Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
изучить планирование аудита;
исследовать методику проведения аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда;
провести аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда на примере ООО «Ткачев»;
дать аудиторское заключение после проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда ООО «Ткачев».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы аудита 8
Понятие и основные задачи, решаемые в аудиторской
деятельности 8
Нормативно-законодательная база аудита расчетов с
подотчетными лицами 11
Глава 2. Планирование аудита 16
2.1. Получение информации о деятельности клиента 16
2.2. Обеспечение уровня существенности (материальности) 26
2.3. Аудиторский риск и его составляющие 35
2.4. Изучение системы бухгалтерского учета клиента 44
2.5. Изучение системы внутреннего контроля клиента 50
2.6. Аналитические процедуры 55
2.7. Аудиторская выборка 63
2.8. Типовые ошибки имеющие место при аудите учета расчетов с персоналом по оплате труда 71
2.9. Составление плана и программы проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда 73
Глава 3. Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по
оплате труда 79
3.1. Документация, на основании которой проводится аудит 79
3.2. Взаимосвязь документов и последовательность их заполнения 79
3.3. Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда 93
3.4. Практический аудит 96
Заключение 106
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Аудит расчетов с персоналом.doc

— 589.00 Кб (Скачать)

     Знания  о бизнесе клиента необходимы аудитору и на завершающей стадии аудиторской проверки, когда он должен проанализировать, каким образом  характер бизнеса клиента влияет на его финансовую отчетность и соответствует ли содержание финансовой отчетности клиента знаниям аудитора о данном бизнесе.

     Общеэкономическая информация позволяет оценить тенденции  развития проверяемой организации  и так называемые «критические области» аудита, то есть те показатели отчетности, которые подлежат более подробной проверке в связи, например, с произошедшими изменениями законодательства, резким изменением валютного курса и так далее.

     К общеэкономической информации, понимание  которой позволит более эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку, в частности относятся:

    • процентные ставки и доступность финансовых ресурсов;
    • инфляция, ревальвация валюты;
    • политика правительства:
    • денежно-кредитная;
    • фискальная;
    • общие тенденции экономической активности (например, спад, подъем);
    • наличие финансовых стимулов (например, программы государственной помощи и поддержки);
    • тарифы, торговые ограничения;
    • курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;
    • другая общеэкономическая информация.

     Эта информация полезна, в частности, при  планировании аудита, сравнительном анализе деятельности проверяемого субъекта за два или более отчетных периода и так далее. Например, замедление роста объемов выручки предприятия в условиях общего спада экономики, как правило, вполне объяснимо, а резкий рост выручки в тех же условиях должен вызвать вопросы у аудитора, требующие более тщательного анализа и проверки счетов продаж.

     Специфические аспекты различных отраслей экономики  находят отражение в бухгалтерской  отчетности. Поэтому иметь представление  об отрасли клиента аудитору важно, чтобы адекватно интерпретировать информацию, полученную в ходе аудита7.

     К отраслевой информации, которой необходимо владеть аудитору, относится, например, следующая:

    • конкурентная среда в отрасли, рыночные условия;
    • цикличность (сезонность) деятельности;
    • изменения в технологии производства;
    • коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов и т. п.);
    • спад или расширение деятельности в отрасли;
    • неблагоприятные условия в отрасли (например, снижение спроса, наличие неиспользуемых производственных мощностей, серьезная ценовая конкуренция);
    • основные экономические и статистические показатели;
    • специфические операции (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования и т. п.) и особенности бухгалтерского учета;
    • экологические требования и проблемы;
    • нормативно-правовая база;
    • наличие и стоимость источников энергии;
    • другие отраслевые данные.

     Ознакомиться  с отраслью клиента аудитор может  разными путями. К ним относятся  беседы с аудиторами, имеющими опыт проверки организаций той же отрасли, беседы с предыдущим аудитором и персоналом клиента, собственный опыт аудитора, накопленный в ходе предыдущих аудиторских проверок данного клиента и предприятий той же отрасли, специальная литература. Например, некоторые аудиторские фирмы постоянно подписываются на специальные журналы по тем отраслям, с которыми они имеют дело.

     Чтобы производить внутриотраслевые сравнения, необходимо также знание тех аспектов бизнеса клиента, которые отличают его от других фирм данной отрасли.

     При планировании и проведении аудита необходимо изучить следующие специфические  характеристики бизнеса клиента:

    • Управление и структура собственного капитала:
  • вид предприятия – частное, общественное, государственное, включая происходящие или запланированные изменения;
  • собственники и связанные стороны (местные, зарубежные, деловая репутация и опыт);
  • структура капитала, включая происходящие или запланированные изменения;
  • организационная структура;
  • задачи, философия, стратегические планы руководства;
  • приобретения, слияния, ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (происходящие или запланированные);
  • источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);
  • совет директоров:
  • состав;
  • деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, входящих в состав совета директоров;
  • независимость и контроль за деятельностью управляющих;
  • периодичность заседаний;
  • наличие аудиторского комитета и сфера его деятельности;
  • наличие политики корпоративного поведения;
  • замена профессиональных консультантов (например, юристов);
  • управляющие:
  • опыт и репутация;
  • текучесть кадров;
  • основной финансовый персонал и его статус в организации;
  • укомплектованность бухгалтерии кадрами;
  • планы стимулирования или премирования как часть вознаграждения (например, в зависимости от прибыли);
  • использование прогнозов и бюджетов;
  • давление на руководство (например, перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов);
  • управленческие информационные системы;
  • наличие подразделения внутреннего аудита и качество его работы;
  • отношение к внутреннему контролю.
    • Деятельность проверяемого субъекта – продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность:
  • характер производственной деятельности (например, производство, оптовая торговля, финансовые услуги, импорт/экспорт);
  • местонахождение производственных помещений, складов, офисов;
  • наемный персонал (например, по месту нахождения, предложение, уровень заработной платы, соглашения с профсоюзами, пенсионные обязательства, государственное регулирование);
  • продукция (работы, услуги) и рынки (например, основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, уровень спроса на продукцию, гарантии, пакет заказов, маркетинговая стратегия и задачи, производственные процессы);
  • важные поставщики товаров, работ, услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность поставок, импорт, способы поставок, например, поставки на условиях «точно в срок»);
  • товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество);
  • франшизы, лицензии, патенты;
  • важные категории расходов;
  • расходы на исследования и разработки;
  • активы, обязательства и операции в иностранной валюте – по типам валюты, хеджирование;
  • законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность субъекта;
  • действующие информационные системы, планируемые изменения;
  • структура задолженности, включая условия и ограничения.
    • Финансовая деятельность – факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности субъекта:
  • основные показатели и статистика;
  • тенденции.
    • Условия, в которых подготавливается отчетность:
  • внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
    • Законодательство:
  • среда регулирования и нормативные требования;
  • налогообложение;
  • показатели деятельности, раскрытие которых необходимо для данной отрасли;
  • требования к аудиторскому отчету;
  • пользователи финансовой отчетности.

     Информацию  о бизнесе клиента аудитор  получает и перед заключением  договора на аудит, и при планировании, и в процессе аудиторской проверки.

     До  заключения договора на проведение аудита аудитор должен получить предварительные  сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и характере деятельности будущего клиента с тем, чтобы  определить, можно ли обеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита.

     Предварительно  собранная информация о бизнесе  клиента может быть систематизирована  аудитором с помощью бланка рабочего документа «Лист предварительного планирования».

     Полученная  информация должна обрабатываться и  храниться аудитором с тем, чтобы быть доступной группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента, и руководству аудиторской фирмы, курирующему проведение аудиторской проверки и несущему ответственность за аудиторское заключение.

     В ходе аудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторы должны постоянно учитывать происходящие изменения в деятельности организации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента, ход аудиторской проверки и (или) аудиторское заключение.

     Эффективность работы предприятия можно определить путем анализа его финансово-экономического положения за ряд периодов хозяйственной  деятельности. Основа для подобного анализа – баланс и отчетность организации. В настоящее время есть несколько подходов для проведения такого анализа. Наиболее часто встречающийся подход опирается на вычисление относительных показателей (коэффициентов)8. 

     Табл. 1. Размеры и основные   экономические показатели  организации.

     Показатели  2005г. 2006г. 2007г.
1 Выручка от реализации продукции  руб. 2798901 3941911 2853940
2 Стоимость производственных основных средств,  руб. 401419 440550 304405
3 Стоимость оборотных  средств, руб. 95227 149683 158683
4 Среднесписочная численность работников, чел. 36 41 35
5 Фондовооруженность, руб 109978 107451 101451
6 Производительность  труда одного работника, руб. 76682 96144 93144
7 Фондоотдача, руб. 0,70 0,89 0,80
8 Оборачиваемость оборотных средств 2,94 2,63 2,11
9 Балансовая  прибыль, руб. 49141 23248 33248
10 Рентабельность  оборота, % 0,02 0,01 0,01
 

     На  основании данных таблицы 1 можно  определить эффективность использования ресурсов предприятия. Наблюдается тенденция снижения почти по всем показателям. Так за 2007 год выручка составляет 2853940 руб., что на 72,4% меньше аналогичного показателя за 2006 год (он составлял 3941911 руб.). Это произошло благодаря снижению производительности труда одного работника на 0,97 раза (за 2007 год производительность труда составила 93144 руб.1 раб.). Уменьшение производительности труда напрямую связано с уменьшением показателя относительной оснащенности предприятия основными средствами – фондовооруженностью.  За 2007 год фондовооруженность составила 101451 руб. (при среднесписочной численности 35 человек), а в 2006 году – 107451 руб. (при среднесписочной численности 41 человек).

     Нарушение хозяйственных связей, кризис неплатежей, снижение спроса вследствие низкой платежеспособности снижают оборачиваемость средств предприятия. Так в 2007 году 2,11 раза обернулись средства предприятия, вложенные в активы, по сравнению с 2005 годом оборачиваемость оборотных средств уменьшилась в 0,8 раз.

     На  сегодняшний день финансовое состояние  предприятия не благополучно, в этом можно убедиться, проанализировав  данные, приведенные в таблице 3.

     Сравним основные экономические показатели ООО «Ткачев» за три года. Данные из балансов за 2005, 2006, 2007 года (табл. 2): 

     Табл. 2. Экономические показатели ООО «Ткачев» за 2005, 2006, 2007 гг.

№ п\п      Показатели Строки  баланса 2003г.

тыс. руб.

2004г.  тыс. руб. 2005г.  тыс. руб.
1 Материальные  запасы 210 - 216 93 149 155
2 Денежные средства 260 51 73 48
3 Краткосрочные финансовые вложения 250 - - -
4 Дебиторская задолженность 230 + 240 121 117 191
5 Прочие активы 270 - - -
6 Краткосрочные обязательства 610+620+660 546 669 570
7 Собственный оборотный  капитал 3 разд.- 1 разд. -230 -296 -142
8 Оборотный капитал 2 разд. 316 373 428
9 Собственный капитал 3 разд. 171 144 162
10 Валюта баланса 300 (700) 717 813 732

Информация о работе Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда