Курс лекций по "Теория и практика финансового оздоровления предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:38, курс лекций

Описание работы

1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии.
2. Классификация кризисов, основные факторы и причины кризисов.
4.Государственное антикризисное регулирование, задачи и инструменты
...
25. Структура и содержание плана финансового оздоровления

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

2)Коэф-т обеспеченности запасов собст. оборотными сред-ми. Харак-т долю финанс-я запасов организации за счет собст. средств. Нормальным значением этого коэф-та является 0,5.

3)Коэф-т покрытия запасов нормальными источниками. Под "нормальными" источниками понимаются собственные средства, кредиторская задолженность, обоснованные банковские ссуды.

4)Коэф-т маневренности собств. средств.Показ-т,какая часть собст. средств направ-ся на финан-е оборотных сред-в, (оптимальное его значение 0,5, а рекомендуемое 0,1-0,3, зависит от вида деятельности. Если значение коэффициента <0,1 или отрицателю, то пр-ие финансово неустойчивое).

5)Коэффициент финансовой устойчивости. Характеризует долю долгосрочных, "надежных" источников средств финансирования в валюте баланса(должен быть равен 0,5).

6)Индекс постоянного актива. Характ-т, за счет каких источников фин. внеоборотные активы.Если коэф-т >1, то внеоборотные активы частично финан-ся за счет заемных средств, а оборотные активы - только за счет заемных средств, что очень рискованно. Если коэф-т < 1, то все внеоборотные активы и часть оборотных активов финан-ся за счет собственных средств.

    3.Кредитоспособности предприятия.

1)коэффициент соотношения заемных и собственных средств(оптимальное соотношение 1:1)

2)доля долгосрочных кредитов в общей задолженности,

3)доля краткосрочных обязательств перед банками ( в задолженности в источниках имущества),

4)доля кредиторской задолженности в общей задолженности (в источниках имущества).

  1. Прогнозирование возможности банкротства

Для прогнозирования  возможности банкротства ранней диагностики ухудшения фин. положения целесообразно использовать более тонкие модели, учитывающее большее число параметров. Известные методы делятся на:

- субъективные или А-методы (основаны на экспертной, часто банальной оценке, принимается в расчет и деловая репутация фирмы, и конкурентоспособность, и личность руководителя и т.п.)

-объективные или  z-методы (основаны на расчете определенных отношений м/д отдельными статьями финансовой отчетности и их линейных комбинаций.

Каждый коэф-т  рассматривается с определенным весом, выведенным эмпирическим путем на основе обследования большой группы пр-ий).

В качестве Z метода в Англии с конца 1970 годов используется модель Таффлера.

В США с 1960 г.  используются методы Альтмана. Наиболее распрост-й является 5 факторная  модель Альтмана:

Z=3,3k1+k2+0,6k3+1,4k4+1,2k5, где

К1-рентабельность активов, рассчитанная по прибыли до налогообложения

К2  - оборачиваемость  активов

К3 – отношение  СК к обязательствам

К4 – отношение  реинвестируемой прибыли к активам

К5 – доля собственных  обор. Ср-в в активах.

Считается, что если z<1.8 – вероятность банкротства высока;

z>3 – вероятность банкротства мала;

z>2,675 – положение фирмы устойчиво, но банкротство возможно в ближайшие 2-3 года.  
 

СОКРАТЬ КОЭФ-ТЫ В ОБЩЕМ!

15.Оценка  качества управления  финансовыми потоками.

Косвенным индикатором финансового благополучия фирмы является ее анализ деловой активности и качества управления.  В самых общих чертах такой анализ предполагает как качес-ю оценку (репутации фирмы,ее руководства, конкур-сти, потребителей), так и колич-ю оценку, вкл-ю расчет абсолютных и относительных показателей.

    К абсолютным показателям деловой активности относится: объем реализации, величина активов фирмы, ее убытки, продолжительность; производственно-коммерческого цикла и т. д.

      При анализе абсолютных показателей обычно проверяется выполнение "золотого правила экономики": темпы роста прибыли должны превышать темпы роста выручки от реализации, кот, в свою очередь, должны превышать темпы роста активов. Любое продолжительное отклонение от этого правила свид-т о фин. неблагополучии.

    Относительные показатели можно представить в виде 2 подгрупп коэф-в:1)темпов роста основных показателей деят-ти предпр.2)коэф-ты оборачиваемости.

    Методы  расчета и интерпретация  первой подгруппы  коэф-в, как правило, очевидны: чем выше темпы роста выручки от продаж, прибыли, реализации продукции в натурально-вещественном измерении, тем выше деловая активность фирмы, и наоборот. Однако слишком агрессивная политика расширения деятельности может привести в ближайшем будущем к нехватке денежных средств, срыву поставок и в конечном счете к банкротству.

Показатели  анализа влияния деловой активности на финансовое состояние предприятия:

1.Обшая фондоотдача или коэф-т оборач-ти совокупных активов.Показывает выход продукции на единицу имущества.

2.Коэф-т оборач-ти внеобор-х (иммобилизованных) активов. Характеризует, насколько эффективно фирма использует свое оборудование.

3. Коэф-т оборач-ти оборотных активов — один из важнейших оказателей эффек-ти работы предпр-. Характ-т количество оборотов всех оборотных средств.

4. Оборачиваемость запасов (а)по сырью и материалам б)незаверш. производств. в)готовой продукц.).

5. Коэф-т оборач-ти ДЗ. Харак-ет эффек-ть кредит. политики предпр. по отношению к своим клиентам.

6. Коэф-т оборач-ти свободных денежных средств.

7. Коэфт оборачти собств. капитала. Показывает выход продукций на единицу собственного капитала.

    Для анализа деловой активности и эффективности по; коэффициентам необходимо по возможности приведение данных отчетности в сопоставимый вид. Выводы по этим коэф-м надо делать с большой осторожностью.

Анализ  рентабельности и  рыночной позиции  предприятия (прибыльность, доходность).

1.Рент-ть продаж. Показывает прибыль на одну денежную единицу продаж.

2.Рент-ть активов (общая рентабельность капитала, основной коэф-т доходности активов). Показывает способность активов генерировать доходы.

3.Рент-ть собств-го капитала(финансовая рент-ть).Показывает доходность вложений собствен-в предпр.

4. Рент-ть инвестиций,при реализации инвестиционных проектов.

5. Прибыльность отдельных видов продукции.

6. Рент-ть постоянных издержек (выявляет резервы снижения).

    Важнейший элемент анализа рентабельности активов - рассмотрение факторной модели формулы Дюпон.Схематично рент-ть активов можно представить след. образом:

    Прибыль / Актив = Прибыль / Выручка от продажи * Выручка от продажи / Актив

Данная  модель показывает зависимость доходности активов от рентабельности продаж и оборачиваемости активов,позволяет выбрать политику управления доходностью активов либо за счет повышения рентабельности продаж , либо за счет увеличения ресурсоотдачи.

Индикаторы  рыночной позиции позволяют прежде всего оценить положение открытых акционерных обществ, чьи акции котируются на рынке.

    Анализ  движения денежных средств - дает важную информацию о реальных возможностях фирмы, ее способности создавать ДС, потребностях фирмы в ДС, а также позволяет контролировать текущую платежеспособность, влиять на величину и регулярность потоков денежных средств.

    Таким образом, изложенные подходы к фин. диагностике предпр. позволяют сделать вывод, что анализ закл-ся не в механическом сравнении полученных данных с нормативами, а в комплексном всестороннем рассмотрении и интерпретации показателей в контексте конкретной ситуации. 

16.Использование  рейтинговых оценок при сопоставлении финансового положения различных фирм.

Алгоритм  построения рейтинга фин. состояния предпр. имеет следующий вид:

•отбирается группа однотипных предпр. и формируется группа показ-й,по кот. они будут сравниваться.Показатели д/быть однонаправлены,т.е. их рост должен харак-ть улучшение или ухудшение фин. состояния;

• исходные данные представляются в виде матрицы, где в левом столбце перечислены отобранные показатели, в верхней строке - названия предприятий. Ячейки матрицы (aij) представляют собой значения показателей сравниваемых предприятий;

•по каждом пок-лю находится лучшее знач-е и заносится в столб. эталонного предпр•исходные показатели матрицы стандартизируются относительно эталонного предприятия по формуле

    

Для каждого  анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле

    

Предпр. упорядочиваются в порядке убывания рейтинговой оценки, т.е. наивысший рейтинг имеют предприятия с наименьшим Rj.

В некот-х случаях пытаются использовать"облегченный"метод рейтинговой оценки - без стандартизации, с использованием формулы

    

    В соотв. с данной формулой лучший рейтинг должно иметь предпр., у кот. R выше. Однако данный вариант может привести к ошибочным выводам по известным из статистики причинам (большую роль играют абсол-е пок-ли,а не их отклон-я от эталона, некорректно учитываются показатели со знаком "минус").

Иногда  в рейтин. оценках испол-я весовые коэф-ты для выбранных показ-й и формула приоб-т вид:

    

    Однако  это излишнее усложнение, но не улучшающее качество анализа.

    1. Содержание планирования деятельности предприятия в кризисной и предкризисной ситуации

Роль, содержание и методы планирования в значительной степени зависят от целей, стоящих перед предприятием, и конкретной ситуации.

    Несмотря  на различия в целях планирования в рассмотренных случаях, задачи планирования могут быть сформулированы в общем виде с последующим уточнением для конкретной ситуации:

• формирование количественных ориентиров, в соответствии с которыми фирма будет действовать;

• определение  временной структуры и объема финансовых потребностей фирмы;

• определение  жизнеспособности фирмы в условиях конкуренции;

• координация  различных видов деятельности внутри фирмы;

• контроль текущей деятельности, выявление  причин отклонений;

• оценка деятельности центров ответственности.

    Особенностью  планирования в рыночных условиях является его прогнозный, индикативный, нежесткий характер.

    Различают финансовое прогнозирование и планирование. Наиболее часто в российской практике встречается разделение планирования и прогнозирования:

а) по временному признаку: короткий период – план; длительный период – прогноз;

б)по методам проведения: короткий период – бюджет, смета; длительный период – тренды, вероятностные методы.

    При прогнозировании оцениваются возможные  будущие фин. последствия принимаемых решений, а при планировании фиксируются показатели, к кот. фирма стремиться.

    Самым детализированным уровнем планирования, инструментом оперативного управления является бюджетирование.

    Бюджетное планирование предполагает разработку основного бюджета, в результате чего появляется план получения прибыли, и нескольких фин. бюджетов:1)бюджета денежных поступлений и выплат.2)бюджета источников и использования средств, планового баланса активов и пассивов.

Информация о работе Курс лекций по "Теория и практика финансового оздоровления предприятия"