Методика анализа состава, структуры, состояния, динамики основных производственных фондов организации и эффективности их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях предприятие поставлено в довольно серьезные рамки теперь для того, что бы быть успешной компанией не достаточно просто производить нужную продукцию или услуги. Рынок диктует свои условия и вынуждает компании работать не только на повышение качества продукции, но и за повышения статуса компании. Ключевую роль в данном вопросе играет валовая прибыль, которая обеспечивает финансовую устойчивость, статус и дает возможность предприятию развиваться в дальнейшем.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 5
1.1 Характеристика прибыли предприятия 5
1.2 Задачи экономического анализа прибыли предприятия 8
1.3 Факторы анализа прибыли 10
1.4 Методика анализа валовой прибыли 12
1.5 Пути повышения прибыли 0
II. Практическая часть 16
2.1 Описание компании 16
2.2. Анализ состава, структуры и динамики активов организации 17
2.3. Анализ состава, структуры и динамики источников
формирования активов организации 22
2.4. Расчет величины собственного капитала организации
в обороте (два способа расчета) 26
2.5. Расчет и оценка коэффициентов финансовой
независимости организации 27
2.6. Группировка активов организации по уровню ликвидности.
Расчет и оценка коэффициентов платежеспособности
(ликвидности) организации 30
2.7. Расчет и оценка стоимости чистых активов организации 33
2.8. Расчет и оценка динамики показателей оборачиваемости
оборотных активов и запасов организации дебиторской и
кредиторской задолженности организации 36
2.9. Анализ структуры баланса и реальных возможностей восстановления (утраты) платежеспособности 37
2.10. Обобщающая оценка финансового состояния организации 37
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

курсовик по эк анализу .doc

— 629.00 Кб (Скачать)

Все вышеперечисленные задачи очень  тесно взаимосвязаны между собой хотя некоторые  из них имеют разнонаправленный характер, а следовательно в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.

 

 

 

1.3 Факторы влияющие на формирование  прибыли

Основным источником прибыли является основная деятельность предприятия, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

На объем прибыли могут воздействовать как внешние факторы так и  внутренние.

К внешним факторам можно отнести:

  • Природно-климатические условия, транспортные и другие факторы вызывающие дополнительные затраты у одних и дополнительную прибыль у других.
  • Влияние государственного аппарата (изменение нормативно-законодательных актов, норм амортизации и т.д.)
  • Изменение  конъюнктуры рынка.

В целом предприятие не может  влиять на данные факторы и как следствие должно адаптироваться к возможным изменениям.

К внутренним факторам можно отнести:

  • Факторы влияющие на дисциплину организации (минимизация простоев, не выходов и т.д.)
  • Учетная политика организации. (прописывается в Уставе организации в момент ее создания)
  • Изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
  • Изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;
  • Изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели: - показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий); - показатели, связанные с улучшением организации труда . Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
  • Изменение остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении  из расчета упущенной будущей прибыли.  В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении. Изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.

  • К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
  • К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий). Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия.  Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен и т.д.

 

1.4 Методика анализа валовой  прибыли

Для возможности управления прибылью разработан ряд специальных системами методов анализа, позволяющие получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике.

В практике управления прибылью в  зависимости от используемых методов  различают следующие основные системы  проведения анализа на предприятии 

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • сравнительный анализ;
  • анализ рисков;
  • анализ коэффициентов;
  • интегральный анализ;
  • факторный анализ.

I. Горизонтальный анализ прибыли основывается на изучении динамики отдельных ее показателей с течением времени, как например рассчитываются темпы изменения отдельных видов прибыли и тенденции в ее изменении. Наибольшее распространение, по мнению  Ковалева А.И., получили следующие виды горизонтального анализа:

1. Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года. Этот вид анализа применяется на предприятиях с сезонными особенностями хозяйственной деятельности.

2. Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденций изменения отдельных изучаемых показателей прибыли в динамике. Результаты такого анализа показателей прибыли обычно оформляются графически. Все виды горизонтального (трендового) анализа прибыли, дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей. Результаты такого исследования позволяют построить соответствующие факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных показателей прибыли.

II. Вертикальный анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использован и я. В процессе его применения рассчитываются удельные веса структурных составляющих объединенного показателя прибыли. На практике широкое распространение получили следующие типы :

1. Анализ прибыли, сформированной по отдельным сферам деятельности. Рассматриваются все сферы деятельности компании (рассчитываются удельные веса и абсолютные показатели).

2. Анализ прибыли по отдельным видам продукции. Степень агрегирования видов продукции, для осуществления данного анализа, определяется самим предприятием.

3. Анализ активов. Определяется соотношение оборотных и внеоборотных активов, а так же их состав. При наличии инвестиций осуществляется так же изучение состава инвестиционного портфеля. Данный анализ помогает оценить ресурсный потенциал генерирования прибыли организацией.

4. Анализ капитала. На данном этапе определяется удельные веса собственного и заемного капитала , состав заемного капитала по типам (краткосрочный, долгосрочный) , по видам (банковский, финансовый, товарный, коммерческий кредит  и т.д.). Результаты этого этапа используются для оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала и других показателей, оказывающих влияние на формирование прибыли предприятия.

5. Анализ распределения или использования полученной прибыли.

III. Сравнительный анализ прибыли основывается на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. Более широкое распространение получили следующие типы сравнительного анализа:

1. Анализ показателей уровня прибыли данного предприятия со среднеотраслевыми показателями. Данный вид анализа проводится предприятием с целью оценки своей конкурентной позиции и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности (объект изучения операционная прибыль).

2. Анализ показателей прибыли предприятия и конкурентов. Целью такого анализа является определение конкурентной позиции предприятия относительно прямых конкурентов и разработка мероприятий по ее повышению.

3. Анализ показателей по периодам(отчетных, плановых). Данный тип  анализа используется для контроля за формированием и использованием прибыли и как следствие ,внесения необходимых корректив.

IV. Анализ уровня рисков. Данный тип анализа необходим ввиду того, что при определении прибыльности деятельности(финансовой, инвестиционной) необходимо так же учитывать возможные потери связанные с данной деятельностью. При осуществлении данного анализа необходимо произвести:

1.Анализ вероятности возникновения риска . Данный анализ основывается на экономико-статистических, расчетно-аналитических методах исследования. Выбор конкретного метода напрямую зависит от поставленных при проведении анализа задач. Так например среднеквадратическое отклонение показывает оценку вероятности возникновения отдельных рисков; бета-коэффициент в свою очередь позволяет оценить вероятность возникновения риска конкретной операции по сравнению со среднем уровнем по данному типу операций.

2. Анализ размера возможных  финансовых потерь.  Можно выделить 

  • Безрисковые операции
  • Операции с допустимым уровнем финансовых потерь
  • Операции с критическим уровнем финансовых потерь
  • Операции с катастрофическим уровнем финансовых потерь

V. Анализ коэффициентов  в процессе осуществления данного типа анализа осуществляется расчет ряда коэффициентов, характеризующих отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия, такие как : 

  • Коэффициенты рентабельности, определяющие эффективность формирования прибыли предприятия. Расчет данного коэффициента производят по каждому типу деятельности отдельно.
  • Коэффициент платежеспособности;
  • Коэффициент финансовой устойчивости

VI. Интегральный анализ дает возможность получить обобщенную характеристику прибыли  и условий её формирования.

VII. Факторный анализ – дает возможность определить влияние каждого отдельного фактора на конечный результат прибыли. Факторный анализ может быть:

  • Прямой –результативный показатель делят на составные части;
  • Обратный–отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Валовую прибыль можно представить  в виде произведения среднегодовой

суммы капитала, коэффициента его  оборачиваемости и рентабельности оборота:

 

Приб = KL * Kоб * Rоб 1

 

Предложенную модель трехфакторную модель, можно использовать для анализа показателей, повлиявших на изменение валовой прибыли. Для изучения степени воздействия каждого из факторов может быть применена любая из методик , например :   цепной подстановки, индексный или любой другой.

___________________________________________________________________________

1 Экономический анализ. Учебник Г.В. Савицкая 2003 640 с. М.: Новое знание

Так же может быть использована модель основанная на суммировании прибылей по результатам хозяйственной деятельности предприятия.

 

РБ = ± РР ± РПР ±  РВН 2

 

РБ - балансовая прибыль или убыток;

РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг);

РПР - результат от прочей реализации;

РВН - результат (доходы и расходы) от внереализационных операций.

Данная модель отражает удельный вес  результатов по каждой области деятельности, что может быть полезным, при проведения анализа по данной модели можно корректировать область деятельности предприятия.

  Для эффективности управления необходимо определить какая именно форма анализа наиболее объективно отражает возникшую проблему, для более детального её исследования. Конечно, наиболее подробная картина может быть представлена только после осуществления всех выше перечисленных форм анализа, однако это возможно не всегда, так как для осуществления такого подробного анализа требуется очень много времени и средств. На выбор оптимального анализа может повлиять множество факторов, например: отрасль в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности, объем товарооборота и его скорость и т.д.. Поэтому необходимо грамотно оценивать складывающуюся ситуацию в компании и выбирать ту форму анализа, которая сможет дать наиболее полную информацию для разработки мер по управлению прибылью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________

2 Теория экономического анализа. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. — 536 с. Пятое издание

 

1.5 Пути повышения валовой прибыли

Для того что бы постоянно увеличивать  объем поступающей прибыли необходимо проводить мониторинг резервов увеличения прибыли. Непосредственно сами резервы  можно изыскивать на всех стадиях  производственного и финансового цикла.

Информация о работе Методика анализа состава, структуры, состояния, динамики основных производственных фондов организации и эффективности их использования