Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:35, дипломная работа
Цель дипломной работы – проведение анализа коммерческой деятельности предприятия розничной торговли на примере магазина «Одежда и обувь» и разработка рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить основные теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия;
- провести анализ коммерческой деятельности предприятия розничной торговли на примере магазина «Одежда и обувь» ИП Тарасенко Е.Ф;
- разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия;
Объектом исследования является розничное торговое предприятие магазина «одежда и обувь» Индивидуальный Предприниматель Тарасенко Е.Ф.
Введение …………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятия
1.1 Сущность и виды коммерческой деятельности ……………….………….6
1.2 Розничная торговля как вид коммерческой деятельности………………20
1.3 Организация и содержание коммерческой деятельности предприятия розничной торговли ……………….……………………………………………….26
Анализ коммерческой деятельности на розничном торговом предприятии магазина «Одежда и обувь» ИП Тарасенко Е.Ф………………………………….34
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………...34
2.2 Организация и анализ коммерческой деятельности ………………….....48
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ИП Тарасенко Е.Ф…………………………………………………..59
3.1 Совершенствование ассортимента и работы с поставщиками………….59
3.2 Мероприятия по продвижению товаров рекламной компании…………64
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий…68
Заключение …………………………………………………………………………73
Следовательно,
коммерческая работа в торговле представляет
собой обширную сферу оперативно-
Главной целью коммерческой деятельности является, совокупность отношений по поводу купли-продажи с целью получения взаимной выгоды. Чтобы осознать это звено, следует исходить из содержательной характеристики совершаемых процессов.
Процессы в коммерческой деятельности представляют собой совокупность последовательных торговых действий для достижения определённых целей.
Коммерческие процессы – процессы, связанные со сменой стоимости, т.е. куплей – продажей товаров.
Основные коммерческие процессы в торговле подразделяют на виды:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса, изучение и выявление потребностей населения в товарах и услугах;
- выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
- организация и технология проведения оптовых закупок товаров у различных поставщиков;
- организация и технология оптовой и розничной продажи товаров, включая формы и методы продажи товаров, условия их применения, качество обслуживания и т.д.;
- рекламно – информационная деятельность по сбыту товаров;
- формирование торгового ассортимента на складах и в магазинах, управление товарными запасами.
Коммерческие процессы являются объектом коммерческой деятельности в торговле.
Особенностью
коммерческих отношений является то,
что носители не могут быть только
продавцами или исключительно
Все виды предпринимательства включают в себя обмен, и всегда каждый коммерсант является покупающим продавцом либо продающим покупателем.
Покупающий продавец вступает в отношения с продающим покупателем, которые формируются на основе взаимной заинтересованности, взаимной выгоде сторон, что и находит отражение в заключённом коммерческом договоре.
Эффективность
коммерческой деятельности обусловлена
качеством сформированной системы
отношении. Их совершенство в свою очередь
зависит от того, насколько полно
и правильно применяются
Принципы
коммерческой деятельности отражают требования
объективных экономических
И чем полнее они реализуются, тем выше эффективность отношений купли-продажи.
Степень использования отмеченных принципов зависит от их познания, учета и отражения в правилах обмена, от применяемых механизмов, позволяющих использовать данные нормативы предельно полезно.
Таблица 1 – Принципы коммерческой деятельности
Экономические законы | Принципы | Механизмы осуществления принципов |
А | Б | В |
1. Закон прибыли | Целевая направленность коммерческой деятельности: максимизация прибыли | Определение
стратегии фирмы
Разработка долгосрочных и краткосрочных целей, составление «дерева целей» Разработка программы реализации целей Выполнение данной программы |
2. Закон циклического развития | Ведущее звено в деятельности фирмы | Анализ этапов
развития фирмы и товара
Выявление особенностей фаз, на которых находятся фирма и товар в данный период Определение первостепенных задач и их решение |
3.
Закон возвышающихся |
Более полное удовлетворение потребностей покупателей | Проведение
маркетинговых исследований по выявлению
потребностей покупателей
Определение мер, направленных на полное их удовлетворение Мониторинг выполнения мер |
4. Всеобщий закон экономии | Оптимизация издержек обращения | Анализ осуществленных
затрат
Планирование издержек обращения Мониторинг их осуществления |
Продолжение таблицы 1 | ||
5. Закон повышения эффективности производства | Повышение эффективности коммерческой деятельности | Сопоставление
доходов и расходов
Управление доходами Управление расходами Определение
мер дальнейшего повышения Мониторинг выполнения мер |
6. Закон пропорционального развития | Планирование коммерческой деятельности | Прогнозирование
коммерческой деятельности
Планирование всех коммерческих функций Контроль выполнения планов и их оперативное уточнение |
7.3акон спроса и предложения | Гибкость коммерческой деятельности | Маркетинговые
исследования спроса и предложения,
конъюнктуры рынка
Прогнозирование и планирование коммерческой деятельности Своевременная корректировка планов |
8.
Законы стоимости и |
Оплата по труду персонала фирмы | Разработка
различных систем и форм оплаты труда
Мониторинг их эффективности |
9.
Закон опережающего роста |
Материальное и моральное стимулирование труда | Разработка
различных систем материального
и морального стимулирования труда
Мониторинг их эффективности |
10.
Всеобщий закон экономии |
Минимизация рисков в коммерческой деятельности | SWOT – анализ
Разработка программ управления рисками Мониторинг их реализации |
11. Закон конкуренции | Состязательность, соперничество коммерческих фирм | SWOT-анализ
Разработка
мер по повышению Мониторинг их эффективности |
Рассмотренные принципы коммерческой деятельности носят общий характер, пронизывают все стороны функционирования предприятия в целом.
Чтобы
стало возможным осуществление
принципов в каждом подразделении
предприятия, они конкретизируются
в особых правилах, нормах, инструкциях
осуществления отдельных
Коммерческая
деятельность реализует себя через
различные обязательно
В
зависимости от обстоятельств эти
действия могут выполняться либо
производителями товаров и
Таблица 2 - Коммерческие функции предприятий
Обстоятельства | Функции | |||
Экономические | Технологические | |||
А | Б | В | ||
Коммерческая деятельность осуществляется на денежной основе | Финансовая (Ф) | Кредитный договор, хранение, инкассация | ||
Оборудование, сырье, материалы находятся у других предприятий | Материально-техническое обеспечение (МТО) | Договор транспортировки, складирование, хранение | ||
Отсутствие необходимых товаров | Закуп товаров (ЗТ) | Договор купли-продажи, транспортировка, складирование, хранение | ||
Коммерческая деятельность осуществляется специалистами | Найм рабочей силы (НРС) | Трудовой договор, доставка к месту работы, техника безопасности труда. | ||
Коммерческая деятельность строится на основе информации | Информационная (И) | Договор купли-продажи, сбор, обработка, хранение | ||
Продолжение таблицы 2 | ||||
Наличие произведенной продукции | Продажа (сбыт) товаров (СТ) | Договор купли-продажи, складирование, хранение, транспортировка | ||
Наличие условий для оказания услуг | Продажа услуг (ПУ) | Договор купли-продажи |
Функции
предприятий можно разделить
на экономические и
- экономические функции – это отношения между людьми;
- технологические – отношения по поводу товара.
Финансовая, материально-техническая, информационное обеспечение коммерческой деятельности, закуп товаров, покупка рабочей силы, продажа товаров и услуг - объективны. Они обусловлены различными обстоятельствами жизнедеятельности фирм. Сердцевиной каждой функции являются обменные отношения.
Финансовая
сторона связана со взаимоотношениями
данного предприятия с
Стоимостные отношения коммерческих функций обусловливают их экономический аспект, реализация которого происходит с помощью внешних механизмов коммерческой деятельности.
Видна и другая, вещественная (технологическая) сторона данных функций, которая характеризует не взаимосвязи между субъектами рынка, а их отношения к товару, доведению его как потребительной стоимости от производителя к потребителю.
Осуществление технологического аспекта коммерческих функций происходит в основном посредством применения внутренних механизмов коммерческой деятельности.
Экономическое содержание функций не одинаково: часть из них направлена на создание необходимых условий для достижения главной цели коммерческих предприятий - получения прибыли. Они связаны с покупкой капитала, материально-технических средств, труда, информации, товаров. Другие обязательные действия в процессе обмена - продажа (сбыт) продукции и услуг обеспечивают возмещение расходов, которые сопровождают выполнение каждой функции, и получение необходимой прибыли.
Функции
коммерческой деятельности реализуются
через осуществление
- операции маркетинга (изучение рынка, покупательского спроса, прогнозирование сбыта, регулирование цен и т.п., направленные на выявление покупательских потребностей и условий их удовлетворения) и менеджмента;
- финансовое обеспечение предполагает осуществление капитализации прибыли, накопление доходов от продаж, мобилизацию финансов за счет внешних источников: инвесторов и кредиторов, управление использованием капитала и доходов, контроль и ведение расчетов с поставщиками и покупателями;
- материально-техническое обеспечение связано с приобретением машин, оборудования, сырья, комплектующих материалов, инвентаря, то есть всего того, что необходимо для хозяйственной деятельности;
- покупка рабочей силы путем найма сотрудников призвана обеспечить личностный фактор, осуществляющий коммерческую деятельность;
- информационное обеспечение посредством систематического сбора, обработки и анализа необходимых сведений внешнего и внутреннего характера нацелено на вооружение специалистов коммерческой деятельности соответствующей информацией для принятия правильных решений в процессах купли-продажи;
- закуп товаров связан с поиском поставщиков и приобретением отсутствующих товаров;
- продажа (сбыт) товаров и услуг потребителям либо посредникам, означающая их эквивалентную передачу новым собственникам, включает выбор покупателей, установление коммерческих связей, разработку сбытовой программы, составление графиков и осуществление поставок;
- предоставление дополнительных к реализации товаров и услуг: предпродажных, продажных и послепродажных[15].
Все функции связаны между собой и ни одна из них не может реализовываться эффективно сама по себе.
Важно отметить, что эти функции универсальны, характерны для каждого коммерческого предприятия любой отрасли.
Рассмотрим потребителя в качестве равноправного участника коммерческой деятельности. Основными участниками коммерческой деятельности, в соответствии с нашей позицией, являются не только предпринимательские структуры, но и потребители (участие которых в лимитно-распределительной экономике было слабым). Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет его потребности (потребительские интересы).