Основные направления и резервы повышения эффективности реализации продукции растениеводства и животноводства

Автор: d**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Работа содержит 1 файл

наконец готовая анализ.docx

— 111.13 Кб (Скачать)

       1 Теоретические основы  анализа производства и реализации продукции   

       1.1 Показатели объема  производства и  реализации продукции 
 

       Анализ  деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей  предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.

       Объем производства и реализации продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных  измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или  текущие цены.

       Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах[1]. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

       Немаловажное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные  показатели объемов производства и  реализации продукции (штуки, метры, тонны  и т.д.). Их используют при анализе  объемов производства и реализации продукции по отдельным видам  и группам однородной продукции.

       Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов  производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.

       Нормативные трудозатраты также используются для  обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

       Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция [2].

       Валовая продукция - это стоимость всей произведенной  продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

       Товарная  продукция отличается от валовой  тем, что в нее не включают остатки  незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот и выражается в действующих  отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость). В настоящее время на многих предприятиях, если нет внутрихозяйственного оборота и остатков незавершенного производства, валовая продукция совпадает с товарной [3].

       Кроме показателей валовой и товарной продукции для оценки выполнения плана и динамики производительности труда, уровня фондоотдачи и других показателей эффективности производства применяются показатели чистой (условно  чистой) и нормативно-чистой продукции. Величина норматива чистой продукции  определяется путем исключения из отпускной  цены материальных затрат, включая  амортизационные отчисления. Норматив может быть также рассчитан как  сумма затрат на заработную плату  со всеми отчислениями во внебюджетные фонды, прочих элементов чистой продукции  в комплексных расходах и прибыли. Расхождение показателей выполнения плана по объему чистой и товарной (валовой) продукции обусловлено  снижением или повышением материалоемкости фактически выпущенной продукции [4]. Объем реализации продукции включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС. При анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции применяются натуральные показатели. Условно-натуральные, как и стоимостные, показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.  
 

       1.2  Задачи, основные  направления и  информационная база  анализа 
 

       Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно  изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции  его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость [5].

       Сущность  производственной деятельности состоит  в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

       Ресурсы поступают в те отрасли и тем  предприятиям, на продукцию которых  есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не удовлетворен спрос на эти  товары. Сколько и каких товаров  производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал — это  определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным  процентом.

       Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение [6].

       Целью анализа выпуска продукции является нахождение путей увеличения объемов  реализации продукции по сравнению  с конкурентами, расширение доли рынка  при максимальном использовании  производственных мощностей и как  результат - увеличение прибыли  предприятия.

       Основной  задачей комплексного анализа выпуска  и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия  и его способности гибкого  маневрирования ресурсами при изменении  конъюнктуры рынка.  Эта общая  задача реализуется путем решения  следующих частных аналитических  задач:

       1) оценки выполнения степени плана  реализации продукции и        производственной программы;

       2) оценки динамики выпуска и  реализации продукции;

       3) оценки выполнения договоров  по объему, ритмичности поставки, качества и комплексности продукции;

       4) установление причин снижение  объектов производства и неритмичности  выпуска;

           5) количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции [7].                 

           Объектами данного направления анализа являются:

       – объем производства и реализации продукции;

       – ассортимент и структура продукции;

       – качество продукции;

       – ритмичность продукции.

       В процессе анализа производства и  реализации продукции должны быть вскрыты  причины, тормозящие рост производства, а именно:

       – недостатки в организации производства и труда;

       – нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

       – брак продукции [8].

       Изучение  объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой  активности, т.е. в границах min-max, представляющих релевантный ряд. Анализ может производиться  не только в границах абсолютного  min-max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

       Максимальный  объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

       Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение  максимальной прибыли при сложившихся  условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации  больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при  планировании выпуска продукции  является тем ориентиром, знание которого необходимо.

       Ассортимент - перечень наименований изделий с  указанием количества по каждому  из них. Различают полный, групповой  и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов  по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура [9].

       Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия. Поэтому  анализ данных показателей имеет  важное значение и схематично представлен  на рисунке 1. 

       

         
 

         
 

       

         

         
 
 

                            Рис 1 - Структура объектов анализа 

       Объем производства и реализации продукции  являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем  производства продукции.

       Но  по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный  объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие  должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно  может реально реализовать.

       Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д. 
 

       1.3  Методика анализа  производства и  реализации продукции

          

          

       Анализ  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста и  прироста. Этот анализ показывает, как  изменился объем производства и  реализации за определенное количество лет.

       Если  темпы роста производства значительно  выше темпов реализации продукции, это  свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах  предприятия и неоплаченной покупателями.

       Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

       Для наглядности динамика товарной и  валовой продукции может быть изображена с помощью графиков, в  виде столбчатых и полосовых диаграмм.

       Оперативный анализ производства и отгрузки продукции  осуществляется на основе расчета, в  котором отражаются плановые и фактические  сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

Информация о работе Основные направления и резервы повышения эффективности реализации продукции растениеводства и животноводства