Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:38, курс лекций
1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии.
2. Классификация кризисов, основные факторы и причины кризисов.
4.Государственное антикризисное регулирование, задачи и инструменты
...
25. Структура и содержание плана финансового оздоровления
2)Коэф-т обеспеченности запасов собст. оборотными сред-ми. Харак-т долю финанс-я запасов организации за счет собст. средств. Нормальным значением этого коэф-та является 0,5.
3)Коэф-т покрытия запасов нормальными источниками. Под "нормальными" источниками понимаются собственные средства, кредиторская задолженность, обоснованные банковские ссуды.
4)Коэф-т маневренности собств. средств.Показ-т,какая часть собст. средств направ-ся на финан-е оборотных сред-в, (оптимальное его значение 0,5, а рекомендуемое 0,1-0,3, зависит от вида деятельности. Если значение коэффициента <0,1 или отрицателю, то пр-ие финансово неустойчивое).
5)Коэффициент финансовой устойчивости. Характеризует долю долгосрочных, "надежных" источников средств финансирования в валюте баланса(должен быть равен 0,5).
6)Индекс постоянного актива. Характ-т, за счет каких источников фин. внеоборотные активы.Если коэф-т >1, то внеоборотные активы частично финан-ся за счет заемных средств, а оборотные активы - только за счет заемных средств, что очень рискованно. Если коэф-т < 1, то все внеоборотные активы и часть оборотных активов финан-ся за счет собственных средств.
3.Кредитоспособности предприятия.
1)коэффициент соотношения заемных и собственных средств(оптимальное соотношение 1:1)
2)доля долгосрочных кредитов в общей задолженности,
3)доля краткосрочных обязательств перед банками ( в задолженности в источниках имущества),
4)доля кредиторской задолженности в общей задолженности (в источниках имущества).
Для прогнозирования возможности банкротства ранней диагностики ухудшения фин. положения целесообразно использовать более тонкие модели, учитывающее большее число параметров. Известные методы делятся на:
- субъективные или А-методы (основаны на экспертной, часто банальной оценке, принимается в расчет и деловая репутация фирмы, и конкурентоспособность, и личность руководителя и т.п.)
-объективные или z-методы (основаны на расчете определенных отношений м/д отдельными статьями финансовой отчетности и их линейных комбинаций.
Каждый коэф-т рассматривается с определенным весом, выведенным эмпирическим путем на основе обследования большой группы пр-ий).
В качестве Z метода в Англии с конца 1970 годов используется модель Таффлера.
В США с 1960 г. используются методы Альтмана. Наиболее распрост-й является 5 факторная модель Альтмана:
Z=3,3k1+k2+0,6k3+1,4k4+1,2k5, где
К1-рентабельность активов, рассчитанная по прибыли до налогообложения
К2 - оборачиваемость активов
К3 – отношение СК к обязательствам
К4 – отношение
реинвестируемой прибыли к
К5 – доля собственных обор. Ср-в в активах.
Считается, что если z<1.8 – вероятность банкротства высока;
z>3 – вероятность банкротства мала;
z>2,675 – положение
фирмы устойчиво, но банкротство возможно
в ближайшие 2-3 года.
СОКРАТЬ КОЭФ-ТЫ В ОБЩЕМ!
15.Оценка качества управления финансовыми потоками.
Косвенным индикатором финансового благополучия фирмы является ее анализ деловой активности и качества управления. В самых общих чертах такой анализ предполагает как качес-ю оценку (репутации фирмы,ее руководства, конкур-сти, потребителей), так и колич-ю оценку, вкл-ю расчет абсолютных и относительных показателей.
К абсолютным показателям деловой активности относится: объем реализации, величина активов фирмы, ее убытки, продолжительность; производственно-коммерческого цикла и т. д.
При анализе абсолютных
Относительные показатели можно представить в виде 2 подгрупп коэф-в:1)темпов роста основных показателей деят-ти предпр.2)коэф-ты оборачиваемости.
Методы расчета и интерпретация первой подгруппы коэф-в, как правило, очевидны: чем выше темпы роста выручки от продаж, прибыли, реализации продукции в натурально-вещественном измерении, тем выше деловая активность фирмы, и наоборот. Однако слишком агрессивная политика расширения деятельности может привести в ближайшем будущем к нехватке денежных средств, срыву поставок и в конечном счете к банкротству.
Показатели анализа влияния деловой активности на финансовое состояние предприятия:
1.Обшая фондоотдача или коэф-т оборач-ти совокупных активов.Показывает выход продукции на единицу имущества.
2.Коэф-т оборач-ти внеобор-х (иммобилизованных) активов. Характеризует, насколько эффективно фирма использует свое оборудование.
3. Коэф-т оборач-ти оборотных активов — один из важнейших оказателей эффек-ти работы предпр-. Характ-т количество оборотов всех оборотных средств.
4. Оборачиваемость запасов (а)по сырью и материалам б)незаверш. производств. в)готовой продукц.).
5. Коэф-т оборач-ти ДЗ. Харак-ет эффек-ть кредит. политики предпр. по отношению к своим клиентам.
6. Коэф-т оборач-ти свободных денежных средств.
7. Коэфт оборачти собств. капитала. Показывает выход продукций на единицу собственного капитала.
Для анализа деловой активности и эффективности по; коэффициентам необходимо по возможности приведение данных отчетности в сопоставимый вид. Выводы по этим коэф-м надо делать с большой осторожностью.
Анализ рентабельности и рыночной позиции предприятия (прибыльность, доходность).
1.Рент-ть продаж. Показывает прибыль на одну денежную единицу продаж.
2.Рент-ть активов (общая рентабельность капитала, основной коэф-т доходности активов). Показывает способность активов генерировать доходы.
3.Рент-ть собств-го капитала(финансовая рент-ть).Показывает доходность вложений собствен-в предпр.
4. Рент-ть инвестиций,при реализации инвестиционных проектов.
5. Прибыльность отдельных видов продукции.
6. Рент-ть постоянных издержек (выявляет резервы снижения).
Важнейший элемент анализа рентабельности активов - рассмотрение факторной модели формулы Дюпон.Схематично рент-ть активов можно представить след. образом:
Прибыль / Актив = Прибыль / Выручка от продажи * Выручка от продажи / Актив
Данная модель показывает зависимость доходности активов от рентабельности продаж и оборачиваемости активов,позволяет выбрать политику управления доходностью активов либо за счет повышения рентабельности продаж , либо за счет увеличения ресурсоотдачи.
Индикаторы рыночной позиции позволяют прежде всего оценить положение открытых акционерных обществ, чьи акции котируются на рынке.
Анализ движения денежных средств - дает важную информацию о реальных возможностях фирмы, ее способности создавать ДС, потребностях фирмы в ДС, а также позволяет контролировать текущую платежеспособность, влиять на величину и регулярность потоков денежных средств.
Таким
образом, изложенные подходы к фин.
диагностике предпр. позволяют сделать
вывод, что анализ закл-ся не в механическом
сравнении полученных данных с нормативами,
а в комплексном всестороннем рассмотрении
и интерпретации показателей в контексте
конкретной ситуации.
16.Использование рейтинговых оценок при сопоставлении финансового положения различных фирм.
Алгоритм построения рейтинга фин. состояния предпр. имеет следующий вид:
•отбирается группа однотипных предпр. и формируется группа показ-й,по кот. они будут сравниваться.Показатели д/быть однонаправлены,т.е. их рост должен харак-ть улучшение или ухудшение фин. состояния;
• исходные данные представляются в виде матрицы, где в левом столбце перечислены отобранные показатели, в верхней строке - названия предприятий. Ячейки матрицы (aij) представляют собой значения показателей сравниваемых предприятий;
•по каждом пок-лю находится лучшее знач-е и заносится в столб. эталонного предпр•исходные показатели матрицы стандартизируются относительно эталонного предприятия по формуле
Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле
Предпр. упорядочиваются в порядке убывания рейтинговой оценки, т.е. наивысший рейтинг имеют предприятия с наименьшим Rj.
В некот-х случаях пытаются использовать"облегченный"метод рейтинговой оценки - без стандартизации, с использованием формулы
В соотв. с данной формулой лучший рейтинг должно иметь предпр., у кот. R выше. Однако данный вариант может привести к ошибочным выводам по известным из статистики причинам (большую роль играют абсол-е пок-ли,а не их отклон-я от эталона, некорректно учитываются показатели со знаком "минус").
Иногда в рейтин. оценках испол-я весовые коэф-ты для выбранных показ-й и формула приоб-т вид:
Однако это излишнее усложнение, но не улучшающее качество анализа.
Роль, содержание и методы планирования в значительной степени зависят от целей, стоящих перед предприятием, и конкретной ситуации.
Несмотря на различия в целях планирования в рассмотренных случаях, задачи планирования могут быть сформулированы в общем виде с последующим уточнением для конкретной ситуации:
• формирование количественных ориентиров, в соответствии с которыми фирма будет действовать;
• определение временной структуры и объема финансовых потребностей фирмы;
• определение жизнеспособности фирмы в условиях конкуренции;
• координация различных видов деятельности внутри фирмы;
• контроль текущей деятельности, выявление причин отклонений;
• оценка деятельности центров ответственности.
Особенностью планирования в рыночных условиях является его прогнозный, индикативный, нежесткий характер.
Различают
финансовое прогнозирование и
а) по временному признаку: короткий период – план; длительный период – прогноз;
б)по методам проведения: короткий период – бюджет, смета; длительный период – тренды, вероятностные методы.
При
прогнозировании оцениваются
Самым детализированным уровнем планирования, инструментом оперативного управления является бюджетирование.
Бюджетное планирование предполагает разработку основного бюджета, в результате чего появляется план получения прибыли, и нескольких фин. бюджетов:1)бюджета денежных поступлений и выплат.2)бюджета источников и использования средств, планового баланса активов и пассивов.
Информация о работе Курс лекций по "Теория и практика финансового оздоровления предприятия"