Предпринимательский риск

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении темы «Предпринимательский риск и методы его оценки», которая включает в себя следующие задачи:
Исследование видов предпринимательских рисков
Рассмотрение показателей и методов оценки риска
Выявление способов снижения риска

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 94.11 Кб (Скачать)

Введение

    Тема  курсовой работы «Предпринимательский риск и методы его оценки». В данной работе необходимо раскрыть вопрос, что такое риски предприятия, а также выяснить, какие существуют методы оценки, уменьшения степени рисков предприятия.

    Данный вопрос в настоящее время актуален в России, так как предприниматели нашей страны бояться начинать новое дело, потому что считают, что это дело рисковое, и они могут все потерять. На самом деле предпринимателям необходимо научится оценивать степень риска своей деятельности.

    На риск приходится идти по собственному выбору, сознательно, либо предпринимательство, бизнес по своей природе связаны с повышенным риском. Зная источники и причины риска, принимая меры предосторожности, можно уменьшить риск, но избавиться от него целиком не представляется возможным. В особенности обострение рисковой ситуации связано с распространением рыночных отношений, либо рынок вносит высокий уровень неопределенности, непредсказуемости условий, последствий, результатов бизнес-сделок.

    Актуальность  заключается в том, что, осваивая предпринимательство, вступая на тропу бизнеса, вращаясь в рыночной среде, придется иметь дело с повышенным риском, угрозой, не выиграть, а потерять в итоге сделки. И задача подлинного предпринимателя состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым, гарантированным результатом. Стремясь вообще избежать риска, то можно оказаться вне дела и без дела. Надо не уходить от риска, а уметь чувствовать его, оценивать, знать допустимые пределы.

    Цель  курсовой работы заключается в изучении темы «Предпринимательский риск и методы его оценки», которая включает в себя следующие задачи:

  • Исследование видов предпринимательских рисков
  • Рассмотрение показателей и методов оценки риска
  • Выявление способов снижения риска

1.Предпринимательский  риск и его виды.

1.1 Предпринимательский  риск — это риск, возникающий при любых видах деятельности, связанной с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией и т. д.

    Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские  организации.  Наряду с общими есть специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности. Так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве и т.д. Видовое разнообразие рисков очень велико - от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний. 

    С риском предприниматель сталкивается на разных, этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения  конкретной рисковой ситуации может  быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается  какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно  хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей  влияние на результат предпринимательской  деятельности. Таким образом, следует  различать:

  • риск, связанный с хозяйственной деятельностью;
    • риск, связанный с личностью предпринимателя;
    • риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.

      По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении.

      В современных условиях хозяйствования  выделяют два типа предпринимательского  риска по уровню принятия решений:  макроэкономический (глобальный) риск  и риск на уровне отдельных  фирм (локальный). С точки зрения  длительности во времени предпринимательские  риски можно разделить на кратковременные и постоянные.  По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. 

      Иногда выделяются и такие  виды: статистические (простые) и  динамические (спекулятивные) риски.  Особенность статистических рисков  заключается в том, что они  практически всегда несут в  себе потери для предпринимательской  деятельности. 

    Как уже говорилось выше,  данная работа посвящена анализу основных видов  риска. Поэтому  далее подробно остановимся  на следующих видах риска:

-производственный;

-коммерческий;

- финансовый.

-инновационный.

1.2 Производственный  риск предприятия.

Производственный  риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели  сталкиваются с проблемами неадекватного  использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования  новых методов производства. К  основным причинам производственного  риска относятся:

  • снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;
  • снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;
  • увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;
  • рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;
  • увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;
  • низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;
  • физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.

Многие  специалисты выделяют 3 признака производственного  риска:

  1. по своему социально-политическому содержанию оправданный производственный риск является деянием полезным и поэтому правомерным;
  2. по внешним признакам он обладает известным сходством с некоторыми уголовно наказуемыми деяниями;
  3. производственный риск обладает очевидной индивидуальностью и обычно существенно отличен от других обстоятельств, исключающих уголовную ответственность.

Риск  также различают по производственному  назначению. По этому основанию выделяют:

    • риск из предотвращения вреда;
    • новаторский риск;
    • технический риск.

1.3 Коммерческий риск.

Коммерческий  риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:

  • снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления  предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
  • потери товара;
  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий  риск включает в себя:

  • риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
  • риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
  • риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
  • риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
  • риск форс-мажорных обстоятельств.

Следует отметить тот факт, что в отечественной  экономической литературе часто  коммерческий риск отождествляется  с предпринимательским риском, однако коммерческий риск — это один из видов риска предпринимательского.

1.4 Финансовый риск.

  Под финансовым понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.

    Особенностью  финансового риска является вероятность  наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной  и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами.

    Финансовый  риск, как и любой риск, имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Вероятность означает возможность получения определенного результата.

Пример. Имеются два варианта вложения капитала. Установлено, что при вложении капитала в мероприятие А получение прибыли в сумме 15 тыс. руб. — вероятность 0,6; в мероприятие Б получение прибыли в сумме 20 тыс. руб. — вероятность 0,4. Тогда ожидаемое получение прибыли от вложения капитала (т.е. математическое ожидание) составит:

- по  мероприятию А 15 •0,6 = 9 тыс. руб.;

- по  мероприятию Б 20 • 0,4 = 8 тыс. руб.

Вероятность наступления события может быть определена объективным методом  или субъективным. Объективный метод  определения вероятности основан  на вычислении частоты, с которой  происходит данное событие. Например, если известно, что при вложении капитала в какое-либо мероприятие  прибыль в сумме 15 тыс. руб. была получена в 120 случаев из 200, то вероятность  получения такой прибыли составляет 0,6.

Субъективный  метод базируется на использовании  субъективных критериев, которые основываются на различных предположениях. К таким  предположениям могут относиться суждение оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта, мнение финансового консультанта и т.п.

1.5 Инновационный риск.

Инновационный риск особенно важен в современной  предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых для производства существующих товаров и услуг.

Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской  фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

  • при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии.
  • при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;
  • при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.

Информация о работе Предпринимательский риск