Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа
В сегодняшних условиях жесткой конкуренции чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок и на сроки, оговоренные контрактом. В то же время организация всегда должна быть готова к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить качество продукции (работ, услуг), расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям. Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и продажи продукции уделяется особое внимание в системе комплексного экономического анализа .
Введение 3
1. Анализ объема, ассортимента и качества продукции 5
1.1. Цель и задачи анализа объема, ассортимента и
качества продукции 5
1.2. Анализ формирования и выполнения производствен-
ной программы 6
1.2.1 Анализ объема продукции 6
1.2.2Анализ ассортимента продукции 9
1.2.3Анализ качества продукции 11
2. Анализ материалоемкости продукции ОАО
«Шадринский молочно-консервный комбинат» 15
2.1. Цель и задачи анализа материалоемкости продукции 15
2.2. Краткая характеристика ОАО « ШМКК» 16
2.3. Материалоемкость основных видов продукции 17
2.4. Расход материальных ресурсов 20
2.5. Материалоемкость по элементам материальных затрат22
Заключение 24
Список используемой литературы 27
Приложение №1
Приложение №2
На основе данных таблицы 2.4. можно сделать следующие выводы:
1) общее отклонение
фактического расхода
а) от норм 2007 г. – 875,05 тыс. руб., или 0,31% (экономия);
б) от норм 2008 г. – 5 197,52 тыс. руб., или 1,88% (перерасход);
2) наиболее существенная
величина экономии была
3) существенный перерасход по нормам 2008 г. наблюдается по использованию следующих групп материальных ресурсов:
а) вспомогательные материалы – 224,27 тыс. руб., или 15,34%.
б) тара и упаковка – 10 982,47 тыс. руб., или 5,73%.
Таким образом, в 2008 г. наблюдается перерасход материальных ресурсов, который составляет 1,88% от установленных на 2008 г. норм. Причинами этого могут быть:
– сверхнормативное потребление таких материальных ресурсов, как вспомогательные материалы, тара и упаковка;
– заниженные нормы, установленные на основе фактических затрат прошлого периода.
ОАО «ШМКК» необходимо
совершенствовать систему нормирования
расхода сырья и материалов, т.к. она служит
одной из важнейших предпосылок рационального
потребления материальных ресурсов в
производстве.
2.5 Материалоемкость
по элементам материальных
затрат
Расчет обобщающих
показателей в анализе
Таблица 2.5. – Материалоемкость по элементам материальных затрат
Элементы материальных затрат | Материальные затраты | Материалоемкость, % | ||||||
2009 | 2010 | отклонение | 2009 | 2010 | отклонение | |||
абс. | % | абс. | % | |||||
Материальные затраты, в т.ч.: | 356058,3 | 361331,8 | + 5273,5 | + 1,5 | 90,44 | 83,63 | – 6,81 | – 7,53 |
основное сырье | 57712,6 | 58087,7 | + 375,1 | + 0,6 | 14,66 | 13,44 | – 1,22 | – 8,29 |
вспомогательные материалы | 5719,7 | 6597,3 | + 877,6 | +15,3 | 1,45 | 1,53 | + 0,07 | + 5,10 |
покупные сухие смеси (СОМ, СЦМ, масло) | 16471,6 | 8064,0 | – 8407,6 | –51,0 | 4,18 | 1,87 | – 2,32 | – 55,4 |
топливо | 42418,9 | 44678,7 | + 2259,9 | + 5,3 | 10,77 | 10,34 | – 0,43 | – 4,03 |
электроэнергия | 31255,6 | 35144,3 | + 3888,7 | +12,4 | 7,94 | 8,13 | + 0,19 | + 2,46 |
другие | 202480,0 | 208759,8 | + 6279,9 | + 3,1 | 51,43 | 48,32 | – 3,11 | – 6,06 |
Из таблицы 2.5. видно, за 2010 год величина материальных затрат увеличилась на 5 237,5 тыс. руб., что составляет 1,5% от их величины в 2009 г. На такое изменение в большей степени оказало влияние существенное увеличение величины вспомогательных материалов (15,13%), топлива (5,3%) и электроэнергии (12,4%).
Наиболее существенные изменения в динамике имеют показатели статьи «покупные сухие смеси» – потребление покупного сухого обезжиренного молока и масла в 2010 году сократилось на 8 407,6 тыс. руб., или на 51%. Материалоёмкость по данным материальным затратам снизилась на 2,32 копеек, или на 55,4%. Анализ объемов закупки ТМЦ и объемов производства ОАО «ШМКК» за 2009 – 2010 гг. показал, что предприятие увеличило производство собственного СОМ, СЦМ и масла на 86,6% и сократило их закуп со стороны на 28,9%.
Наблюдается существенное снижение материалоёмкости по основному сырью – на 1,22 копейки, или на 8,29%, а также по прочим материальным затратам – на 3,11 копеек, или на 6,06%.
Несмотря на то, что увеличилось потребление топлива на 5,3%, что обусловлено ростом объема производства продукции, отмечается снижение топливоёмкости продукции на 4,03%. Это говорит о ресурсосберегающей направленности производственной деятельности ОАО «ШМКК».
Существенное увеличение материалоёмкости на 5,1% по статье «вспомогательные материалы» в ОАО «ШМКК» был вызван ростом затрат на кальцинированную соду (на 100%), печатные ленты (на 23%) и растворители (на 12%) .В данном случае повышение материалоемкости может быть вызвано нарушением технологии и рецептуры; низким качеством сырья и материалов; изменением норм расхода, отходов и потерь и т.д.
В целом, несмотря на
рост материальных затрат, общая материалоемкость
продукции ОАО «ШМКК» за 2010 год снизилась
на 6,81 копейки, что составляет 7,53% от ее
уровня за 2009 год. Снижение материалоемкости
производства товаров является одной
из составляющих общей цели ресурсосбережения
в ОАО «ШМКК», так как способствует снижению
материальных затрат, а, следовательно,
себестоимости выпускаемой продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раздел 1 данной курсовой работы посвящен теоретическим основам анализа объема, ассортимента и качества продукции.
Объем производства и продажи продукции, ассортимент и качество продукции – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и на этапе выполнения планов.
На изменение объема продукции оказывает влияние огромное количество факторов: производственные мощности, заказы на продукцию, обеспеченность организации ресурсами. В свою очередь, от величины объема реализации зависит финансовое положение и финансовый результат работы организации.
Изменения в ассортименте и структуре продукции влияют на объемы производства продукции, и как следствие на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели. Поэтому анализ такого влияния позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
Важнейшим источником
роста эффективности
Важное место в комплексной оценке объема производства и продажи продукции занимает анализ ритмичности и выполнения договорных обязательств.
В результате нарушения
ритмичности увеличиваются
Анализ объемов, ассортимента и качества продукции завершается поиском внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства.
В разделе 2 нами был проведен анализ материалоёмкости продукции ОАО «ШМКК», в результате которого были сделаны следующие выводы:
1. За 2010 год величина материальных затрат увеличилась на 5 237,5 тыс. руб., что составляет 1,5% от их величины в 2009 г.
Имеет место сверхнормативное потребление материальных ресурсов, которое составляет 1,88% от установленных в ОАО «ШМКК» на 2010 г. норм.
2. Наиболее существенные изменения в динамике имеют показатели статьи материальных затрат «покупные сухие смеси» – потребление покупного сухого обезжиренного молока и масла в 2008 году сократилось на 51%. Материалоёмкость продукции по данному виду материальных ресурсов снизилась на 55,4%. Это связано с увеличением производства собственного СОМ, СЦМ и масла на 86,6% и сокращением их закупа со стороны на 28,9%.
3. В 2010 г. по сравнению с прошлым годом показатели использования материальных ресурсов значительно улучшились:
1) коэффициент соотношения
темпов роста объема
2) топливоёмкость
продукции снизилась на 4,03%, что
говорит о ресурсосберегающей
направленности
3) общая материалоемкость
произведенной продукции
В свою очередь, факторный анализ увеличения объема производства за 2010 г. показал, что данное снижение материалоёмкости продукции оказало наибольшее влияние на рост объема произведенной продукции.
4. Основным резервом снижения материалоемкости на ОАО «ШМКК» является снижение цен на сырье и материалы, используемые в производстве, т.к. за счет роста средних закупочных цен на материальные ресурсы общая материалоемкость продукции существенно увеличилась на 21,85 копеек, или на 247,7%. Вследствие этого ОАО «ШМКК» необходим пересмотр или поиск новых договоров с поставщиками, снижение транспортных расходов на перевозку материальных ресурсов.
В завершение анализа материалоёмкости продукции ОАО «ШМКК» были разработаны следующие мероприятия рационального использования материальных ресурсов:
1) тщательный контроль на стадии поступления сырья на производство, за массой готовой продукции и сдачей ее на склад;
2) разработка и внедрение прогрессивных норм расхода и соблюдение режима экономии;
3) улучшение качества материалов (использование ферментных добавок);
4) разработка технологии производства, предполагающей замену более дорогостоящего сырья на более дешевое;
5) использование
наиболее современных видов
6) сокращение до
минимума всех возможных
7) вторичное использование
возвратных отходов.
Список
используемой литературы
1. Савицкая Г.В.
Анализ хозяйственной
2. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности/ А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М. – 2006. – 415 с.
3. Гиляровская Л.Т.
Комплексный экономический
4. Алексеева А.И.
Комплексный экономический
5. Щадрина Г.В.
Комплексный экономический
6. Стражев В.И.
Анализ хозяйственной
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Материалоемкость
основных видов реализованной
продукции 2009 года
Вид продукции | Реализовано продукции, тыс. руб. | Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | В том числе материальные затраты, тыс. руб. | Материалоемкость продукции, руб. на 1 руб. реализованной продукции | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
Кефирный продукт Био-баланс | 51 541,86 | 6,03 | 12 053,62 | 3,06 | 10 496,23 | 3,73 | 0,87 |
Йогурт питьевой Био-баланс | 45 824,77 | 5,36 | 5 012,61 | 1,27 | 3 704,67 | 1,32 | 0,74 |
Тан Био-баланс | 4 959,95 | 0,58 | 400,02 | 0,10 | 253,59 | 0,09 | 0,63 |
Итого по марке "Био-баланс" | 99 051,93 | 11,59 | 17 466,24 | 4,44 | 14 454,49 | 5,13 | 0,83 |
Ряженка Доктор Бранд | 5 117,66 | 0,60 | 9 984,92 | 2,54 | 7 445,99 | 2,65 | 0,75 |
Бифитон Доктор Бранд | 7 298,89 | 0,85 | 669,11 | 0,17 | 436,49 | 0,16 | 0,65 |
Варенец Доктор Бранд | 9 170,79 | 1,07 | 745,96 | 0,19 | 494,32 | 0,18 | 0,66 |
Кефир Доктор Бранд | 66 574,64 | 7,79 | 31 294,42 | 7,95 | 22 660,51 | 8,05 | 0,72 |
Снежок Доктор Бранд | 13 129,23 | 1,54 | 3 702,36 | 0,94 | 2 718,80 | 0,97 | 0,73 |
Итого по марке "Доктор Бранд" | 101 291,19 | 11,85 | 46 396,78 | 11,79 | 33 756,12 | 11,99 | 0,73 |
Йогурт питьевой Летний день | 30 145,28 | 3,53 | 8 847,09 | 2,25 | 6 589,85 | 2,34 | 0,74 |
Молоко пастеризованное Летний день | 14 878,89 | 1,74 | 2 418,22 | 0,61 | 1 752,58 | 0,62 | 0,72 |
Сметана Летний день | 25 771,30 | 3,02 | 19 730,79 | 5,01 | 14 645,14 | 5,20 | 0,74 |
Масло сливочное Летний день | 10 835,47 | 1,27 | 14 200,06 | 3,61 | 10 617,59 | 3,77 | 0,75 |
Итого по марке "Летний день" | 81 630,94 | 9,55 | 45 196,16 | 11,48 | 33 605,16 | 11,94 | 0,74 |
Молоко пастериз. Простоквашино | 85 668,63 | 10,03 | 8 147,54 | 2,07 | 6 063,49 | 2,15 | 0,74 |
Молоко ароматиз. Простоквашино | 6 760,43 | 0,79 | 3 783,58 | 0,96 | 2 779,91 | 0,99 | 0,73 |
Кефир Простоквашино | 40 178,23 | 4,70 | 5 006,64 | 1,27 | 3 700,19 | 1,31 | 0,74 |
Йогурт питьевой Простоквашино | 39 616,70 | 4,64 | 13 639,90 | 3,46 | 9 671,20 | 3,44 | 0,71 |
Творог зерненый Простоквашино | 49 571,36 | 5,80 | 3 002,32 | 0,76 | 2 058,14 | 0,73 | 0,69 |
Сметана Простоквашино | 47 960,15 | 5,61 | 5 975,17 | 1,52 | 4 361,97 | 1,55 | 0,73 |
Итого по марке "Простоквашино" | 269 755,49 | 31,57 | 39 555,14 | 10,05 | 28 634,89 | 10,17 | 0,72 |
Молоко пастеризованное Село Луговое | 64 269,75 | 7,52 | 56 860,28 | 14,44 | 42 716,44 | 15,17 | 0,75 |
Сметана Село Луговое | 32 687,95 | 3,83 | 4 941,54 | 1,26 | 3 584,23 | 1,27 | 0,73 |
Варенец Село Луговое | 1 003,20 | 0,12 | 600,84 | 0,15 | 443,81 | 0,16 | 0,74 |
Снежок Село Луговое | 1 078,48 | 0,13 | 885,65 | 0,22 | 599,43 | 0,21 | 0,68 |
Итого по марке "Село Луговое" | 99 039,37 | 11,59 | 63 288,31 | 16,08 | 47 343,91 | 16,82 | 0,75 |
Шадринское сгущенное молоко | 200 394,11 | 23,45 | 181 785,08 | 46,17 | 136 713,64 | 48,56 | 0,75 |
Всего | 854 437,68 | 100 | 393 687,73 | 100 | 281 508,81 | 100 | 0,72 |
Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности