Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа
Цель данной работы: оценить оборачиваемость запасов готовой продукции для обеспечения стабильности финансового состояния на примере колбасной фабрики ООО «Сладко».
Для достижения этой цели поставлены такие задачи:
проанализировать состав оборотных средств, определить роль запасов готовой продукции, рассмотреть их участие в операционном цикле;
рассмотреть эффективность управления запасами готовой продукции, проанализировать, как может влиять дебиторская задолженность на ускорение их оборачиваемости;
Вступление
1. Готовая продукция как часть оборотных активов
1.1. Состав и структура оборотных средств
1.2. Операционный цикл предприятия, как критерий оценки эффективности оборачиваемости запасов готовой продукции
2. Пути сокращения операционного цикла
2.1. Организация продаж готовой продукции
2.2. Управление запасами готовой продукции
3. Показатели оборачиваемости и их зависимость от учетной политики предприятия
Выводы
Список используемой литературы
Рис. 1.2: Структура операционного цикла
Из рисунка 1.2 видно, что операционный цикл включает в себя период оборота производственных запасов, готовой продукции и дебиторской задолженности. Средняя продолжительность операционного цикла определяется в днях. Учетной политикой ООО «Сладко» цикл установлено в 7 дней. Таким образом, оборачиваемость оборотных средств по плану составит: 360 дней / 7 дней = 52 оборота в год. Но фактическая ситуация, сложившаяся на предприятии показывает значительные отклонения по сравнению с планом.
Средняя длина операционного цикла на предприятии будет рассчитана на основе баланса за 2006 год.
Проведенные расчеты показывают, что операционный цикл по факту на ООО «Сладко» на 48 дней больше запланированного. Значит и оборачиваемость средств значительно меньше и составит: 360 дней / 55 дней = 6,5 оборотов в год.
Чтобы каким-то образом приблизить эту величину к плану, необходимо убрать непроизводственные дни в цикле, то есть те дни, в течение которых не создается новый продукт, а именно: период складирования материально-производственных запасов, разрыв во времени между отгрузкой продукции и получением денег за нее.
Совокупность этих мероприятий включает в себя новая концепция роли запасов, основанная на методе «точно в срок» (“just-in-time”). Она разработана японскими фирмами и применяется в условиях нестабильного рынка с высоким уровнем конкурентной борьбы. Смысл этой концепции состоит в том, что ни производственные запасы, ни запасы готовой продукции на предприятии не складируются. Предприятие в начале производства изучает спрос на свой товар и производит его в таком количестве, чтобы полностью покрыть потребности покупателей, то есть полностью его реализовать. В таком случае речь не идет о запасах готовой продукции. Производственные запасы также закупаются точно под необходимый объем производства, ни больше, ни меньше (Рис. 1.3).
В соответствии с этой концепцией создание запасов страхового назначения может привести к политике вседопустимости, в частности допущения бракованных товаров. При таких условиях могут понадобиться лишь запасы, вызванные следующими причинами:
разрывом во времени между оценками продаж в краткосрочной перспективе;
потребностью в деталях, обеспечивающих взаимосвязь между нижним и более высоки уровнями производства.
На ООО «Сладко», так же как и на других украинских предприятиях, управление запасами основывается на системе Тейлора, или традиционной концепции о роли запасов. В ее основе лежит необходимое наличие запасов. Это, прежде всего, связано с тем, чтобы обезопасить предприятие от непредвиденных ситуаций, от инфляции. Бывают ситуации, когда этот запас растет после каждого операционного цикла. В таком случае затраты, понесенные на производственные запасы и запасы готовой продукции на складе накапливаются, предприятие несет дополнительные расходы и, при сохранении существующей тенденции, может стать банкротом.
Эта ситуация проиллюстрирована на рисунке 1.4. У этого предприятия не правильно организовано управление, запасы не нормируются и неправильно выбранная ценовая политика – все это приводит к увеличению безнадежной дебиторской задолженности и к «омертвлению» денежных средств в накопленных производственных запасах и запасах готовой продукции на складах предприятия.
На колбасной фабрике материально-производственные запасы существуют, но они не накапливаются из периода в период, а пускаются в производство и реализацию уже в следующий операционный цикл. Таким образом, главной проблемой на предприятии является то, что оно имеет очень длинный операционный цикл. Так как убрать непроизводственные издержки предприятие не может, то для ООО «Сладко» также как и для других предприятий Украины перейти к системе «точно в срок» не реально. Поэтому уменьшение цикла, а, следовательно, и ускорение оборачиваемости запасов готовой продукции можно добиться за счет управления дебиторской задолженностью за отгруженную продукцию, за счет оптимизации величины производимой серии и улучшения ритмичности поставок.
Как уже было рассмотрено выше, чтобы увеличить количество оборотов оборотных средств в год, составляющим которых являются запасы готовой продукции, необходимо уменьшить операционный цикл. Одним из методов достижения поставленной задачи является организация продаж готовой продукции. Она позволяет снизить период хранения запасов продукции на складе, так как стимулирует покупки. А это, в свою очередь, ведет к сокращению издержек, связанных со складированием, и одновременно к росту оборачиваемости запасов готовой продукции, что положительно сказывается на финансовом положении предприятия.
К организации продаж можно отнести следующие мероприятия:
ценовая политика предприятия,
сервисное обслуживание покупателей,
кредитную политику и др..
Ценовая политика является наиболее значительным и сложным мероприятием из перечисленного выше. Она подразумевает в себе совокупность мероприятий и стратегий, которые использует предприятие при установлении цен на реализуемую продукцию.
При установлении цены необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Насколько уникальным является товар? Достаточно ли отличается от других, чтобы была оправдана повышенная цена на него?
2. Как повлияют на эту цену каналы сбыта? Чем определяется обычная практика скидок для каждого уровня сбыта? Какова отраслевая практика установления цен, условий предоставления кредитов и скидок с объема продаж?
3. Как отреагируют конкуренты на эту цену? Что они предпримут: снизят цену; усовершенствуют свою продукцию или улучшат обслуживание?
4. Какие рыночные условия будут влиять на цену? Какую роль при этом будут играть инфляция, уровень безработицы и налоговая политика? Как будут влиять на цену технологические изменения, избыточные производственные мощности в данной отрасли и зарубежные поставщики?
После этого необходимо выбрать стратегию ценообразования, то есть конкретные действия на долгосрочную перспективу по планированию цен на продукцию. Она направлена на определение деятельности производственной и сбытовой систем предприятия с целью получения запланированной прибыли от реализации, а также обеспечения конкурентоспособности произведенной продукции и предоставленных услуг соответственно целям и задачам общей стратегии предприятия. Различают следующие виды ценовых стратегий:
стратегия проникновения состоит в установлении низких цен с целью продвижения товара на рынок с дальнейшим повышением цены;
стратегия высоких цен выбирается в том случае, когда рост цен не влияет на количество реализуемых товаров и отсутствует опасность конкуренции;
стратегия постепенного снижения цены – товар становится доступным все более широкому кругу покупателей и растет объем продаж;
стратегия максимальной цены (“снятия сливок”) возможна, например, при высоком уровне качества товара, для которого цена является признаком исключительности. Кроме того, стратегия максимальной цены может просуществовать долгое время при наличии защитных прав (патентов);
стратегия пронизывания – в данном случае стремятся получить доход, устанавливая низкую цену, но существенно, тем самым, расширяя объем сбыта.
Определив долгосрочную стратегию необходимо обратиться к определению цены, которое состоит из трех этапов:
1. определение базовой цены;
2. коррекция цены в соответствии с особенностями спроса на товар;
3. коррекция цены в соответствии с типом и уровнем конкуренции.
Обычно в литературе распространено три подхода к определению уровня цены:
издержки + прибыль (подсчитываются затраты на производство товара, устанавливается сумма прибыли (либо норма прибыли), и на основе этого устанавливается цена товара). Способ простой, но не учитывающий мнение покупателей и действия конкурентов;
ориентация на конкурентов (цена устанавливается на уровне цен конкурентов);
ориентация на ценность товара (цена устанавливается на основании мнения покупателей о том, сколько должен стоить данный товар и сколько они готовы за него заплатить).
Однако все эти подходы учитывают один, максимум два фактора из трех (базовая цена, спрос и конкуренция), тогда как в идеале следует учитывать все три фактора.
На ООО «Сладко» цены на продукцию устанавливают ежемесячно, рассчитывая ее на основе процента доходности (Приложение № ). Этот процент для каждого вида изделий свой. Но у предприятия не существует конкретной нормы прибыли, справедливая прибыль также не определяется. Можно сказать, что цены устанавливаются стихийно под влиянием спроса на продукцию на рынке и собственных затрат производства.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что правильно установленная цена на продукцию, может ускорить реализацию готовой продукции, а, следовательно, уменьшить операционный цикл и ускорить оборачиваемость запасов готовой продукции.
Цена продукции, определенная по вышеописанной схеме, не в полной мере соответствует рыночным тенденциям и настроению потребителей, а также воспринимаемой ценности продукции, и нуждается в адаптации. Существует несколько подходов к адаптации цены:
1. Ранжирование цен – установление различных цен на разные товары в ассортименте фирмы для привлечения и удержания различных групп покупателей.
Единый подход к установлению цены на весь товарный ассортимент. Например, фирма может выпускать различные виды тетрадей (для школьников, студентов, для офиса) и продавать их по различным ценам. Таким образом, она сможет удовлетворить потребности всех покупателей.
Единая шкала цен. Применяется, когда потребителю сложно оценить качество товара (например, одежда) либо качество товара для потребителя незначимо, значима цена. В этом случае товары объединяются в группы по уровню цены, например «группа товаров за 100 рублей», «группа товаров за 1000 рублей».
Принцип убыточного лидера. В данном случае один или несколько товаров предлагаются по очень низким ценам. С помощью этого приема покупатели привлекаются в магазин, где представлены и другие товары по обычным ценам. Таким образом, растет объем продаж всех товаров (например, магазин бытовой техники может предлагать определенную модель стиральной машины по очень низкой цене (информируя покупателей об этом с помощью рекламы) и привлекать за счет этого предложения большее число покупателей, которые приобретают также и другие товары).
2. Скидки – наиболее распространенный способ адаптации цены. Скидки могут назначаться:
за количество купленного товара (в том числе накопительные);
за постоянство покупок (приверженность данному продавцу или производителю);
сезонные скидки (для поддержания равномерного уровня продаж сезонных товаров);
за платеж наличными (либо по безналичному расчету);
за досрочную оплату счетов;
функциональные скидки (предоставляются торговым посредникам за помощь в продвижении товара).
3. Учет психологических аспектов цены. Данный метод основывается на предположении, что у покупателя есть т.н. «ценовые барьеры», т.е. перед покупкой какого-либо товара он определяет для себя приемлемый диапазон цен и затем выбирает товар уже внутри этого диапазона, ориентируясь на качество. Основные методы преодоления «ценовых барьеров»:
Психология препарирования цен – установление комплексной цены на набор. Из товара выделяется базовый элемент, на который назначается цена, приемлемая для покупателя, а дополнительные элементы продаются отдельно. Пример подобного подхода – продажа кухонного комбайна по низкой цене, и назначение несколько завышенных цен на насадки к этому комбайну. При таком подходе потребитель воспринимает цену базового элемента как цену всего товара, а остальные траты рассматриваются как необходимость. В качестве дополнительных элементов могут выступать не только дополнительные товары, но и услуги (например, доставка крупногабаритной бытовой техники).
Психология оптовых цен – представляет собой вариант скидки за количество на рынке конечного потребления. Данный прием дает возможность приобрести набор товаров дешевле, чем каждый товар в отдельности. Недостаток данного подхода в том, что у потребителей накапливаются запасы данного товара и снижается частота повторных покупок.
Адаптация цен имеет разовый либо краткосрочный характер, но в тоже время она значительно влияет на ускорение реализации продукции. Убедиться в этом можно с помощью рассмотрения примера предоставления скидок с продаж за досрочную оплату. Это повышает ликвидность продавца, так как уменьшает операционный цикл, а значит и увеличивает оборачиваемость, как готовой продукции, так и оборотного капитала в целом.
Известно, что практика предоставления скидок на ООО «Сладко» применяется редко и это является значительным упущением. Так, если бы фабрика предоставляла 2%-ную скидку за оплату счетов на 20 дней раньше срока, установленного контрактом, то она бы получила эффективную ставку 36% в год (360 дней / 20 дней * 2 %).
Сервисное обслуживание также может ускорить продажу запасов готовой продукции. Под ним понимается оказание бесплатных услуг, связанных с самой реализацией продукции. Примерами сервисного обслуживания на ООО «Сладко» является доставка продукции до места реализации, консультация по необходимому ассортименту. Характерной чертой сервисных услуг является то, что, воспользуется ли ими покупатель или отклонит их, все равно цена товара от этого не изменится. Однако, если покупатель должен дополнительно оплачивать доставку, платить проценты по кредиту или оплачивать консультации или инструктаж, то такие услуги к сервисному обслуживанию не причисляются. Этот фактор позволяет увеличить спрос на продукцию наделить ее конкурентными преимуществами перед другими предприятиями.