Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:34, дипломная работа
В современных условиях российские хозяйствующие субъекты поставлены перед необходимостью поиска эффективных решений возникающих экономических проблем. Эти решения находятся в направлении поиска источников внутренних резервов, повышении производительности труда, в реформировании и реструктуризации предприятий с целью обеспечения пропорциональности их имущественно-хозяйственного комплекса.
В разработке и реализации решений по повышению в целом эффективности хозяйствования нуждаются значительная часть предприятий, организаций России, независимо от их формы собственности, особенно в условиях кризисных явлений это становится актуальным для государственных унитарных предприятий и учреждений.
Государственные предприятия и учреждения обладают большим объёмом основных фондов, в них трудится значительная часть трудоспособного населения. При этом, как показала практика, не всегда приватизация предприятий государственного сектора обеспечивает их дальнейшее успешное функционирование.
Введение 4
1. Теоретические и методические подходы к оцнке эффективности структуры имущественно-хозяйственного комплекса предприятия 6
.1. Понятие имущественно-хозяйственного комплекса предприятия подходы к его пропорциональному форм6
12. Оценка имущественно-хозяйственного комплекса предприятия, пропорциональности его структуры 13
13. Обоснование цели, направлений, этапов реформирования и реструктуризации предприятия 26
2. Анализ пропориональности структуры и финансово-экономического состояния предприятия 39
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия 39
2.2. Анализ финансово экономического состояния
ГУП «Санаторий Юматово» 49
23. Анализ эффективности диверсификации деятельности предприятия 63
3.Направления совершенствования пропорциональности имущественно-хозяйственного комплекса 73
3.1.Обоснование реструктуризации предприятия 73
32. Оценка эффективности перевода реструктурированного предприятия на специальные режимы налогообложения
33. Прогноз (бизнес-план) улучшения финансово экономического состояния реструктурированного пре91
Заключение 96
Список использованных источников 99
Приложение А – Устав ГУП санаторий «Юматово» РБ 102
Приложение Б – Бухгалтерский баланс за 2007-2009г.г. 115
Приложение В – Отчет о прибылях и убытках за 2007-2009г.г. 121
Приложение Г – Отчет об изменениях капитала за 2007-2009г.г. 127
Приложение Д – Отчет о движении денежных средств
за 2007-2009г.г. 13
Приложение Е – Приложение к бухгалтерскому балансу
за 2007-2009г.г. 142
Все проекты сводятся в единое «поле проектов»; каждый из них оценивается по единому перечню критериев (обусловленных целевыми установками) и по единой методике.
В конце этого этапа появляется стратегически важный результат — уточненная оценка потенциальных возможностей предприятия, которые и конкретизируются в форме перечня (поля) возможных проектов.
Этап 5. Оценка инновационного потенциала.
Более точная экспертная оценка делается по инновационному потенциалу, влияющему на главный фактор повышения конкурентоспособности — эффективность. В этом случае выделяются три группы основных способов повышения эффективности — за счет:
1) управленческих решений, реализующих уже имеющиеся резервы;
2) структурных изменений;
3) инноваций.
Необходимо выяснить, за счет каких конкретных средств можно обеспечить рост эффективности:
- выявление и полное использование имеющихся резервов за счет формирования заинтересованности людей в увеличении отдачи и повышении эффективности. Основным средством здесь является создание и практическое использование эффективного (по конечным результатам) комплексного механизма управления. Он, в первую очередь, должен содержать механизмы мотивации, активизации и стимулирования труда, противозатратные механизмы, механизмы ценообразования, технологию управления по конечным результатам, человеко-машинные технологии принятия рациональных решений, систему повышения профессионального уровня руководителей в области управления и т.п.;
- структурные изменения за счет снижения доли неэффективных технологий и низкорентабельных видов продукции (из числа существующих). Основными средствами реализации подобных структурных изменений являются техническое перевооружение, реконструкция с выбором рациональной ассортиментной политики, сформированной с учетом маркетинговой информации;
- создание и рациональное использование новых видов продукции, услуг и новых технологий за счет активизации инновационных процессов. Основным средством является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и (или) подготовка и проведение программ по опытному и промышленному внедрению разрабатываемых или уже разработанных новшеств (инновационные программы).
В результате решения задачи строится параметрическая зависимость (нарастающим итогом) результата, эффекта (например, прибыли или объема выпуска продукции и др.) от объема затрачиваемого ресурса (денег, материалов и др.)
Этап 6. Выделение приоритетных направлений деятельности (стратегий).
Задача данного этапа — используя сформулированные на предшествующих этапах пути решения проблем и оценки имеющегося потенциала («поля проектов»), выделить сравнительно небольшую часть наиболее важных проектов, которые вносят основной вклад в достижение целей. При проведении диагностики основной целью является предварительная оценка и выделение наиболее важных (приоритетных) направлений для дополнительной, более тщательной проработки. Поэтому используются упрощенные подходы, основанные на качественных экспертных оценках и некоторых несложных формализованных процедурах. Наиболее простым способом является отнесение каждого направления (проекта) к первой, второй или третьей группе важности (приоритетности). Далее рассматривается самая приоритетная группа проектов.
Другой вариант процедуры — оценка важности каждого из проектов (например, по пятибалльной или 10-балльной шкале), с последующим их ранжированием по мере убывания балла и выделением в начале списка группы наиболее приоритетных.
Этап 7. Прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования предприятия.
Оцениваются последствия реализации приоритетных направлений деятельности. Оценка проводится по критериям, характеризующим степень достижения поставленной цели (например, «выход на безубыточное функционирование»). Уточняются желаемые сроки достижения цели.
Этап 8. Разработка программы реструктуризации.
Основные задачи — детализация выделенных приоритетных направлений деятельности до перечня конкретных работ и ответственных исполнителей (требуются 2—3 часа групповой работы); предварительная оценка ожидаемых результатов, сроков, необходимых ресурсов; разработка системы, управляющей реализацией работ, системы мотивации (стимулирования) исполнителей.
Этап 9. Оценка источников ресурсов, распределение ресурсов.
Дается оценка источников, прежде всего финансовых ресурсов, для реализации программы реформирования. Типичными источниками финансирования являются собственные финансовые средства предприятия, кредиты и другие виды заемных средств. Меры по программе реструктуризации, как правило, высокоэффективны и в значительной мере могут быть источниками самофинансирования (за счет реинвестирования части финансов, получаемых путем сокращения дебиторской задолженности, реализации сверхнормативных запасов и т.п.). Фиксируется предполагаемая динамика поступления финансов, с помощью которой можно уточнить приоритеты и порядок финансирования мероприятий, включаемых в программу реформирования предприятия.
Определяются первоочередные по времени и высокоэффективные проекты, для реализации которых руководство выделяет финансовые ресурсы. При этом проверяется сбалансированность финансовых потоков.
Этапы 10—11. Выделение первоочередных проектов. Формирование команд.
Основные задачи — продемонстрировать возможности эффективной работы в команде; предварительно проработать первоочередные проекты и отобрать часть из них для дальнейшей доработки и реализации.
Команды формируются с участием консультантов-психологов и обучаются основным правилам командной работы.
Первоочередные проекты (3—5) выбираются из числа приоритетных и прорабатываются группами в течение 1,5—2 дней (с участием консультантов).
Этап 12. Выбор и фиксация стратегии и программы реформирования.
Стратегически важные первоочередные изменения:
- создание маркетинговой службы и изменение маркетинговой стратегии;
- создание службы стратегического планирования;
- упорядочение функций подразделений и соответствующее изменение организационной структуры;
- создание эффективной системы финансового учета, планирования и контроля;
- изменение ассортиментной политики, создание новых видов продукции;
- создание системы управления инновационными процессами;
- реорганизация системы управления персоналом;
- переподготовка руководства верхнего и среднего звена в области экономики, финансов и управления;
- создание информационно-аналитического центра.
Создание и реализация этих направлений в наибольшей мере
способствуют достижению желаемых результатов. Этот перечень типичен для российских организаций.
Этап 13. Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы.
Оценивается, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли она возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
Этап 14. Определение первоочередных организационных шагов.
Конкретизируются организационные шаги, которые необходимо предпринять в ближайшее время — например, подготовка и издание приказов, информирование всех работников предприятия о разработке программы реформирования и т.п.
Сформированные во время коллективной работы команды по ключевым проектам впоследствии дополняются необходимыми специалистами, оформляются временные трудовые коллективы (с дополнительной оплатой) и начинается интенсивная проработка (где необходимо — с консультантами) проектов главных изменений.
Одновременно готовятся условия для реализации этих проектов, и прежде всего проводится работа с людьми. Это самый важный фактор (как и прежде в критической ситуации «кадры решают все»).
Как показывает опыт, обучение навыкам, которые требуются на каждом рабочем месте для реализации изменений, является необходимым, но недостаточным. Важно общее понимание руководителями всех уровней и служащими ситуации (общая система ценностей), проблем, совместных задач. Только в этом случае проблемы могут решаться слаженно в условиях высокой неопределенности и изменчивости.
Руководство должно ежеквартально анализировать ход выполнения программы реструктуризации предприятия, выделяя конкретные мероприятия, включенные в программу, но не реализованные в намеченные сроки и не обеспечившие ожидаемые экономические эффекты. По каждому случаю выделяют его причины и необходимые меры, позволяющие компенсировать или предотвратить негативные воздействия внутренней и внешней среды (с указанием конкретных ответственных и виновных лиц). Основные этапы реструктуризации предприятия приведены в таблице 1.
Таблица 1 Этапы реструктуризации предприятия
Этапы реструктуризации предприятия | |||
1.полная диагностика предприятия | 2. анализ и разработка концепции | 3. программа реструктуризации | 4. реализация программы реструктуризации |
- финансовое состояние - состояние активов - объемы продаж - загрузка фондов - рентабельность подразделений - структура издержек | - миссия - критерии успеха - бизнес- процессы - сегменты рынка - потребители - специализация - конкуренты - стратегия роста (сокращения) - текущие стратегии | - бизнес- планы - планы действий - описание новых функции - описание бизнес-процессов - система учета - план работы с персоналом -функциональные стратегии | - детализация планов - информирование сотрудников - стимулы активного участия - контроль сроков - финансовая и производственная реструктуризация |
2. Анализ финансово-экономического состояния предприятия в целях совершенствования его структуры
2.1. Экономико - организационная характеристика предприятия
Государственное унитарное предприятие санаторий «Юматово» РБ создано в соответствии с Указом Президента РБ от 26 октября 2002г. № УП-538 [13] путем преобразования государственного учреждения санаторий «Юматово» и является его правопреемником. ГУП санаторий «Юматово» является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения РБ. Учредителями являются Министерство имущественных отношений РБ и Министерство здравоохранения РБ. Полное наименование предприятия: Государственное унитарное предприятие «Санаторий «Юматово» РБ. Юридический адрес: 450571, Республика Башкортостан, Уфимский район, поселок санаторий «Юматово». Санаторий «Юматово» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, товарный знак. Дата государственной регистрации: 17 марта 2003г., основной государственный регистрационный № 1030202316902.
Для достижения своей цели санаторий «Юматово» осуществляет следующие виды деятельности:
-лечебно – профилактические и специализированная медицинская помощь, предоставление лечения и отдыха взрослым и родителям с детьми по путевкам и курсовкам;
-санаторно-курортная реабилитация лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессиональное заболевание;
-создание на базе санатория оздоровительных лагерей круглогодичного действия;
-организация гостиничного сервиса;
-организация досуга;
-организация питания отдыхающих и работы пунктов питания для работников санатория и населения;
-фармацевтическая деятельность с правом открытия собственных точек;
-оказание платных услуг лечебно – оздоровительного характера;
-организация платных курсов и других форм профессионального обучения работников лечебно – профилактических учреждений;
-осуществление маркетинговой и рекламной деятельности;
-добыча, производство, розлив и реализация минеральной воды:
-производство, переработка и реализация продукции сельского хозяйства.
- организация работы вспомогательных производств (котельной, очистных сооружений, водокачки и др.) и реализация их услуг;
- предоставление платных бытовых и жилищно-коммунальных услуг.
Информация о работе Оценка эффективности структуры имущества хозяйственной деятельности