налог на добав-ленную стоимость по приобретенным основным средствам" К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" -- на сумму счетов поставщиков;
Д-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т счета 51 "Расчетный счет" - при оплате постав-щикам на сумму счетов;
Д-т счета 01 "Основные средства" К-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" - при вводе объектов основных средств в эксплуатацию.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств, подлежат вычету с момента принятия на учет основных средств в размере 1/12 этих сумм ежемесячно независимо от суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.
Например, на исследуемом предприятии 2 мая 2001г. приобретен автомобиль ВАЗ 21099 за 3637200 руб.
Составлены проводки:
Дт 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на 3031000 руб.,
Дт 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)" субсчет "Налог на добав-ленную стоимость по приобретенным основным средствам" Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на 606200 руб. акцептован счет поставщика;
Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кт 51"Расчетный счет" на 3637200 руб. перечислена задолженность поставщику с расчетного счета,
Дт 01"Основные средства" Кт 08"Вложения во внеоборотные активы" на 3031000 руб. ввод основного средства в эксплуатацию.
Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кт 18"Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)" субсчет "Налог на добав-ленную стоимость по приобретенным основным средствам" на 50517 руб. принята 1/12 суммы уплаченного налога на добавленную стоимость к вычету
Если же приобретается оборудование, требующее монтажа, на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи [5]:
Д-т счета 07 "Оборудование к установке",Д-т счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобре-тенным товарам (работам, услугам)", субсчет - "Налог на до-бавленную стоимость по приобретенным основным средствам" К-т счета 60 "Расчеты, с поставщиками и подрядчиками" -- на сумму счетов поставщиков;
Д-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т счета 51 "Расчетный счет" -- при оплате счетов постав-щиков;
Информация о работе Учет основных средств и анализ эффективности их использо-вания