Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:25, курсовая работа
Целью работы является теоретическое рассмотрение, разработка практических рекомендаций в области методов оценки налоговой нагрузки. Цель работы нашла отражение в её структуре и определила постановку следующих задач:
- рассмотреть эволюцию взглядов в отношении содержания понятий «налоговая нагрузка», «налоговое бремя» и уточнить суть понятий;
- определить экономическую сущность понятия «налоговая нагрузка на организацию»;
- провести сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки, выявить их достоинства и недостатки;
- на примере выбранного хозяйствующего субъекта провести оценку его налоговой нагрузки по различным методикам, и, сравнив полученные результаты, сделать выводы о практической полезности, удобстве, реалистичности показателей рассмотренных методик;
Введение
Теоретические основы оценки налоговой нагрузки на
предприятие
Определение понятия, факторы, влияющие на величину
налоговой нагрузки
Оценка налоговой нагрузки организаций в условиях
современного налогового законодательства РФ
2. Методики расчета показателей налоговой нагрузки
Методика департамента налоговой политики
Минфина РФ
Методика М.Н. Крейниной
Методика А. Кадушкина и Н.Михайловой
Методика Е.А. Кировой
Методика М.И. Литвина
Методика Т.К. Островенко
Определение налоговой нагрузки на примере конкретного
субъекта хозяйственной деятельности
Заключение
Список использованных источников
а) уровень развития соответствующей страны и характер государственных расходов;
б)
особенности первоначального
в)
участие или неучастие в
Таким образом, тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер и требует учета не только экономических, но порой и политических факторов.
В
настоящее время в
Включать ли в расчет налогового бремени хозяйствующего субъекта налог на доходы физических лиц [17, с.61]. Большинство исследователей не рекомендуют использовать НДФЛ в расчете налоговой нагрузки организации, так как в данном случае организация выступает в качестве налогового агента, а не налогоплательщика. Однако данный налог можно включить в расчет, если учитывать, что его несвоевременное исчисление может привести к применению налоговыми органами штрафных санкций.
Учитывать или нет в расчете косвенные налоги исходя из их перелагаемости на конечного потребителя? Считаем обязательным учет данных налогов, однако в строгом соответствии с методикой их расчета. Именно поэтому в предлагаемой нами модели налог с продаж рассчитывается с общей суммы, включающей и НДС, а по НДС учитывается налоговый вычет. Следует отметить, что большинство современных авторов в своих формулах расчета налогового бремени не учитывают существование налоговых вычетов по НДС, что заведомо приводит к завышению уровня налогового бремени[16, с.184].
С
чем сравнивать сумму уплаченных
хозяйствующим субъектом
а) прибыль. Такой подход принципиально неверен по следующим причинам: во-первых, прибыль является далеко не единственным источником уплаты налогов как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах; во-вторых, использование данного показателя приводит к явному завышению значения налогового бремени и возможно получение абсурдного показателя - более 100%, особенно притом, что в современных российских условиях для многих хозяйствующих субъектов приоритетом является не максимизация прибыли, а различные другие цели;
б)
добавленная или вновь
в)
выручка. При использовании данного
показателя необходимо определить методологические
подходы к обоснованию: какую
же выручку целесообразно
г) определение налогового бремени по отношению к рыночной стоимости бизнеса. Однако в связи с тем, что теория и практика финансового менеджмента в Российской Федерации в настоящее время находятся только в стадии становления, такой расчет для большинства хозяйствующих субъектов пока невозможно осуществить.
В
экономической литературе имеются
различные попытки
Несмотря на то, что налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что финансовая схема каждой сделки и налоговая политика каждой организации во многом уникальны и практические советы даются только в конкретном случае после предварительной экспертизы, я считаю возможным перечислить основные факторы, оказывающие влияние на размер налогового бремени хозяйствующего субъекта:
а) элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;
б) льготы и освобождения, в том числе от исполнения обязанностей налогоплательщика;
в) основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;
г) получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;
д)
размещение бизнеса и органов управления
хозяйствующих субъектов в оффшорах, в
том числе в особых экономических зонах,
действующих на территории Российской
Федерации.
2.1 Оценка налоговой нагрузки организаций в условиях современного налогового законодательства РФ
Необходимо отметить, что согласно используемым методам в настоящее время в качестве количественной оценки налогового бремени предприятий наиболее часто применяется отношение суммы налоговых платежей к выручке от реализации либо к добавленной стоимости.
Реально действующий комплекс налогов, уплачиваемых организациями, имеет разнообразные налоговые базы, приведение которых к единой базе в общем случае невозможно. В соответствии с редакцией Налогового кодекса, действующей с 01.01.2005 г., основные регулярные налоговые платежи предприятий включают:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- единый социальный налог (ЕСН);
- налог на прибыль организаций (НПР);
- акцизы (АК);
- водный налог;
- налог на имущество организаций:
- транспортный налог;
- земельный налог.
Учитывая, что акцизы уплачивает относительно небольшая группа предприятий, основная часть налоговых платежей (более 90%) обычных предприятий приходится на налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на прибыль.
В
соответствии с действующим налоговым
законодательством НДС
С
учетом соотношения рассматриваемых
налогов в дальнейшем НДС, ЕСН, НПР
именуются основными налогами. Прочие
перечисленные выше налоги в основном
не имеют ярко выраженной связи с
основными параметрами
Для оценки налогового бремени предприятий в условиях действующего налогового законодательства использована типовая схема формирования состава выручки (рис.3)
Рис 1. Состав выручки предприятия.
Как известно, денежные средства (ПВР), поступающие за реализованную продукцию, включают в основном выручку от реализации (ВР) товаров (работ, услуг), а также косвенные налоги (КН), устанавливаемые в виде надбавок к цене (налог на добавленную стоимость - НДС и акцизы — АК), т. е.:
ПВР = ВР + КН; (1.1)
КН = НДС + АК. (1.2)
Объем выручки от реализации в основном определяется:
- материальными затратами (ЗМ) предприятия (в первую очередь - стоимостью израсходованных в процессе производства сырья и материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий, топлива, всех видов энергии и т.д.);
- добавленной стоимостью продукции, определяемой заработной платой (ЗП), отчислениями в государственные внебюджетные фонды (ОФ), амортизационными отчислениями (АО), налогами, относимыми на себестоимость продукции (НО) и прибылью (ПР), представляемой обычно в виде двух слагаемых: чистой прибыли (ЧПР) и налога на прибыль (НПР), т.е.:
ВР = ЗМ + ДС (1.3)
ДС = ЗП + ОФ + АО + НО + ПР (1.4)
ПР = ЧПР + НПР (1.5)
Учитывая, что прибыль от реализации продукции обычно представляют как долю от себестоимости (СС), используя обозначение ставки налога на прибыль предприятий — Спр, получим:
ПР = Кр*СС (1.6)
Кр - коэффициент рентабельности (обычно до 10-20%);
ЧПР = Кр*СС(1 -Спр) (1.7)
НПР = Кр*СС*Спр. (1.8)
При
анализе принято допущение
В
случаях, когда деятельность предприятия
не является регулярной и ритмичной,
необходим учет законодательно установленных
сроков уплаты налогов в пределах
одного или нескольких налоговых
периодов. Так как максимальная длительность
налогового периода одного из основных
налогов (налога на прибыль предприятий)
составляет один год, оценку соответствия
результатов производственной деятельности
и объемов уплаченных налогов
целесообразно проводить по годовому
интервалу.
2. Методики расчета показателей налоговой нагрузки
Методика
определения налоговой нагрузки
экономического субъекта, разработанная
Департаментом налоговой
НБ = (Нобщ/Вобщ) х 100% (2.1),
где, НБ - налоговое бремя;
Нобщ - общая сумма налогов;
Вобщ - общая сумма выручки от реализации.
Показатель
налогового бремени, рассчитанный по данной
методике, позволяет определить долю
налогов в выручке от реализации,
однако он не характеризует влияние
налогов на финансовое состояние
экономического субъекта, поскольку
не учитывает структуру налогов
в выручке от реализации.
2.2 Методика М.Н. Крейниной
Методика
определения налоговой
Кроме того, данная методика опровергает распространенное мнение о том, что большой размер налогов, включаемых в себестоимость, выгоден экономическому субъекту, так как позволяет уменьшить прибыль и, соответственно, налог на прибыль.
Автор методики считает, что снижение прибыли, с одной стороны, ограничивает свободные средства экономического субъекта, а, с другой стороны, «наказывает» бюджет, получающий в результате меньшую сумму налога на прибыль.
Информация о работе Сравнительный анализ методик определения налогового бремени на предприятии