Сравнительный анализ методик определения налогового бремени на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое рассмотрение, разработка практических рекомендаций в области методов оценки налоговой нагрузки. Цель работы нашла отражение в её структуре и определила постановку следующих задач:

- рассмотреть эволюцию взглядов в отношении содержания понятий «налоговая нагрузка», «налоговое бремя» и уточнить суть понятий;

- определить экономическую сущность понятия «налоговая нагрузка на организацию»;

- провести сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки, выявить их достоинства и недостатки;

- на примере выбранного хозяйствующего субъекта провести оценку его налоговой нагрузки по различным методикам, и, сравнив полученные результаты, сделать выводы о практической полезности, удобстве, реалистичности показателей рассмотренных методик;

Содержание

Введение

Теоретические основы оценки налоговой нагрузки на
предприятие

Определение понятия, факторы, влияющие на величину
налоговой нагрузки

Оценка налоговой нагрузки организаций в условиях
современного налогового законодательства РФ

2. Методики расчета показателей налоговой нагрузки

Методика департамента налоговой политики
Минфина РФ

Методика М.Н. Крейниной
Методика А. Кадушкина и Н.Михайловой
Методика Е.А. Кировой
Методика М.И. Литвина
Методика Т.К. Островенко
Определение налоговой нагрузки на примере конкретного
субъекта хозяйственной деятельности

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (Автосохраненный).docx

— 75.43 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования  РФ 
 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на  тему

«Сравнительный анализ методик оценки налогового бремени предприятий» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Стр.

Введение

  1. Теоретические основы оценки налоговой нагрузки на

предприятие

    1. Определение понятия, факторы, влияющие на величину

     налоговой  нагрузки

    1. Оценка налоговой нагрузки организаций в условиях

    современного  налогового законодательства РФ

2. Методики расчета показателей налоговой нагрузки

    1. Методика департамента налоговой политики

    Минфина РФ

    1. Методика М.Н. Крейниной
    2. Методика А. Кадушкина и Н.Михайловой
    3. Методика Е.А. Кировой
    4. Методика М.И. Литвина
    5. Методика Т.К. Островенко
  1. Определение налоговой нагрузки на примере конкретного

субъекта хозяйственной  деятельности

Заключение

Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Налоговая нагрузка - экономический показатель, характеризующий налоговую систему  государства. Налог как инструмент формирования бюджета государства  представляет собой форму отчуждения денежных средств юридических и  физических лиц в бюджеты различных  уровней. Следовательно, формируя источники  финансирования государственных расходов, налоги в то же время оказывают  непосредственное воздействие на условия  и результаты хозяйственной деятельности предприятий. Таким образом, налоговая  система не может функционировать  эффективно и упорядоченно без учета  того влияния, которое налоги оказывают  на финансовое состояние налогоплательщика.

     В настоящее время понятие налоговой  нагрузки используется при обсуждении таких актуальных вопросов экономики, как оценка результативности мероприятий  налоговой реформы, оценка условий  развития малого бизнеса, анализ факторов, влияющих на темпы экономического роста. Следует отметить, что в Российской Федерации отсутствует единая методика расчета налоговой нагрузки, что не позволяет сравнивать статистические данные о налогообложении в стране с позициями зарубежных государств, а самое главное, затеняет налоговую ситуацию для специалистов, пользователей и общественности.

     И если на уровне федерации имеется  устоявшееся мнение о количественной оценке величины налогового бремени, то на микроуровне,  на уровне предприятия такой единой точки зрения нет. В сложившихся условиях необходима разработка методических положений для оценки налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. Различия в условиях развития разных секторов экономики, таких как сырьевые отрасли и отрасли, работающие на внутренний рынок, проявляются также в дифференцированном уровне налоговой нагрузки. Поэтому необходима разработка методических положений для оценки налоговой нагрузки в условиях дифференцированного влияния действующего налогового законодательства на различные отрасли экономики. Разработка методологических основ оценки данного показателя является условием принятия экономически обоснованных управленческих решений, обеспечивающих развитие хозяйствующих субъектов, и, следовательно, государства в целом. Оптимальный уровень налогообложения является одним из условий устойчивого экономического роста. Это в свою очередь требует научного обоснования роли и раскрытия сущности налоговой нагрузки; уточнения методики определения налоговой нагрузки, проведение ее расчетов и оценки. Зная уровень налоговой нагрузки па предприятии, собственник может сделать выводы о результативности мероприятий налогового планирования, оценить эффективность договорной политики. Следовательно, показатель налоговой нагрузки на организацию заслуживает самого пристального внимания экономистов, и практически применим как на государственном уровне, так и на уровне конкретного налогоплательщика.  Таким образом, проявляется актуальность данной темы курсовой работы.

     Целью работы является теоретическое рассмотрение, разработка практических рекомендаций в области методов оценки налоговой нагрузки. Цель работы нашла отражение в её структуре и определила постановку  следующих задач:

     - рассмотреть эволюцию взглядов  в отношении содержания понятий  «налоговая нагрузка», «налоговое  бремя» и уточнить суть понятий;

     - определить экономическую сущность  понятия «налоговая нагрузка  на организацию»;

     - провести сравнительный анализ  методик определения налоговой  нагрузки, выявить их достоинства  и недостатки;

     - на примере выбранного хозяйствующего  субъекта провести оценку его  налоговой нагрузки по различным  методикам, и, сравнив полученные  результаты, сделать выводы о  практической полезности, удобстве, реалистичности показателей рассмотренных  методик;

     Предмет работы – налоговая система Российской Федерации и процессы перераспределения добавленной стоимости.

     Объект  работы – экономические отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования в процессе уплаты налогов.

     В ходе написания теоретической части  работы использовались труды ученых, относящиеся к периоду становления  российской налоговой системы. Именно тогда, во второй половине девяностых годов, в журнале  «Финансы» были опубликованы статьи Е.А. Кировой, М.Н. Крейниной, М.И. Литвина, содержащие авторские методики расчета налоговой нагрузки. Также в работе используются взгляды ученых-экономистов последних пяти лет. Современный этап исследования проблемы налоговой нагрузки, методики ее оценки представлен работами С.Н. Алехина, Е.В. Балацкого, О.Ф. Бочаровой,  И.В Горского, Г.В. Девликамовой, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, А.Б. Паскачева, В.М. Пушкаревой, Д.Г. Черника и других. Вопрос о методиках расчета налоговой нагрузки затронут и на законодательном уровне (методика департамента налоговой политики Минфина).

     Нормативную и практическую базу работы составили  законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области  налогообложения; материалы научных  диссертационных исследований; статистические материалы, материалы периодической печати и ресурсы Интернета.

     Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка  литературы. 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Теоретические основы оценки налоговой  нагрузки на предприятие
    1. Определение понятия, факторы, влияющие на величину налоговой нагрузки

     Развитие  любой теории, в том числе и  теории налогов, невозможно без четкой определенности в вопросе о сущности и свойствах понятий. Свойства налогов определяются спецификой организации финансовых отношений и практических механизмов их функционирования. Сущность налогов, кроме фискального характера, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня доходов в различных отраслях экономики.

     Реализация  регулирующей функции налогов особенно активно проявляется в государственном  воздействии на деятельность хозяйствующих  субъектов; оценить меру этого воздействия призваны понятия «налоговая нагрузка» или «налоговое бремя».

     Одной из важных в практике налогового планирования является проблема расчета налогового бремени, подходы к которой претерпевают изменения на различных исторических стадиях развития экономики России.

     В современной отечественной экономической  литературе по-разному подходят к  определению налогового бремени (таблица 1).

Таблица 1- Сопоставление определений налоговой нагрузки

     Подход      Авторы      Определение
Термины «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «налоговый гнет», «налоговый пресс» –  синонимы А. Лаффер [1]       Уровень предельно  допустимой величины налоговых изъятий  у организаций в бюджет государства
Ф. Юсти, М. Бифельд [2] Величина той  доли свободного дохода, которая может  быть обращена на удовлетворение государственных  потребностей без ущерба для народного  хозяйства
К. Гок [2] Оценка отношения  бюджета к национальному доходу, за висящая от характера государственного расходного бюджета
С.П. Колчин [3], С.Г. Пепеляев [4] Объем налоговых  изъятий
Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский

[5]

Мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств  на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования
Термин  «налоговое бремя» шире термина «налоговая нагрузка» А.В. Левкин [6] Налоговое бремя  рассматривается как часть произведенного обществом продукта, который перераспределяется посредством звеньев бюджетного механизма (мобилизация денежных средств в бюджеты; расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов), а налоговая нагрузка – как экономический показатель налогового бремени организации
А.Б. Паскачев, Ф.К. Садыгов,

Р.С. Саакян [7]

Налоговое бремя  – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов организации с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, средних налоговых  издержек, а налоговая нагрузка –  максимально возможная сумма  мобилизации финансовых ресурсов организации, которые через систему налогообложения  и в соответствии с действующим  законодательством должны поступить в соответствующие бюджеты
Налоговая нагрузка – самостоятельная экономическая  категория Л.М. Архипцева [8] Отношение общей  массы налогов и сборов, уплачиваемых организацией фискальным органам, к  показателям ее деятельности при  этой налоговой нагрузке
О.В. Богачева [9] Возможность налогов  с использованием налогооблагаемых ресурсов приносить доходы в бюджет
Д.П. Черник [10] Обобщенный  показатель, характеризующий роль налогов  в жизни общества отношением сумм налогов и сборов к совокупному  национальному продукту
А.В. Брызгалин [11] Та часть  ВВП, которая распределяется посредством  налогов; ее уровень – измеритель налоговой системы и оптимальности  ее построения
В.Г. Пансков [12] Не включает налоги и сборы, уплачиваемые населением
Б.В. Топорнин [13] Отношение суммы  выплаченных (начисленных) налогов  и сборов к сумме выручки-нетто  и прочих доходов организации  либо отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости
 

     Так, в современном экономическом  словаре указано, что налоговое  бремя – это «мера, степень, уровень  экономических ограничений, создаваемых  отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных  направлений использования. Количественно  налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых  изъятий за определенный период к  сумме доходов субъекта налогообложения  за тот же период.

     Налоговое бремя целесообразно классифицировать в зависимости от уровня его распространения на:

     а) налоговое бремя на макроуровне:

         1) общегосударственный уровень;

         2) территориальный уровень.

     б) налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):

         1) уровень организации, учреждения;

         2) уровень физического лица (индивидуума).

     При определении макроэкономического показателя налоговой нагрузки общегосударственного уровня, проблем практически не существует (в расчете используется совокупность поступающих во все уровни бюджетной системы налогов и сборов и относится к ВВП). На уровне территорий методика расчета налоговой нагрузки аналогична (применяется в расчетах вся совокупность поступающих в региональный бюджет налогов и сборов и относится к ВРП). Данный показатель в этом случае не отражает реальный размер налоговой нагрузки территории из-за межрегиональных различий в структуре ВРП, отраслевой принадлежности региона, проводимой региональными и местными властями налоговой политики, и прочих факторов. Но уже существуют методики, предлагающие использовать «отраслевые» коэффициенты, собираемость налогов на территории и пр., при использовании которых рассчитывается более реальный показатель налоговой нагрузки территориального уровня. Самой дискуссионной является проблема определения налогового нагрузки на микроуровне - уровне хозяйствующего субъекта.

     Для осмысления методики расчета налогового бремени в современных условиях крайне важно замечание К.Ф. Шмелева, что в результате налогообложения  население несет не только платежи  и расходы, но материальные потери могут  проистекать из-за невозможности  вследствие налога более быстрого хозяйственного развития [14, с.18]. Немаловажно в настоящее время и то, что К.Ф. Шмелев справедливо отметил, что помимо налогового бремени на тяжесть обложения оказывают влияние и другие факторы, к числу которых он относил уровень доходов населения и народного дохода вообще; жизненный уровень главных масс населения; возрастной состав населения и темп его роста; характер происхождения доходов населения, в частности их обеспеченность; особенности хозяйственных единиц, определяющие разную роль их доходов; экономический строй страны и уровень ее развития; характер государственных расходов; структура налоговой системы[14, с.40 - 41]. Адаптируя данные выводы к современным условиям расчета тяжести налогового бремени хозяйствующих субъектов, целесообразно (к сожалению, это реально только в перспективе) учитывать следующие основные факторы, как снижающие, так и повышающие тяжесть налогового бремени:

Информация о работе Сравнительный анализ методик определения налогового бремени на предприятии