Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа
Сегодня отрасль бытовых услуг является растущей. Объем бытовых услуг на душу населения растет из года в год. Все большее количество людей
день ото дня прибегают к бытовым услугам. В современном темпе жизни,
современному человеку просто не обойтись без этих услуг. Это касается и
услуг химчистки.
Сегодня отрасль бытовых услуг является растущей. Объем бытовых услуг на душу населения растет из года в год. Все большее количество людей
день ото дня прибегают к бытовым услугам. В современном темпе жизни,
современному человеку просто не обойтись без этих услуг. Это касается и
услуг химчистки.
По мнению участников рынка химчисток города с населением около 1
млн. чел., его объем составляет около $800 тысяч в год, а сам он еще весьма
далек от насыщения. Согласно прогнозам только через 2–3 года число таких
заведений дойдет до принятого в бывшем СССР уровня — одна химчистка на
50 тыс. населения, тогда как в Европе данный показатель в пять раз выше
(одна химчистка на 10 тыс. чел.). Поэтому появление новых компаний в этом
сегменте вполне закономерно и экономически выгодно.
Объем услуг, оказываемых химчистками, постоянно увеличивается, что во многом можно объяснить внедрением новых технологий в процесс чистки и одежды, а также высокой потребностью в них со стороны бытового и социального сектора.
Вместе с тем, несмотря на востребованность данного вида бытовых
услуг, существует ряд факторов, сдерживающих более качественное его
развитие, а именно: дорогое оборудование, длительный срок окупаемости
бизнеса, дорогостоящие материалы и высокая аренда помещений, высокие
цены на энергоносители и т.д.
Предприятия бытового обслуживания, как правило, являются государственными или большая их часть принадлежит ему. Особенно это характерно для химчисток. Отличие деятельности предприятия бытового обслуживания населения является то, что конечный результат труда коллектива его работников проявляется в экономической форме услуг.
Исходя из этого, выстраивается ряд сложностей, ведь услуга неосязаема и нельзя заранее определить конечный результат.
Спрос на услуги имеет сезонные скачки, то слишком много заказов, то полное их отсутствие.
Также немаловажен человеческий фактор и культура обслуживания на предприятиях быта
Предприятие ОАО «Мечта» осуществляет производственную деятельность 1996 г. Общество является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства РФ, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязательства, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде и третейском суде Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Основной целью Общества является получение прибыли за счет оказания услуг населению, обеспечивающей устойчивое и эффективное экономическое благосостояние Общества, создание здоровых и безопасных условий труда и социальную защиту работников Общества, надежное и безаварийное обслуживание населения и юридических лиц.
Для достижения поставленных целей и разрешения стоящих задач Общество осуществляет все, не запрещенные законодательством гражданско-правовые сделки, производит операции с имуществом и ценными бумагами, а также другие юридически значимые действия.
Химчистка прачечная оснащена современным европейским оборудованием (BOWE, MEILE, VIET, IPSO), использование наиболее эффективных экологически безопасных химических препаратов (BUFA, SEITZ, BIAR, KREUSSLER), применение новейших технологий, и самое главное - мастерство работающих в химчистке специалистов, позволило компании стать одной из лучших в своей отрасли по качеству оказываемых услуг.
ОАО «Мечта» выполняет следующие услуги:
- химчистка текстильных изделий
- индивидуальная стирка
- глажение
- химчистка изделий из натуральной кожи и меха
- ремонт одежды
Клиентами прачечной являются такие организации как гостиницы, общежития, рестораны, кафе, салоны красоты, медицинские учреждения и другие предприятия города, использующие в своей работе текстильную продукцию и спецодежду.
Производственным процессом на предприятиях химчистки называется совокупность действий, в результате которых восстанавливаются потребительские качества и внешний вид изделий. Ассортимент изделий, подвергшихся химической чистке, постоянно расширяется. Многие предприятия наряду с химической чисткой и крашением одежды производят чистку ковров, головных уборов, гардинно-тюлевых изделий, перопуховых изделий, мягкой игрушки, мягкой мебели и др. Производственный процесс состоит из многочисленных частичных процессов, имеющих различные формы и разнообразный характер. Все частичные процессы можно подразделить на технологические (основные) и вспомогательные.
Технологический процесс – это основная часть производственного процесса, связанная с изменением внешнего вида, формы, физических и химических свойств обрабатываемых изделий. Технологический процесс складывается из отдельных технологических операций. Технологическая операция характеризуется несменяемостью рабочего места, обрабатываемого изделия и рабочего – исполнителя. Нарушение любого из этих признаков означает, что одна операция сменяется другой.
Вспомогательные процессы не связаны непосредственно с чисткой или крашением изделий. К ним относятся транспортировка изделий в процессе обработки, контроль за качеством обработки и др. От правильной организации вспомогательных процессов в значительной мере зависит эффективность технологических процессов и производственного процесса в целом.
Технологические и вспомогательные операции могут быть:
ручными – процесс осуществляется вручную, без помощи каких-либо механизмов;
машинно-ручными – операции выполняются машинами и механизмами при активном участии рабочего;
машинными – участие рабочего сводится к установке изделия, пуске машины и регулированию режимов её работы, остальные процессы осуществляются машинами и механизмами;
автоматизированными – операции осуществляются на автоматизированном оборудовании без помощи исполнителей;
аппаратурными – операции выполняются в специальных сосудах, оснащенных механизмами, называемых обычно аппаратами. Если исполнитель активно участвует в процессе обработки изделий в аппаратах, операция называется аппаратурно-ручной.
Правильно организованный производственный процесс предусматривает эффективное и рациональное использование труда рабочих, машин и аппаратов, производственных площадей с целью увеличения объема оказываемых услуг, сокращения срока выполнения заказов при одновременном снижении затрат на производство.
Рациональная организация производственных процессов должна обеспечить пропорциональность при выполнении частных процессов. Выполнение различных технологических операций за каждый час (смену) работы должно количественно соответствовать общему заданию участка (предприятия). Это может быть обеспечено при наличии необходимых пропорций в мощностях отдельных участков и технологических переходов.
Требования, предъявляемые к организации производственного процесса:
одновременность выполнения отдельных технологических операций;
обеспечение максимально возможной непрерывности производственного процесса, предполагающей сокращение до минимума перерывов в процессе обработки изделия и прохождения его от первой до последней технологической операции;
сокращение количества переместительных операций и времени, которое на них затрачивается. Это достигается рациональным размещением оборудования и отсутствием возвратов изделий в ходе его обработки.
Выполнение этих требований повышает эффективность производственных процессов и в целом уровень организации производства.
Экономически наиболее эффективным является массовый тип организации производства. Массовое производство организуется по партионному или поточному методу.
Партионный метод организации чаще всего используется при серийном производстве и в отдельных случаях при массовом типе организации производства. Партионный метод организации характерен для производства со значительной номенклатурой изделий. Обработка их производится партиями, что нарушает принцип непрерывности. При данном методе используется как специализированное, так и универсальное оборудование, и размещаться оно может одноименными группами или по ходу технологического процесса. За каждым рабочим местом часто закрепляется для выполнения несколько технологически однородных операций.
Организация поточного метода позволяет осуществить комплексную механизацию и автоматизацию производственных процессов, применить и рационально использовать высокопроизводительные машины и оборудование, улучшить качество изготавливаемых изделий. Всё это обеспечивает рост производительности труда, снижение себестоимости и повышение рентабельности производства.
Наибольший эффект достигается на непрерывно – поточных линиях, где процесс производства не прерывается и изделие постоянно находится или в процессе обработки, или в процессе перемещения с одной операции на другую. Полная непрерывность достигается тогда, когда длительность отдельных технологических операций равна или кратна такту потока. В случаях кратности времени выполняемых операций такту поточной линии устанавливаются рабочие места – дублеры.
Не все изделия, поступающие в химчистку и крашение, проходят обработку по всем технологическим операциям. Так, например, через первичную сортировку проходят все изделия, чистке в среде органических растворителей подвергается 90% изделий, стирке в водных растворах – 10-15%, выведению пятен – 15-20%.1 Эта особенность обязательно должна учитываться при организации процесса производства.
Существует ряд организационных форм технологических процессов, используемых в практике работы предприятий химчистки изделий.
Наиболее простая из них (А) предполагает следующий порядок организации работ: поступающие с приемных пунктов изделия проходят первичную сортировку и комплектуются в партии для чистки в среде органических растворителей и стирки в водных растворах. Здесь же производится тщательная подготовка изделий для дальнейшей обработки: обеспыливание, зачистка перед обработкой в машинах химической чистки и др. После чистки органическими растворителями и обработке водными растворами все изделия попадают на участок выведения пятен. Большинство изделий, не имеющих пятен, после проверки направляются на участок отделки. Изделия, которые имеют пятна, обрабатываются пятновыводчиками и затем также направляются на участок отделки, где производится необходимый мелкий ремонт изделий и влажно-тепловая обработка. На этом технологический процесс заканчивается. В дальнейшем все изделия с участка отделки поступают в экспедицию. Рассмотренная форма организации _____________________
1 Балабан В. А. Организация и нормирование труда служащих на предприятиях бытового обслуживания: Учеб. пособие для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1989г. 256с.
технологических процессов имеет недостатки как технологического, так и организационного порядка.
Изделия перед чисткой в среде органических растворителей не подвергаются предварительному выведению пятен. Это противоречит
требованиям технологии и ухудшает качество чистки, т.к. некоторые специфические и застарелые пятна вы процессе чистки в среде органических растворителей закрепляются и затем практически не удаляются.
Из практики работы известно, что лишь каждое 5-8 изделие требует удаления пятен. Между тем при этой форме организации производства все изделия вне зависимости от того, имеют они пятна или нет, поступают на участок выведения пятен. По существу на этом участке, помимо удаления пятен, производится повторная сортировка изделий, при чем осуществляет ее высококвалифицированные пятновыводчики 4-5 разряда. Сортировку же должны проводить рабочие 2-3 разрядов. Такое нерациональное использование квалифицированного труда рабочих экономически ни чем не оправдано. Кроме того, устанавливаемый при этом порядок оплаты труда пятновыводчиков не стимулирует повышения качества работ.
Отмеченные выше недостатки устраняются при других формах организации технологических процессов. При случае (Б), после процессов чистки в среде органических растворителей и стирке в водных растворах вводится операция «промежуточная сортировка изделий». Это обеспечивает поступление на участок выведения пятен только изделий, имеющих пятна. Все остальные изделия после промежуточной сортировки направляются прямо на участок отделки.
В случае (В), до процесса чистки в среде органических растворителей введено также предварительное удаление пятен.
Для всех рассмотренных организационных схем характерен следующий недостаток: не все изделия, поступающие на предприятия химчистки, проходят обработку на всех технологических операциях. Также удельные веса изделий, требующих того или иного вида обработки, произвольно изменяются даже в пределах дня. Такое произвольное изменение объемов работ по большинству технологический операций при строгом закреплении за каждой из них определенного количества исполнителей часто приводит к недогрузке одних участков и перегрузке других, т.е. к нерациональному использованию рабочего времени и к дезорганизации производства.
Этот существенный недостаток устраняется организационной формой технологического процесса предусматривающей использование комплексных бригад.