Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 01:33, отчет по практике
Данный отчет подготовлен на основе изучения организационно-технических данных Территориального фонда обязательного медицинского страхования, исполнительная дирекция которого находится по адресу: г. Воронеж, ул. Московский проспект, 4.
Место проведения данной работы выбрано руководствуясь следующими принципами:
изучение документооборота государственной организации;
изучение приемов и методов, применяемых в экономической деятельности государственных организаций;
изучение принципов организации труда на государственных предприятиях;
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. МЕНЕДЖМЕНТ 4
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА 4
1.1.1 Из истории медицинского страхования 4
1.1.2. Формы медицинского страхования 4
1.1.3. Переход к обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации 7
1.1.4 Организационно-правовая база ОМС и ТФ ОМС 8
1.1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности ТФ ОМС в 1995-1996 годах 11
1.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 13
1.2.1 Организационная структура управления ТФ ОМС 13
1.2.2 Организационная структура отделов ТФ ОМС 14
1.2.3 Организационно-правовая база деятельности отделов и сотрудников ТФ ОМС 15
1.3 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 15
1.4 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ 17
1.5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ 1 19
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА 21
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 21
2.1.1 Организация рабочих мест 21
2.1.2 Аттестация кадров ТФ ОМС 23
2.1.3 Формы повышения квалификации в ТФ ОМС 24
2.2 НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ 25
2.2.1 Уровень нормирования труда в ТФ ОМС 25
2.2.2 Фотография рабочего дня работников 26
2.2.3 Хронометражные наблюдения 29
2.2.4 Оценка эффективности труда служащих 30
2.3 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ 2 32
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА ТРУДА 34
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 34
3.2 АНАЛИЗ СХЕМЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ 34
3.3 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ 3 36
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.
2. Организационная схема ОМС.
Управление Территориальным фондом ОМС в Воронежской области полностью возложено на исполнительную дирекцию, которая включает в себя исполнительного директора, его заместителей и 14 отделов. Т.о. организационная структура исполнительной дирекции ТФ ОМС будет являться и оргструктурой управления Территориальным фондом. На рис. 3 представлена оргструктура, существовавшая до 1997 года, а на рис. 4 — оргструктура существующая на сегодняшний день6.
Изменения в структуре управления вызваны в первую очередь попыткой дирекции адаптировать организацию к постоянно меняющимся условиям деятельности. Так сектор статистики был вынесен из центра аналитической и статистической информации в отдел планирования доходов и финансирования (ПДФ). Это обусловлено переходом данного подотдела от сбора и накопления разнородной информации к переработке и анализированию строго определенных данных по сбору и использованию средств ТФ ОМС, которыми пользуется в первую очередь отдел ПДФ.
Отдел маркетинга перешел из непосредственного подчинения исполнительному директору в подчинение управлению поступлением средств, что обусловлено близостью задач данного отдела и отдела контроля за перечислением средств. Также отделу медстрахования были переданы полномочия отдела по контролю за качеством лечения. Появился экспертно-аналитический отдел, основной задачей которого стал анализ тарифов на медуслуги ЛПУ.
Анализируя
подчиненность и функции
В табл. 2 для определения масштаба элемента структуры показано распределение сотрудников по каждому отделу ТФ ОМС.
Таблица 2.
|
1.2.2 Организационная структура отделов ТФ ОМС
Помимо общей структуры управления ТФ ОМС существуют и организационные структуры отделов и служб внутри самой исполнительной дирекции. Они принимают участие в управлении не только кооперативно на уровне исполнительной дирекции по схеме, приведенной выше, но и самостоятельно принимают решения по специфическим вопросам, что возможно благодаря наличию прямой связи “отдел ИД — соответствующая служба филиала, ЛПУ или СМО”. Так, например, согласование тарифов на медицинские услуги осуществляется при непосредственном взаимодействии отдела ценообразования, представителя ЛПУ и СМО.
Для демонстрации внутренней и внешней связи на рис. 5 показана оргструктура бухгалтерии исполнительной дирекции ТФ ОМС, которая отвечает за учет и отчетность по всему ТФ ОМС, но использует данные, полученные и обработанные местными службами.
Отделы бухгалтерии в филиалах имеют небольшую численность персонала и простые оргструктуры и поэтому на схеме раздельно не показываются.
Рис. 5. Организационная
схема бухгалтерии.
Заместители главного бухгалтера имеют функциональную связь с сотрудниками отдела и отвечают за решение определенных вопросов в отделе (з/п, операции с ценными бумагами, учет поступления средств и пр.). На схеме не показывается подчиненность специалистов бухгалтерии тому или иному начальнику, т.к. в процессе работы они могут затрагивать различные стороны учета и, следовательно, менять подчинение.
1.2.3 Организационно-правовая база деятельности отделов и сотрудников ТФ ОМС
Организационно-правовая база отделов регулируется внутренним документом — Положением об отделе7. Данный документ составляется для каждого отдела (службы) ТФ ОМС и утверждается исполнительным директором ТФ ОМС. В нем перечисляются функции, права, обязанности и ответственность за результаты деятельности отдела (службы). Также в Положении оговаривается связь с другими подразделениями Территориального фонда.
Организационно-правовая база деятельности сотрудников ТФ ОМС заложена в Правилах внутреннего трудового распорядка ТФ ОМС Воронежской области8 и штатном расписании9. В них определяются правила приема на работу в ТФ ОМС, права и обязанности работников и администрации ТФ ОМС, рабочее время, время отдыха и отпуска, заработная плата, меры поощрения, дисциплинарные меры. Также для каждого сотрудника ТФ ОМС разработана Должностная инструкция10, в которой определяются права, обязанности и ответственность работника за результаты деятельности.
В организации происходит огромный оборот различных форм документов от рекомендательных писем местного уровня до Федеральных законов. Так, например, в отделе ценообразования наибольший удельный вес в документообороте занимают документы местного уровня — формы статотчетности ЛПУ и СМО и тарифные соглашения.
Все документы разделены по признаку — входящий-исходящий, который показывает место создания документа (табл. 3).
Таблица 3.
Признак | Место создания документа | |
входящий | исходящий | |
+ | Создается вне ТФ и направляется для практического обязательного использования (законы, нормативные акты) | |
+ | + | Разрабатывается вне ТФ, но требует дополнительной доработки на местах (рекомендации, многосторонние соглашения, проекты) |
+ | Создаются в ТФ и направляются субъектам ОМС области |
Объем
этих документов составляет от нескольких
предложений до десятков страниц. Основные
характеристики документооборота по ТФ
ОМС приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Форма документа | Объем документа,
печ. стр. |
Признак
входящий ½ исходящий |
Примечания | |||
1. Законы РФ, Постановления правительства и местной администрации | 3-10 | + | - | |||
2. Временные порядки и порядки отношений в системе ОМС Минфина и Минздрава | 2-5 | + | - | |||
3. Нормативные документы Минздрава | 0,5-6 | + | - | С 67 по 97 год | ||
4. Методические рекомендации Территориального фонда ОМС | текст: 2-3
формы: 7-10 |
- | + | Ежегодное
обновление | ||
5. Тарифные соглашения | + | + | ||||
6. Прейскурант на медуслуги | табл: 5-10 | + | + | Ежеквартальное обновление | ||
7. Формы статотчетности | табл: 3-17 | + | - | |||
8. Письма различного уровня | 0,5-3 | + | + |
Все входящие и/или исходящие документы обязательно проходят канцелярию, заместителя директора и исполнительного директора. Остальной путь документа может меняться в зависимости от его формы, цели и предназначения. На рис. 6 и 7 показаны две документограммы по исходящему и входящему-исходящему документу.
Рис.
6. Нормативное письмо главврачам ЛПУ
(исходящее).
Рис. 7. Проект Закона “Об ОМС граждан в РФ” (входящее-исходящее).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования для выполнения своих задач и функций, предприсанных Постановление ВС РФ от 24.02.93 г. N 4543-1, оснащен современной вычислительной и коммуникационной техникой. В силу своей специфической деятельности фонд перерабатывает огромный объем информации, что накладывает некоторые ограничения на используемую оргтехнику и профессионализм ее обслуживания.
На балансе фонда находится 35 компьютеров ( I486DX2-66 RAM16 ), 11 принтеров (HP LaseJet 5L) и прочая оргтехника. Кроме этого для обслуживания рабочих мест ТФ ОМС используются мощнейшие компьютеры на базе платформ Motorola и Alfa 2000, которые позволяют хранить и обрабатывать данные на всех застрахованных жителей, а также отслеживать объем и качество медицинских услуг, оказанных в ЛПУ области.
Для быстрого дистанционного получения всей полезной информации силами ТФ ОМС была создана компьютерная сеть, которая с одной стороны связывает исполнительную дирекцию с остальными субъектами ОМС, а с другой — позволяет отделам черпать требуемую информацию из единого банка данных. На рис. 8 приведена принципиальная схема функционирования сети.
Рис. 8. Схема компьютерной сети исполнительной дирекции ТФ ОМС.
Принцип работы данной сети заключается в следующем. Вся информация от ЛПУ, СМО и филиалов стекается по каналам связи Fidonet в исполнительную дирекцию на компьютер-”файл-сервер” (FS) и распределяется по адресам. Все письма, имеющие конкретного адресата направляются на соответствующий компьютер-”рабочую станцию” (WS), а информация носящий общий характер и требующая обработки — на компьютер-”базу данных” (DB). Кроме этого, для повышения надежности локальной сети на пути “рабочая станция — файл-сервер” установлен компьютер-”повторитель” (REP), который разделяет сигналы файл-сервера на несколько ветвей и позволяет при неисправности одной из них использовать другую. Для программного обеспечения всей системы в сеть подключена также “профессиональная рабочая станция” (PWS), которая следит за правильностью обработки данных на DB-компьютере, создает и вносит коррективы в программные продукты при изменении методик и норм по расчету тех или иных показателей, проводит прочее обслуживание сети. Кроме программных продуктов ИЦАСО, для выполнения непосредственной работы, в ТФ ОМС используется программный пакет “Парус”, который служит для автоматизации учета и анализа в бухгалтерии.
Нижеприведенная таблица дает представление об обеспеченности рабочих мест исполнительной дирекции ТФ ОМС оргтехникой.
Таблица 5.
|