Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:51, курсовая работа
Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение резервов направленных на снижение затрат на производство и реализацию продукции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции
на примере ООО «Екатеринбургский мясокомбинат» 6
1.1 Анализ динамики и структуры затрат на производство
и реализацию продукции 6
1.2 Факторный анализ себестоимости продукции 12
1.3 Анализ эффективности использования затрат 18
2. Предложения по снижению себестоимости
продукции на ООО «Екатеринбургский мясокомбинат» 21
2.1 Резервы снижения затрат на производство
и реализацию продукции 21
2.2 Предложения по изменению структуры
себестоимости продукции 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Анализ данных этой таблицы позволяет определить: что доля материальных затрат за три года снизилась на 2,2% и в 2007 году составляет 73,2%. Их структура в полной себестоимости в 2008 г. составила 74,0%, а в 2009 г. 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре говорит об рациональном их использовании и росте другого преобладающего фактора. Влияние материальных затрат в общем по производству занимают ключевое место, что означает ООО «Екатеринбургский мясокомбинат» является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь.
Снижение доли материальных затрат может означать то, что комплекс в 2009 г. в общем использовал более дешевое сырье. Общая сумма материальных затрат за 2009г. составляет около 48 миллионов рублей, а отклонение с 2008 г. по 2009 г. составило почти 3 миллиона рублей в сторону увеличения. Данный показатель вырос в связи с увеличением объема производства по колбасному цеху.
Элемент «Амортизация основных средств» занимает небольшое место в структуре себестоимости. В 2008 г. 5,4% и в 2009 г. 6,1%. Увеличение за один год составило 1,5%. Это произошло за счет изменения политики начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и пополнением цеха нового оборудования. В 2008 г. сумма отчислений составляла 3 млн. 640 тыс. руб., а в 2009 г. 4 млн. 504 тыс. руб., что на 864 тыс. руб. больше. Амортизационные отчисления имеют тенденцию к увеличению, что говорит о постепенном изнашивании оборудования.
Также произошел рост оплаты труда в структуре. Это в основном связано с тем, что за три года увеличился ассортимент и объем производимой продукции. Сумма затрат на оплату труда в 2007 году составляла 5 млн. 802 тыс. руб. на человека, в 2008 году 6 млн. 166 тыс. руб., а в 2009 году 7 млн. 390 тыс. руб., то есть изменение за три года составило 1 млн. 588 тыс. руб.
Удельный вес оплаты труда в структуре составляет 8,9% в 2007г, 9,2% в 2008 г и 10,0% в 2009г. Рост заработной платы и повышение материальных затрат за 2008 г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата зависит от сделанной работы. Рост этого показателя в структуре составил 21,1% или 2 810 323,05 руб. за 1 год.
Вместе с ростом заработной платы произошел рост отчислений в социальные фонды. Этот показатель также являться резервом снижения себестоимости продукции.
Отчисления в социальные фонды начисляется от заработной платы. Следовательно, с ростом заработной платы в 2009 году выросли и отчисления. При росте заработной платы почти на 1,6 миллиона рублей, рост отчислений составил почти два миллиона рублей. Это и следовало ожидать, так как существует следующая зависимость 1/3. Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходит из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,3% в 2007г, 2,5% в 2008г и 2,7% в 2009г. Изменение данного показателя произошли из-за роста заработной платы.
На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:
а) использование более дешевого сырья и материалов в производстве;
б) рост заработной платы и отчислений соответственно;
в) переоценка амортизационных фондов и их постепенный износ;
г) увеличение доли кредитов и процентных ставок, что значительно повысило плату за участие заемного капитала в производстве;
д) подорожание стоимости энерго и тепло тарифов;
За три года значительно уменьшились прочие расходы на 10,3%. Изменение по «Прочим расходам» за 2009 год составило 732 тыс. руб. Это самое небольшое изменение, которое произошло из всех элементов затрат. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости после материальных затрат. В 2007г. их доля была 9,7%, в 2008г. 9,3%, а в 2009 году 7,5%.
Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре себестоимости колбасной продукции в 2007 г. переменные затраты занимали 72,4%, в 2008 г. 73,3%, а в 2009г. 72,0% изменение за составило 3,4%, а в денежном выражении переменные затраты увеличились на 5 млн. 326 тыс. руб. Увеличение переменных затрат в структуре говорит об использовании более дорогого сырья в производстве продукции, а рост в денежном выражении об увеличении объема производства. Доля переменных затрат почти в 3 раза выше, чем постоянных в себестоимости продукции: в 2007 г. постоянные затраты составляли 27,6%, в 2008 г. 26,7%, а в 2009 г. 28%.
В
итоге под влиянием роста всех
элементов затрат, увеличилась и
полная себестоимость продукции
за три года на 7 млн. 749 тыс. руб. Это
связано с увеличением объема производства.
Этот фактор был причиной повышения по
всем элементам затрат и, прежде всего,
материальным затратам и заработной плате.
1.2
Факторный анализ себестоимости
продукции
Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбасы. Комплекс выпускает две основные группы колбас: варёные и сырокопчёные. Для анализа я выбрала группу вареных колбас. А точнее следующие виды: Докторская, Молочная, Русская, Русская от ЕМК и Юбилейная. Именно эта продукция занимает наибольший вес в общем выпуске за два анализируемых года. Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам вареной продукции достигает высокого показателя 68,93% в 2008 году и 65,0% в 2009 году.
Таблица 2.2 – Удельный вес основных видов вареной продукции в общем объёме выпуска продукции ООО «Екатеринбургский мясокомбинат»
Вид продукции | Объём выпуска, кг | Удельный вес, в % | ||||
2008 г. | 2009 г. | +,- | 2008 г. | 2009 г. | +,- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Докторская | 38847 | 37647 | -1200,00 | 25,46 | 22,8 | -2,66 |
2.Молочная | 30385 | 28900 | -1485,00 | 19,92 | 17,5 | -2,42 |
3. Русская | 13753 | 15311 | 1558,00 | 9,01 | 9,3 | 0,29 |
4. Русская от ЕМК | 13677 | 15096 | 1419,00 | 8,97 | 9,1 | 0,13 |
5. Юбилейная | 8490 | 10314 | 1824,00 | 5,57 | 6,2 | 0,63 |
6. Прочие виды колбас | 47406 | 57851 | 10444 | 31,07 | 35,03 | 3,9 |
Итого общий выпуск за год | 152559 | 165120 | 12561 | 100,00 | 100,00 | - |
Как
следует из табл. 2.1. наибольший удельный
вес в 2008 году занимает Докторская,
выпуск составил 25,46% в общем объеме, также
в 2009 году Докторская 22,8%. Это изменение
произошло в связи с тем, что спрос на Докторская
немного сократился за счёт выпуска новых
сортов колбасы. Структура выпуска
Молочной сократилась на 2,42% (1485 кг), это
также связано с рыночным спросом. По другим
видам колбасы показатели доли структуры
в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно,
влияние приведенных пяти видов продукции
в общем выпуске продукции существенное.
Таблица 2.3 – Выпуск основных видов продукции ООО «Екатеринбургский мясокомбинат» за 2008 и 2009 год
Вид продукции | Объем выпуска, кг | Удельный вес, % | ||||
2008 г. | 2009 г. | +,- | 2008 г. | 2009 г. | +,- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Докторская | 38847 | 37647 | -1200,00 | 36,9 | 35,1 | -1,8 |
2.Молочная | 30385 | 28900 | -1485,00 | 28,9 | 26,9 | -2 |
3. Русская | 13753 | 15311 | 1558,00 | 13,1 | 14,3 | 1,2 |
4. Русская от ЕМК | 13677 | 15096 | 1419,00 | 13,0 | 14,1 | 1,1 |
5. Юбилейная | 8490 | 10314 | 1824,00 | 8,1 | 9,6 | 1,5 |
Итого | 105152 |
107268 |
2116 | 100,00 | 100,00 | - |
Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Полная
себестоимость колбасной
С=ВПxДixСi
где, С – себестоимость
ВП – объем выпуска продукции
Дi – структура себестоимости
Ci
– себестоимость единицы
В свою очередь, себестоимость единицы продукции (Сi) зависит от ресурсоемкости (Ремк) - внутренний фактор и цен на ресурсы (Цi) – внешний фактор:
Сi
= ВпxДixРемккxЦi
где, Сi - себестоимость единицы продукции
ВП - Объем выпуска
Дi – структура себестоимости
Ремк – ресурсоемкость - внутрений фактор
Цi – цены на ресурсы – внешний фактор
Полная
себестоимость продукции
С=Х*Сi
где Х - объем произведенной продукции
Сi - себестоимость единицы продукции
Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных издержек за отчетный период на количество произведенной за этот