Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:35, лекция

Описание работы

Отрасли были четко разграничены и большей частью имели хорошие перспективы роста. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название производственный стереотип.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.docx

— 257.91 Кб (Скачать)

Некоторые  примеры  рекомендуют  ориентировать  бизнес  не  на

 группы  покупателей, а на потребности, так как покупатели - категория непостоянная.

ШИРОКОЕ ИЛИ УЗКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИЗНЕСА.

Определяя свой бизнес,   компания   должна   задуматься   о   том, насколько   он   будет соответствовать  её нынешней деятельности, её производственным и другим потенциальным возможностям. Чтобы иметь управленческую ценность, стратегическое видение, определение  сферы деятельности и миссии компании должны чётко определять реальную область  деловых интересов компании. Руководство компании может дать широкое или узкое определение своего бизнеса.

2. Определение цели

Как только видение сформировано, а миссия организации определена, перед лидером встаёт задача разработки последовательности действий. Она представляет собой набор целей, которые необходимы для того, чтобы сделать мечту действительностью.

В теории стратегического менеджмента  цель представляет собой направление, в котором должна осуществляться деятельность организации. Она может приобретать самую различные формы, например, называться задачей, намерением, назначением и т.д.

Цели  имеют ряд отличительных черт, которые называются SMART-характеристикой.

Определение и утверждение цели это решающий момент в процессе стратегического управления компании, где менеджеры, устанавливают цели для каждых функциональных областей' организации.

Для развития стратегического мышления и для последующей разработки стратегии важен так же способ определения целей. Цели должны быть определены не только для всей организации, но и для каждого его отдела, каждой функциональной области, хозяйственной единицы.

Процесс установления целей больше осуществляется по принципу "сверху- вниз", чем "снизу-вверх".

Определение целей требуется для каждого  ключевого результата, который менеджеры считают важными для достижения успеха.

Существуют два типа ключевых результатов: те, которые относятся к финансовой деятельности, и те, которые относятся к показателям стратегической деятельности компании.

Финансовым  и стратегическим целям принадлежит  наивысший приоритет, так они направлены на достижение ключевых результатов. Трудность возникает тогда, когда ситуация вынуждает делать выбор между действиями, связанными с повышением краткосрочных финансовых показателей и усилиями по упрочению положения фирмы в долгосрочной перспективе.

Стратегическое  цели описывают стратегическое намерение  фирмы занять определённое место  в бизнесе, которое зависит от размера компании и отрасли. Часто  стратегическое намерение компании служит вдохновляющим призывом для  менеджеров и сотрудников приложить  все свои силы для достижения намеченных целей.

Понятие стратегии  и её разработка

ПОЛИТИКА

Определение политики и её особенность. Взаимосвязь  политики и стратегии

СТРАТЕГИЯ

После установления целей необходимо выбрать  инструмент их достижения. Цели — это  результаты, а стратегия означает инструмент их достижения.

Стратегия  в общем смысле обозначает принятие широких долгосрочных мер или  подходов.

Стратегия компании состоит из множества ответов на вопрос "как": как развито дело? как удовлетворить своих клиентов? как обогнать конкурентов? как ответить на изменяющиеся рыночные условия? как управлять отдельным функциональным звеном предприятия? как достичь стратегических и финансовых целей? Вопрос "как" в стратегии специфичен для различных компаний и связан исключительно с ситуацией в компании и целями ее деятельности.

Стратегия компании, как правило, состоит из: 1) продуманных  целенаправленных действий и 2) реакции  на непредвиденное развитие событий  и на усилившуюся конкурентную борьбу, т.к. всегда остается определенная степень  неуверенности в будущем, и менеджер не может предусмотреть все стратегические действия заранее и следовать этим намеченным маршрутом, не внося изменений.

Для разработки стратегии необходимо иметь талант предпринимателя и стратегический образ мышления. Компания может столкнуться  с двумя опасностями, если ее менеджеры  не наделены    данными    способностями. Первая опасность —  это устаревшая стратегия, вторая—  образ мышления улитки, направленный внутрь фирмы.

Способность к стратегическому управлению (мышлению) предполагает наличие определённых элементов.

Разработка  стратегического видения и миссии компании, установление целей и выбор  стратегии — главные задачи по выбору направления развития компании. Они вместе составляют стратегический план.

Задача  реализации стратегии состоит в понимании того, что необходимо сделать, чтобы стратегия работала и были соблюдены намеченные сроки ее исполнения. Работа по реализации стратегии первоначально относится к сфере административных задач, которая включает в себя ряд основных моментов.

     Цель руководства состоит в  создании системы оценки соответствия между тем, как выполнена работа, и тем, что необходимо для эффективной реализации стратегии. Качество разработки системы определяет качество реализации стратегии. Наиболее важные зависимости — между стратегией и организационными способностями, между стратегией и размером вознаграждения, между стратегией и внутренней политикой, обеспечивающей проведение работ, между стратегией и корпоративной культурой.

Задача осуществления  стратегии является  наиболее сложной  и трудоёмкой  частью стратегического  управления, поскольку это требует  определение степени изменения  внутренней политики и согласованности  её с корпоративной культурой  организации.

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ. Возможно первой попыткой классификацией стратегий была матрица «продукт – рынок», предложенный И. Ансоффом. Существуют и другие классификационные признаки. Так с позиции управления в

диверсифицированной компании стратегии разрабатываются  на четырёх различных организационных  уровнях  :

корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом);

деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании);

функциональная стратегия (для каждого функционального направления определённой сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т.д.

операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов (внутри функциональных направлений).

3.Факторы,  влияющие на формирование стратегии

СОЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ГРАЖДАНСКИЕ И РЕГУЛТРУЮЩИЕ НОРМЫ

Задача  сделать стратегию организации  соответствующей социальным требованиям подразумевает:

проявление  деловой активности в рамках границ, определенных нормами этики и интересами общества;

позитивное  реагирование на социальные приоритеты и запросы общества;

постоянную  готовность предпринять действия, чтобы  избежать конфронтации с регулирующими нормами;

поддержание баланса между интересами акционеров и общества в целом;

обеспечение гражданской позиции компании в  обществе.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИ И УСЛОВИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Принцип стратегического  менеджмента гласит « Стратегия  компании должна максимально соответствовать  специфике отрасли и конкурентной окружающей среде.

Когда компания решает, что ее присутствие в данной отрасли становится все менее привлекательным и выгоднее направлять инвестиции в какую-либо другую сферу, она может выбрать стратегию замораживания и изъятия капиталовложений; Если уровень конкуренции значительно усиливается, кампания обязана предпринять какие-либо меры по защите своих позиций.

Поэтому разработчику стратегии приходится постоянно  учиться новым приемам и методам  конкурентной борьбы в своей отрасли.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЫНОЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ

Возможности компании и угрозы внешней среды  являются ключевыми факторами, влияющими, на стратегию.

Стратегию   необходимо строить так, чтобы реализовывалось  как можно больше возможностей, особенно тех, которые связаны со стабильным конкурентным преимуществом и доходностью  компании. Аналогично стратегия должна быть направлена на защиту компании от внешних угроз настоящему и будущему ее положению.

СИЛЬНЫЕ И  СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЁ КОНКУРЕНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Стратегия компании должна базироваться на том, что она  хорошо делает (т.е. на организационной  силе и конкурентных возможностях). Большая опасность для успеха стратегии- ориентироваться на то, что  компания не так хорошо выполняет (т.е. на организационную и конкурентную слабость)

ЛИЧНЫЕ АМБИЦИИ, ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА И ЭТИЧЕСКИЕ  ВОЗРЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

На стратегические решения менеджеров очень часто  влияют их собственные взгляды на то, как конкурировать,  какое  положение должна занимать фирма  и какой имидж ей следует иметь.

Иногда это  происходит намеренно, а порой просто подсознательно.

Американские  и японские менеджеры имеют разные точки зрения на долгосрочное и краткосрочное  развитие своих компаний, а также  придерживаются разных подходов в работе с поставщиками.

В зависимости  от отношения к риску имеет  место предпочтение консервативных или рисковых стратегий.

Ценностные  ориентации менеджера также формируют  этическое содержание стратегии. Менеджеры с сильно развитыми этическими убеждениями делают все возможное, чтобы компания не отходила от кодекса этических норм.

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ  И КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ВЫБОР  СТРАТЕГИИ

Стратегические  действия компании отражают ее культурные и управленческие ценности. Иногда взгляды и культурные ценности доминируют при выборе стратегических шагов, так как ценности и воззрения настолько внедряются в сознание менеджера, что становятся определяющим фактором того, как фирма реагирует на окружающую обстановку.

Особенно  это заметно в деятельности компаний, которые добились превосходства в технологических разработках, постоянно внедряют новую продукцию нa рынок, поставили все на карту производства продукции первоклассного качества, ориентируются на человеческий фактор и для которых важно полное удовлетворение запросов своих клиентов

СОЕДИНЕНИЕ  СТРАТЕГИИ С ЭТИКОЙ

Каждый бизнес имеет этическое обязательство  перед: владельцами (держателями) акций, служащими, покупателями, поставщиками и обществом в целом. Каждый из этих элементов воздействует на организацию и в свою очередь подвергается воздействию со стороны организации. 
Поэтому и стратегия должна быть нравственной, отвечающей этим этическим нормам.

Поскольку руководство несет ответственность  за управление предприятием, то именно понимание руководством своих нравственных обязательств и требований учредителей определяет, имеется ли связь между стратегией и нравственным поведением и какова она.

Компания, которая  действительно заботится об этике  бизнеса и корпоративной ответственности перед обществом, скорее проявляет активность, чем реакционность в вопросах связи стратегии и этики.

КРИТЕРИИ  ПОБЕДНОЙ СТРАТЕГИИ

Три теста  могут быть использованы для оценки достоинств одной стратегии по сравнению с другой и проверки  того, насколько хороша стратегия.

Критерий  степени соответствия.

Критерий  преимущества в конкурентной борьбе.

Критерий  интенсивности работы.

ПОДХОДЫ К  ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧИ ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ

Четыре основных способа выработки стратегии, которые используют управляющие, включают:

Главный стратегический подход. В этом случае управляющий лично выступает как главный стратег и главный предприниматель, оказывающий сильное влияние на оценку положения, на альтернативные стратегии, которые были изучены, и на детали стратегии.

Подход "делегирование полномочий". В этом случае ответственный управляющий передает выработку стратегии другим, возможно, персоналу по стратегическому планированию или специальной комиссии доверенных подчиненных.

Совместный (коллаборационистский) подход — это промежуточный вариант между предыдущими двумя подходами, при котором управляющий привлекает прямых подчиненных для выработки согласованной стратегии, которую будут поддерживать основные участники, чтобы успешно претворить ее в жизнь

Инициативный  подход. При этом подходе управляющий лично не заинтересован ни в выработке деталей стратегии, ни в том, чтобы возглавлять группу "генераторов идей" для выработки согласованной стратегии.

 

Лекция 6.

Тема: Финансовый менеджмент и его стратегические направления

 

1. Базовые стратегии конкуренции

Деловые стратегии побеждают, если их основой  является устойчивое конкурентное преимущество. Компания имеет конкурентное преимущество, если ее уровень работы с клиентами выше, чем у конкурентов, и она в состоянии противодействовать влиянию конкурентных сил.

М. Портер указал на существование только двух путей достижения оптимального функционирования компании: либо она  становится в своей отрасли производителем с самым низким уровнем себестоимости, либо она дифференцирует свою продукцию/ услугу в тех направлениях, которые  ценятся покупателем до такой  степени, что он заплатит наивысшую  цену, чтобы получить их.

Информация о работе Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание