Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:34, дипломная работа
В современных условиях российские хозяйствующие субъекты поставлены перед необходимостью поиска эффективных решений возникающих экономических проблем. Эти решения находятся в направлении поиска источников внутренних резервов, повышении производительности труда, в реформировании и реструктуризации предприятий с целью обеспечения пропорциональности их имущественно-хозяйственного комплекса.
В разработке и реализации решений по повышению в целом эффективности хозяйствования нуждаются значительная часть предприятий, организаций России, независимо от их формы собственности, особенно в условиях кризисных явлений это становится актуальным для государственных унитарных предприятий и учреждений.
Государственные предприятия и учреждения обладают большим объёмом основных фондов, в них трудится значительная часть трудоспособного населения. При этом, как показала практика, не всегда приватизация предприятий государственного сектора обеспечивает их дальнейшее успешное функционирование.
Введение 4
1. Теоретические и методические подходы к оцнке эффективности структуры имущественно-хозяйственного комплекса предприятия 6
.1. Понятие имущественно-хозяйственного комплекса предприятия подходы к его пропорциональному форм6
12. Оценка имущественно-хозяйственного комплекса предприятия, пропорциональности его структуры 13
13. Обоснование цели, направлений, этапов реформирования и реструктуризации предприятия 26
2. Анализ пропориональности структуры и финансово-экономического состояния предприятия 39
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия 39
2.2. Анализ финансово экономического состояния
ГУП «Санаторий Юматово» 49
23. Анализ эффективности диверсификации деятельности предприятия 63
3.Направления совершенствования пропорциональности имущественно-хозяйственного комплекса 73
3.1.Обоснование реструктуризации предприятия 73
32. Оценка эффективности перевода реструктурированного предприятия на специальные режимы налогообложения
33. Прогноз (бизнес-план) улучшения финансово экономического состояния реструктурированного пре91
Заключение 96
Список использованных источников 99
Приложение А – Устав ГУП санаторий «Юматово» РБ 102
Приложение Б – Бухгалтерский баланс за 2007-2009г.г. 115
Приложение В – Отчет о прибылях и убытках за 2007-2009г.г. 121
Приложение Г – Отчет об изменениях капитала за 2007-2009г.г. 127
Приложение Д – Отчет о движении денежных средств
за 2007-2009г.г. 13
Приложение Е – Приложение к бухгалтерскому балансу
за 2007-2009г.г. 142
Результатом такого анализа является определение наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, иначе говоря, определение направления использования собственности предприятия юридически, технически осуществимо и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества. В этом заключается принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Данный принцип применяется, если оценка проводится в целях реструктурирования. Если ее целью является определение стоимости действующего предприятия без учета возможных измерений, то данный принцип не применяется.
1.3. Обоснование цели, направлений, этапов реформирования и реструктуризации предприятия
Реструктуризация — радикальный способ преобразования организации, изменение всех ее составляющих или структур: структуры собственности, активов и пассивов, производственной и организационной структур управления. Реструктуризацию следует рассматривать как естественный постоянный процесс. Она проводится каждый раз, когда предприятие сталкивается со снижением эффективности деятельности.
Необходимость реструктуризации предприятия возникает, как правило, в трех ситуациях:
1) предприятие находится в кризисе; именно эта ситуация была самой распространенной в России в 1990-е годы;
2) текущее состояние предприятия удовлетворительное, однако прогнозы его деятельности неблагоприятны, наблюдается падение конкурентоспособности, отклонение фактического состояния от запланированного; здесь реструктуризация — реакция на негативные изменения, пока они еще не стали необратимыми;
3) благополучные и быстро растущие предприятия, наращивающие отрыв от конкурентов на основе уникальных конкурентных преимуществ.
Термин «реформирование» используется тогда, когда подчеркивается глубина, а также нормативный и переходный (от одной системы к другой) характер преобразований. Так, в 1997 г. была утверждена Типовая программа реформирования предприятий [12]. Она была разработана Минэкономики РФ на основе Концепции формирования отраслевых программ реструктуризации. Программа предлагала комплекс обязательных мероприятий, необходимость которых вытекала из принятых законов. Содержание мер определялось стратегией развития предприятия.
Понятие «реструктуризация» подчеркивает изменение экономических отношений на предприятии вследствие перестройки определяющих их ресурсов и структур. Реструктуризация является материальной основой реформирования предприятия [16, с.10].
Реструктуризация имущественного комплекса предприятия.
Цель — создать структуру активов (движимого и недвижимого имущества, имущественных прав), которая позволила бы реализовать стратегию развития предприятия.
Основные меры по реструктуризации имущественного комплекса:
- консервация, продажа или сдача в аренду неиспользуемого недвижимого имущества;
- продажа объектов незавершенного строительства;
- продажа или сдача в аренду неиспользуемых материальных активов (оборудования, материалов, комплектующих и т.п.);
- консервация или списание мобилизационных мощностей;
- продажа объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
В результате, как правило, снижается порог безубыточности для данного предприятия.
Существует два способа проведения реструктуризации имущественного комплекса предприятия:
- непосредственное отчуждение материальных активов (продажа, безвозмездная передача, сдача в аренду, списание); оно уменьшает активы и валюту баланса предприятия;
- замещение активов предприятия на права участия в новой организации, создаваемой на базе этих активов. Создаются новые юридические лица, а доли участия в их капитале оплачиваются за счет имущества реорганизуемого предприятия. При этом валюта баланса не меняется, отдельные статьи актива баланса уменьшаются, и увеличивается статья «долгосрочные финансовые вложения» внеоборотных активов.
При реструктуризации должны быть соблюдены следующие требования:
1) сохранение сформировавшегося научного, технического, производственного и кадрового потенциала;
2) согласование интересов всех сторон, целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов фирмы, потребителей и общества;
3) решение проблем погашения задолженности перед кредиторами;
4) увеличение реальных поступлений в бюджет;
5) минимально возможное сокращение и создание новых рабочих мест;
6) защита прав акционеров.
Реструктуризация, являясь составляющей частью стратегии, представляет собой лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия. Далее должны быть задействованы механизмы использования имеющихся у предприятия преимуществ [25, с.62].
Последовательность действий(этапов) при осуществлении конкретной программы реструктуризации:
1) определение целей развития и критериев их достижения;
2) оценка экономического потенциала предприятия;
3) анализ «проблемного поля» и выделение ключевых проблем;
4) формирование путей и проектов решения проблемы;
5) оценка инновационного потенциала;
6) выделение приоритетных направлений деятельности (стратегий);
7) прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования предприятия;
8) разработка программы реструктуризации;
9) оценка источников ресурсов, распределение ресурсов;
10) выделение первоочередных проектов;
11) формирование команд;
12) выбор и фиксация стратегии и программы реформирования;
13) соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы.
14) определение первоочередных организационных шагов.
Этап 1. Определение целей развития и критериев их достижения.
Как показывает опыт, на многих предприятиях четко сформированные цели или отсутствуют, или давно не пересматривались, или их достижение не поддается контролю (они сформулированы в лозунговом стиле, и их результат неясен, а степень его достижения не может быть измерена) [20, с.261].
Поэтому необходимо начать с предварительного обсуждения вопросов «Чего хотят собственник и менеджмент предприятия?» и «Каково состояние предприятия?». На этом этапе дается только общее, предварительное определение цели и намечается структура подцелей и критериев степени их достижения. Но даже предварительная формулировка целей и критериев задает определенное направление поиска и мотивирует активную работу участников. В этом случае эффективно и в высоком темпе реализуется естественная логика поведения: «Если ясно, что «угрожает» предприятию, чего хотят собственник и менеджмент предприятия и этого можно достичь, то какие барьеры, проблемы имеются на пути достижения желаемого, какие задачи нужно решить и что можно сделать, чтобы достигнуть желаемых целей?».
Ответы должна дать проблемная диагностика. Она может проводиться несколькими методами, выбор которых зависит от ситуации, и в первую очередь — от концепции и принципов, которые выбирает руководство. Прежде всего, необходимо определить, к какой из двух крайних концепций оно тяготеет:
- концепция выживания, эволюционного развития (плавно, с минимальными перестройками, но надежно улучшать показатели, вплоть до выхода из банкротного состояния, и удерживаться на достигнутых позициях);
- концепция прорыва, существенного улучшения всех критериев за минимальное время, ориентация на захват лидирующего положения на рынке (привлекательная, но более рискованная стратегия).
В первом случае целесообразен дескриптивный, описательный подход — от достигнутого состояния к возможным перспективам. Главное внимание уделяется аудиту, оценке, анализу причин сложившегося состояния, выявлению лежащих на поверхности.
Во втором случае более целесообразен нормативный подход от целей, от конечных результатов к средствам их достижения. Главное внимание уделяется вариантам и способам достижений поставленных целей, включая коренную реорганизацию предприятия.
Предпочтительно разумное сочетание обоих подходов
Этап 2. Оценка экономического потенциала предприятия.
Существуют различные методы оценки составляющих потенциала. В целом они имеют общие черты, но у них есть и некоторые отличия. В систему классификации методов оценки постоянно добавляются новые классификаторы, которые только затрудняют выбор методов оценки. Одной из причин этого является сложность предмета оценки и неделимость экономического потенциала на независимые компоненты. Границы между компонентами размыты, и зачастую найти «разделяющую полосу» бывает трудно.
В настоящее время отсутствует методика, позволяющая комплексно оценить готовность и способность предприятия к использованию им собственных возможностей. Поэтому к оценке экономического потенциала могут быть применены многие методы системного анализа, которые позволяют исследовать систему управления, производственную составляющую предприятия, финансовую и т.д. Наиболее часто используются методики, основанные на индикаторном методе и методе экспертных оценок. Они характеризуют уровень потенциала и призваны помочь руководству предприятия проанализировать сложившуюся ситуацию, выявить резервы повышения, выбрать приоритетные направления его развития.
Опыт показал, что улучшение результатов может быть получено в основном за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и их развития. Причем, как правило, имеется серьезный потенциал (50—60%) повышения эффективности, который можно реализовать, главным образом, за счет совершенствования механизмов управления. Поэтому в качестве реальных и доступных возможностей организации в первую очередь рассматриваются возможности совершенствования управления.
Этап 3. Анализ «проблемного поля» и выделение ключевых проблем
Дополняющие и более конструктивные выводы можно получить аналитически, двигаясь от конечных целей и выясняя сначала главные факторы успеха и неуспеха, влияющие на конечный результат, анализируя причины низких результатов и формулируя проблемы (узкие места) и задачи, которые нужно решать, чтобы достичь желаемых целей.
Из перечня проблем необходимо выделить сравнительно небольшую часть наиболее важных, ключевых (например, без решения которых цель не может быть достигнута и/или которые дают 80— 90% вклада в достижение цели). Их называют еще стратегически важными проблемами, а изменения, соответствующие их решению - основными направлениями или стратегией развития. Именно эти направления и проблемы должны быть непрерывно в поле зрения руководства верхнего звена управления.
Чаще всего ключевыми являются следующие проблемы:
- отсутствие четких целей, стратегии и программы развития;
- отсутствие эффективной финансовой системы, позволяющей оценить и контролировать финансовое состояние предприятия, прогнозировать угрозу банкротства и избегать ее за счет эффективной финансово-экономической политики;
- наличие слабой маркетинговой службы;
- низкое качество продукции при относительно высоких ценах на нее
- быстрое устаревание ассортимента продукции, медленное реагирование на изменение спроса;
- неудовлетворительная система управления (плохая управляемость, нечеткое распределение функций, излишняя централизация' медленная реакция на изменения);
- недостатки производства (слишком продолжительный производственный и финансовый цикл, большая «незавершенка», потери, низкая технологическая дисциплина и др.);
- недостаточная информированность работающих (о целях и задачах а также истинном положении предприятия);
- психологическая и (или) профессиональная неготовность большинства руководителей верхнего и среднего звена к эффективной работе в рыночных условиях;
- дефицит специалистов, владеющих эффективными методами работы в рыночных условиях, и др.
Этап 4. Формирование путей и проектов решения проблемы.
Это важнейший этап выявления и формирования инновационного потенциала предприятия. Он заметно отличается от других тем, что ориентирован на генерацию максимально возможного количества идей, является наиболее творческим и чувствительным к помехам. Этот этап должен проходить в свободной обстановке и требует несколько необычного для практиков взгляда на привычные вещи - в частности, нужно забыть о текучке, требовании реализуемости идей, иначе это сильно ограничит их перечень и может привести к потерям части потенциала развития. Над созданием соответствующей обстановки обычно работают психологи.
Существуют различные подходы и технологии генерации идей относительно решения проблем. В условиях экспресс методов наиболее подходящим представляется сочетание технологии «мозгового штурма» с морфологическим анализом, проводимым консультантами. Аналогично прорабатываются не только проблемные, но и другие, более ясные задачи, и формируются темы проектов.
Информация о работе Оценка эффективности структуры имущества хозяйственной деятельности