Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:38, курс лекций
1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии.
2. Классификация кризисов, основные факторы и причины кризисов.
4.Государственное антикризисное регулирование, задачи и инструменты
...
25. Структура и содержание плана финансового оздоровления
Неплатежеспособность – неспособность хоз.субъекта производить платежи по своим срочным обязательствам.
В определении стадий неплатежеспособности информационной базы является квартальная и годовая бухгалтерская отчётность, собранная за несколько лет. На её основе рассматриваются показатели финансово-экономического состояния предприятия. Сравнение этих показателей с нормативными значениями из данных аналогичных предприятий отрасли позволяет провести качественную оценку предприятия и установить стадию его финансового кризиса.
Различают 3 осн.стадии неплатежеспособности пред.
Скрытая непл-ть хар-ся снижением ст-ти пред. C эконом. точки зрения это проявля-ся в ухудшении сбыта продукции, затоваривании, менее эффект-м использованием произ-х мощностей, ухудшение положения пред. на рынке. С фин. точки зрения она выражается в снижении показателей деловой активности, ухудшении коэффициента оборачиваемости обор. и собств. капитала и показателей рентабельности. Эта стадия не затрагивает показатели ликвидности и финн.устойчивости. Скрытая стадия неплатежеспособности отражает такое состояние предприятия, когда оно еще может само справиться с неплатежеспособностью путем изменения цен продук.,маркетинговой политики, контроля над производственными затратами и т.д.
Фин.неустойчивость хар-ся отсутствием у предприятия возможностей справиться своими силами с предполагаемой неплатежеспособностью. Требуются доп. инвестиционные вложения извне, т.к. само не может распродать часть своего имущества. Начинаются проблемы с наличностью. Резкое изменение структуры баланса и отчета о финн.результатах( уменьшение ден.средств на счетах, увеличение заемных средств, уменьшение собствен.оборотных средств, увеличение дебит.задолженности).
Данная стадия неплатежеспособности характеризуется резким ухудшением показателей финн. устойчивости имеющих тенденцию к снижению с одновременным ухудшением показателей деловой активности и рентабельности пред. Эта стадия делится: кратковременная (за счет прибыли), временная( за счет возврата ДЗ), долговременная.
Явное банкротство – пред. не может своевременно оплачивать свои долги, банкротство становится юридически очевидным, Проявляется оно в несопоставимости ден.потоков, ухудшении пок-лей фин.устойчивости, рентабельности, дел.активности, ликвидности предпр. Они выходят за рамки допустимых значений. Пред. попадает в поле деятельности антикризисных управляющих, которые либо ликвидируют его, применяют конкурсное производство, либо пытаются восстановить.
Проблемы их нет
Экономический кризис – опасное несоответствие (дизбаланса) экономических отношений между внутренней и внешней средой, обусловленные различными факторами: производственные, управленческие, правовые, политические, природные.
Экономический кризис характеризуется глубоким расстройством финансов предприятия. (#кризис как одна из фаз цикла производства, в результате либо перепроизводства товара, либо др.причин).
С т.зр.динамики, ЭК – это процесс несоответствия экономических отношений между внутренней и внеш.. средой предприятия, может быть активным и пассивным.
С т.зр.статики, ЭК – состояние, которое можно оценить количественно, внешнее проявление кризисного состояния предприятия является его неплатежеспособность.
Механизм
возникновения ЭК на предприятии
можно представить следующим
образом: внешние и внутренние негативные
обстоятельства в совокупности дают
толчок к началу кризиса. Постепенно
эти слабые сигналы усиливаются
и по мере приближения к кризису
становятся очевидными для большинства
участников предприятия. В результате
негативного влияния обстоятельств, причин
кризиса снижается конкурентоспособность
продукции, падает спрос на неё, нарушается
сбыт и снабжение, растут издержки производства
и обращения, происходи спад производства,
снижается выручка от реализации и прибыль,
в результате образуется хроническая
нехватка основных средств.
По критерию характера процесса(глубины), кризис подразделяется:
Динамика развития ЭК, как правило, зависит от следующих факторов: от стадий жизненного цикла предприятия, от качества менеджмента, управления, от уровня инновационного потенциала предприятия, от конкурентной позиции предприятия на рынке, от экономической ситуации в отрасли, от уровня экономической и политической стабильности общества.
основные факторы и причины она даст , НА ПОЧТУ
4.Государственное антикризисное регулирование, задачи и инструменты.
Цель антикризисного государственного регулирования в целом это выявление и помощь тем предп, которые можно вылечить, и эффективное проведение банкротства тех, кого вылечить невозможно.
Особенности государственного регулирования определяются:
1) общей для всех развитых стран долгосрочной тенденцией (45-50 лет) развития повыш-й или пониж-й стадии циклов развития Кондратьева;
2)господствующим общественно-экономическим укладом и национальными традициями;
3)степенью охвата кризисом предприятий по регионам и отраслям страны;
4) стадией (степенью глубины) кризиса;
5)политической ситуацией;
6)уровнем глобализации и степенью международного разделения труда;
7) уровнем концентрации и централизации капитала;
8)бюджетными возможностями государства;
9)кредитными возможностями финансово-банковской системы.
Традиционно меры государственного регулирования подразделяются:
Административные:1)правовое обеспечение;2)разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса;3)контроль деятельности;4) применение санкций.
Экономические:1)налоговую политику;2)денежно-кредитную политику;3)валютное регулирование;
4)отношения собственности;5)участие государства в различных финн-х институтах и крупных пром-х компаниях в виде доли собственности.
ИХ РАСПИСАТЬ
Контрольная функция государства( задачи гос-ва) в условиях кризиса:
1.в период
финн несостоятельности и
2. наиболее
сложные проблемы эк-х
5.Законодательство о банкротстве
В соответствии с Законом РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве признания предприятия финансово устойчивым и платежеспособным были определены критерии, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности. Нарушение хотя бы одного критерия считалось достаточным для попадания предприятия в группу особого контроля.
С 1994г. основания для признания должника банкротом изменились: главным критерием стало наличие значительной и долговременной задолженности перед государством. Рассмотренная методика применялась преимущественно к этой группе предприятий. Задолженность перед поставщиками служила причиной банкротства лишь в самых исключительных случаях.С 1 марта 1998 г. в России вступил в силу новый закон - Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Главными преимуществами этого Закона являются:1)ориентация на сохранение предприятия, создание условий для еговыживания через реструктуризацию (где это возможно);2)прозрачность критериев банкротства, отсутствие апелляции к понятию ''структура баланса".
Критерием признания банкротства могут служить лишь реальные неплатежи любой категории партнеров, включая государство, а для прогнозирования банкротства целесообразно использовать более комплексный подход т.е. широкий набор индикаторов финансового состояния организации.
В основе Закона заложены следующие положения, направленные на оздоровление конкретных предприятий и экономической ситуации в целом:1)внешним признаком банкротства является невыполнение предприятием требований кредиторов в течение 3месяцев со дня наступления сроков их исполнения;2)банкротство может быть признано только на основе решения арбитражного суда.
Законодательство о банкротстве в России продолжает развиваться и уточняться, сближаться с зарубежной практикой. Что подтверждается принятие ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несост-и (банкротстве)".
-процедура банкротства начинается с принятия арб.судом заявление о признании должника банкротом.
- процедура банкротства начинается при малой задолженности и в сжатые сроки, чтобы предотвратить серьёзные последствия для большинства участников,
-государство не имеет преимуществ по отношению к др.кредиторам и обязательств по оказанию помощи банкротам,
-к процедуре банкротства добавлена процедура фин.озоровление,
-сроки проведения
процедуры банкротства значительно продлены
и в связи с этим более реалистичны.
6.Процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение)
В соотв с ФЗ от 26октября2002 г. № 127-ФЗ"О несост-и (банкр)"процедурами банкротства являются:
Наблюдения. Цель: смягчить противоречия должника и кредитора. Вводится с момента принятия арбит. судом заявления о признании должника банкротом и направлена на обеспечение сохранности его имущества. Включает следующие действия: назначается временный (арбитр.) управляющий, определяется продолжительность периода наблюдения (от 3 до 6 месяцев) ; приостанавливаются выплаты. Руководитель предприятия-должника действует под контролем временного управляющего, но предприятие работает в обычном режиме.По результатам отчета временного управляющего арбитражный суд либо выносит определение о введении внешнего управления (санации), либо принимает решение о признании предприятия-должника банкротом и об открытии конкурсного производства (принудительной ликвидации), либо утверждает мировое соглашение, либо вводит процедуру финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление может быть включено в процедуру банкротства при условии предоставления плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Важнейшим условием введения процедуры фин. оздоровления является обеспечение обязательств должника. Размер обеспечения должен превышать размер обязательств не менее чем на 20%. Требования кредиторов первой и второй очереди должны быть удовлетворены в течение 6 месяцев, остальные (третья очередь) - в срок до двух лет.
Внешнее управление. Цель: восстановление платежеспособности. Вводится арбитражным судом на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, управление переходит к внешнему управляющему. Задача внешних (арбитражных) управляющих — вывести предприятие из кризиса с обновленными целями, структурой ресурсов и организ.схемой, сохранившей свой потенциал с наименьшими потерями. В завершении вн.управления управляющий предоставляет кредиторам отчёт о работе, его он должен продать за 2 недели до окончания вн.управления. В отчёте указывается: баланс должника, реестр оставленных требований. После просмотра отчета собрание кредиторов принимает решение:
1.если платежеспособность восстановлена и все денежные требования удовлетворены, то дело о банкротстве прекращается,
2.если
платежеспособность не
Конкурсное производство. Цель: удовлетворение требований кредиторов. Вводится должность конкурсного управляющего на срок до 6 мес. Срок исполнения всех обязательств считается наступившим, руководители отстроняются от должности, прекращается начисление неустоек, процентов и т. д., оценивается имущество, формируется конкурсная масса. Удовлетворение требований происходит в соответствии с очередностью.
Информация о работе Курс лекций по "Теория и практика финансового оздоровления предприятия"