Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:35, лекция

Описание работы

Отрасли были четко разграничены и большей частью имели хорошие перспективы роста. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название производственный стереотип.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.docx

— 257.91 Кб (Скачать)

      Ликвидация коммерческого банка  может быть произведена в добровольном и принудительном порядке (ст. 69, 70 Указа «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»). В добровольном порядке - по решению общего собрания акционеров.                                                        Добровольная ликвидация коммерческого банка в этом случае осуществляется на основании совместного решения коммерческого банка и его кредиторов, которое утверждается общим собранием пайщиков банка. Коммерческий банк считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра.

Принудительная  ликвидация коммерческого банка  возможна в двух случаях:

1. на основании  решения Национального Банка  об отзыве у него лицензии  за нарушения, не связанные  с неплатежеспособностью;                                      

2. на основании решения Национального Банка об отзыве у банка лицензии в связи с его неплатежеспособностью и решения суда о признании его банкротом

Если  рассмотреть первый случай, то ст. 49 Указа «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» предусматривает условия, при которых АФН РК может принять решение - лицензию. Учитывая, что отзыв лицензии действует как решение о ликвидации банка, следует сделать вывод, что принудительная ликвидация коммерческого банка производится в этом случае именно по решению АФН РК.

Отзыв разрешения на открытие банка, и аннулирование  лицензии на проведение банковских операций возможна в следующих случаях (ст. 48, 49 Указа «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»):

•  обнаружение  в течение года недостоверности  сведений, на основании которых оно  было дано;

•  задержка начала проведения банковских операций более чем на один год со дня  государственной регистрации банка;

•  неоплата уставного фонда в течении  года после регистрации банка;

• осуществление  банком операций, выходящих за пределы  его правоспособности;

•  осуществление  деятельности, запрещенной и ограниченной для банков;

•  решение  банка о добровольном прекращении  своей деятельности.

Далее рассмотрим процедуру ликвидации коммерческого  банка по решению Национального  Банка Казахстана.

Свое решение о ликвидации коммерческого  банка АФН РК сообщает в печати и доводит до сведения Совета ликвидируемого банка с предложением сформировать ликвидационную комиссию с участием представителя Национального Банка.

Несмотря  на отзыв лицензии, коммерческий банк вправе проводить ряд банковских операций, например расчетные операции за товары.

     С момента назначения ликвидационной  комиссии к ней переходят полномочия - по управлению делами банка.  Комиссия оценивает имущество;  выявляет должников, принимает  меры по возврату кредитов, выявляет  кредиторов.

      Корреспондентский счет банка  закрывается, а ликвидационная комиссия открывает специальный счет, на который перечисляются средства, поступающие банку.                  

Ликвидационная  комиссия может разрешить проводить  со своего счета расчетные операции клиентов до решения ими вопроса о выбор другого банка.

Все претензии к банку должны быть предъявлены в сроки, предусмотренные  комиссией - один месяц.

Ликвидационная  комиссия помещает в печати публикацию о предстоящей ликвидации банка и о сроке заявления кредиторами претензий. Имеющиеся у банка денежные средства после расчетов с кредиторами распределяются ликвидационной комиссией между пайщиками банка в соответствии с Уставом.

      Банк считается прекратившим  свою деятельность с момента завершения работы ликвидационной комиссии, о чем делается запись в книге регистрации банков и государственном реестре акционерных обществ.

      Принудительная ликвидация коммерческого  банка по решению АФН РК является исключительной мерой, которая применяется тогда, когда все другие способы воздействия на банк не принесли результатов.

Ликвидация  коммерческого банка в случае его несостоятельности (банкротства) осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О банкротстве»

      В практике финансовое положение  банка можно улучшить путем проведения консервации - комплекса административных,       юридических,       финансовых,       организационно-технических и других мероприятий и процедур. Решение о проведении консервации оформляется постановлением Правления АФН РК. Установление режима консервации предполагает назначение на ограниченный (до одного года) срок временной администрации  по управлению банком  или  временного управляющего банком, которые в соответствии со ст.65 Указа «О банках и банковской деятельности в РК» имеют право при необходимости аннулировать заключенные банком договоры, подписывать любые договоры и документы от имени банка, предъявлять исковые требования от имени в интересах банка и т.д.

АФН РК в  течение срока консервации вправе осуществлять контроль за деятельностью  администрации, давать обязательные к  исполнению администрацией письменные указания и предлагать план основных мероприятий по оздоровлению банка. Если истек установленный решением срок консервации или принято решение о досрочном ее завершении, консервация банка прекращается. При этом необходимо учесть, что изменения и дополнения, внесенные в течении срока консервации в учредительные документы, органы управления и состав работ-киков банка, остаются в силе.

Ликвидация  коммерческого банка в случае его несостоятельности (банкротства) осуществляется в судебном порядке в соответствии с Законом Республики Казахстан «О банкротстве» от 21 января 1997 года, но с учетом особенностей, установленных Указом Президента, имеющим силу закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года.

      Раскрывая правовые основы деятельности  коммерческих банков в Казахстане, выделяя процессы открытия, ликвидации  банков, причины их банкротства, для сравнения можно привести материалы по разорению и банкротству банков США.

      Интересна и поучительна практика  разорения и банкротства банков США, где основная нагрузка по решению вопросов, касающихся разорения и банкротства учреждений ложится на Федеральную корпорацию страхования вкладов (ФКСВ). Все распорядительные органы концентрируют свои возможности, если банк находится на грани краха. Ущерб интересам общества может быть огромным с точки зрения коммерческих вопросов и общего экономического благосостояния. ФКСВ и распорядительные органы, занимающиеся банками, заинтересованы в защите, вкладчиков в соответствии с требованиями закона, но они также обязаны иметь ввиду и банк в целом. Прилагаются энергичные усилия, чтобы избежать банкротства банков с помощью тщательно разработанных и мощных средств контроля. Иногда этого недостаточно из-за - экономических условий, мошенничества и характера ситуации, тогда необходимость закрыть банк и противостоять экономическому воздействию, порожденному этим событием, выводит на арену ФКСВ, которая имеет в своем распоряжении ряд предусмотренных -законом средств, чтобы преодолеть почти любую ситуацию банкротства банка законным, неразрушительным и справедливым методом. Банк подлежит закрытию, если он не способен «удовлетворить требования своих вкладчиков». Исторически ФКСВ реагировало на банкротство банков, используя либо метод выплаты страховок по вкладам, либо метод покупки и присоединения закрытого банка.

      ФКСВ не имеет права закрывать  американский банк. Она должна  дождаться декларации о несостоятельности,  а затем предпринимать действия  по возмещению. После этого ФКСВ  становится управляющим имуществом  застрахованного закрытого банка. Получив такой статус, она действует как доверительный собственник в отношении затронутого несостоятельностью имущества в пользу кредиторов. В пределах выплаченных страховых сумм по вкладам ФКСВ занимает место вкладчиков бывшего банка и получает все права вкладчиков в отношении закрытого банка. Ее обязанности управляющего имуществом требуют, чтобы ФКСВ ликвидировала банк, удовлетворила требования кредиторов и реализовала активы обанкротившегося банка.

      Основная обязанность ФКСВ касается  вкладчиков; акционеры и кредиторы не имеют каких-либо преимущественных прав или требований. Акционеры несостоятельных банков после ликвидации его имущества редко получают какие-либо суммы.

Более типичной реакцией на банкротство банка является использование сделки по приобретению и присоединению. На конкурсной основе, ФКСВ удовлетворяет предложения  других застрахованных банков о приобретении активов и принятии обязательств обанкротившегося банки, в первую очередь счетов вкладчиков. Предлагая цену, банки борются за ключевые вклады обанкротившегося банка. Банк, способный уплатить самое большое вознаграждение за вклады, избирается как контрагент по приобретению активов и пассивов обанкротившегося банка, таким образом, уменьшаются расходы страхового фонда.

      В сделке по приобретению и  присоединению ФКСВ. как управляющий  имуществом, приобретает все малозначительные  и недействующие активы и стремится  получить возмещение по этим  активам, чтобы покрыть приобретающему  банку издержки в. наличных. ФКСВ, как управляющий имуществом, поддерживает  все требования банка к другим  лицам, отвечает по всем требованиям, включая и иски. ФКСВ может быть вынуждена отвечать по требованиям кредиторов, не приобретенным по сделкам.

       Годами ФКСВ не желала предлагать  помощь банку, находящемуся под угрозой закрытия, или способствовать его слиянию с другим застрахованным банком, если такая сделка не подразумевала закрытия застрахованного бойка. В основе это нежелания лежала её основная обязанность защищать вкладчиков и страховой фонд. ФКСВ чувствовала, что любая помощь действующему банку дает незаслуженные выгоды акционерам и стимулирует большую беспечность со стороны руководства.

       Однако в последние годы из-за  серьезных проблем, затрагивающих определение сектора национальной экономики, и роста числа, размеров и усложнения характера потенциальных банкротств банков, ФКСВ столкнулась с необходимостью идти в случае банкротств нетрадиционными путями.

Сегодня корпорация имеет право по собственному усмотрению предоставлять займы, принимать вклады, приобретать активы или ценные бумаги, присоединять пассивы или осуществлять вклады в любой застрахованный банк. Такая помощь может быть оказана если возникает- тяжелое финансовое положение, угрожающее стабильности значительного числа застрахованных банков или застрахованным банкам, владеющим значительными финансовыми средствами.

ФКСВ  может также в случае банкротства  создавать банки «бриджбанк», - для  присоединения вкладов и других пассивов и покупки активов обанкротившегося учреждения и продолжения; предоставления банковских услуг. Учитывая увеличение издержек, связанных с разорением банков, и больший объем активов  в распоряжении ФКСВ, американцы считают, что необходимо продолжить пересматривать практику и процедуру ФКСВ.

Правовое регулирование банковской тайны.

      Банковская система, рассматриваемая  как специфическая  сфера по  торговле товаром - деньгами также  требует сохранения; коммерческой  и банковской тайны. Представляется, что наличие-самого понятия коммерческой  тайны в экономической системе  связано с необходимостью частичного  и временного сохранения монополии  как противовеса абсолютно свободной  конкуренции.

      В первую очередь коммерческая  тайна охраняется в области  внедрения достижений научно-технического  прогресса, в| области конкретных  решений участников при выборе  оптимального направления, выделении  финансирования, распределения доходов.  В реальной жизни складывается  так. что сильно развивается интерес к бухгалтерским документам, ведению финансовых операций со стороны конкурентов.

Вполне естественным следует воспринимать коммерческую тайну в условиях рыночных отношений, если поведение участников различных операций и сделок не противоречит закону общества, не связаны с преступлением, не отступают от принципов морали.

      В развитии конкурентной экономики,  основанной на стандартах учета,  планирования бизнес-планов, выборе  и изыскании финансовых источников, коммерческая тайна охватывает всю предпринимательскую среду, включая все финансовые институты, в том числе банки. Банки во всех странах по своей функциональной деятельности, ведению документооборота своих и клиентов нуждаются в сохранении тайны. С вопросами, касающихся тайны бухгалтерских и финансовых документов, связаны три вида правоотношений: между банком и клиентом, между клиентом и правительством, между правительством и банком.

      Банковская тайна представляет  собой специфический вид коммерческой  тайны, правовой охране которой  в странах с развитой банковской системой уделяется значительное внимание. Известна практика швейцарских банков по защите информации. Законом Германии о банках установлено, что сотрудники Федерального банковского контрольного управления, контролеры и аудиторы, которые в ходе своей деятельности или из официальных отчетов узнали факты, составляющие тайну банка или третьих лиц, не имеют права передавать эти сведения кому бы то ни было или использовать их не для служебных целей, даже если они покинули службу и их деятельность закончена.

Интересна практика США, где Закон о банковской тайне был принят, чтобы обеспечить помощь в «уголовном, налоговом и  административном расследовании и  процессах» в форме истребования бухгалтерских книг и предоставления информации о некоторых банковских сделках. Этот закон создал «бумажный след», необходимый для доказательства незаконности финансовых сделок. Согласно Закону о банковской тайне, министр финансов США имеет право требовать представления отчетов о сделках с валютой и о наличии счетов иностранных банков, он" может обратиться к использованию таких средств как розыск, арест и конфискация незаконно перевозимых денежных документов; банки должны отчитываться перед ним о любой денежной сделке на Сумму свыше десяти тысячи долларов. Он также имеет весьма широкие права по распространению отчетов, представленных в соответствии с законом.                  

Информация о работе Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание