Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа
В сегодняшних условиях жесткой конкуренции чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок и на сроки, оговоренные контрактом. В то же время организация всегда должна быть готова к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить качество продукции (работ, услуг), расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям. Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и продажи продукции уделяется особое внимание в системе комплексного экономического анализа .
Введение 3
1. Анализ объема, ассортимента и качества продукции 5
1.1. Цель и задачи анализа объема, ассортимента и
качества продукции 5
1.2. Анализ формирования и выполнения производствен-
ной программы 6
1.2.1 Анализ объема продукции 6
1.2.2Анализ ассортимента продукции 9
1.2.3Анализ качества продукции 11
2. Анализ материалоемкости продукции ОАО
«Шадринский молочно-консервный комбинат» 15
2.1. Цель и задачи анализа материалоемкости продукции 15
2.2. Краткая характеристика ОАО « ШМКК» 16
2.3. Материалоемкость основных видов продукции 17
2.4. Расход материальных ресурсов 20
2.5. Материалоемкость по элементам материальных затрат22
Заключение 24
Список используемой литературы 27
Приложение №1
Приложение №2
∆П = ГП × Дбр,
где Дбр – доля
неисправимого брака в
Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.
Второй этап анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия. Для этого сначала рассчитывают изменение средневзвешенной цены и себестоимости единицы продукции, а затем определяют влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации .
Экономический эффект от повышения качества продукции достигается в результате установления более высокой цены на продукцию. Это связано с ростом себестоимости вследствие применения более качественных материалов и сырья, приобретения современного оборудования и др. Поэтому повышение цены на продукцию высокого качества часто обоснованно.
Таким образом, повышение
качества продукции обеспечивает экономию
трудовых и материальных ресурсов и в
то же время позволяет более полно удовлетворять
потребности покупателей. Высокий уровень
качества продукции выгодно выделяет
ее из ряда аналогичных товаров, способствует
повышению спроса на нее. Это дает основание
для увеличения выручки не только за счет
роста объема продаж .
2. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОЁМКОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ШАДРИНСКИЙ МОЛОЧНО-КОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»
2.1 Цель и задачи анализа материалоёмкости продукции
На производственных предприятиях первостепенное значение имеет повышение эффективности использования материальных ресурсов, т.к. эти затраты в структуре себестоимости продукции составляют более 80% и даже незначительное сокращение их при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию даст значительный эффект. Поэтому большое внимание уделяется повышению выхода готовой продукции, уменьшению норм расхода материалов на единицу продукции, сокращению отходов и потерь материальных ресурсов, совершенствованию системы материального поощрения рабочих за улучшение использования материалов. От того, как на предприятии осуществляется контроль за соблюдением режима экономии, зависят наиболее важные показатели работы предприятия – объём производства, его рентабельность, а также финансовое состояние и ликвидность. Поэтому в процессе экономического анализа осуществляется поиск резервов снижения материальных затрат и увеличения на этой основе объёмов производства и конечных результатов.
В разделе 2 выполним анализ материалоёмкости продукции, в качестве объекта которого было выбрано предприятие ОАО «Шадринский молочно-консервный комбинат» (далее ОАО «ШМКК»). Цель анализа – оценить уровень эффективности использования материальных ресурсов на примере конкретного производственного предприятия, оценить влияние изменения материалоёмкости на результаты деятельности предприятия и разработать мероприятия по её снижению.
Основными задачами анализа являются:
выявить перерасход
отдельных видов сырья и
обнаружить факты завышения норм расхода материалов;
оценить возможность снижения материалоёмкости отдельных видов продукции;
разработать мероприятия
по снижению материалоёмкости.
2.2
Краткая характеристика
ОАО «ШМКК»
Открытое акционерное общество «ШМКК» – это многопрофильное перерабатывающее предприятие, входящее в десятку крупнейших предприятий России.
Основное направление – производство высококачественных молочных продуктов из натурального молочного сырья. В ассортименте предприятия более 130 наименований продукции, отвечающей самым современным требованиям, расфасованной в удобную для покупателя, красочную упаковку. Комбинат остается одним из крупнейших в России по выпуску молочных консервов.
Деятельность ОАО «ШМКК» строится по трем основным направлениям:
1) развитие и расширение производственного потенциала.
2) развитие сырьевой
зоны и формирование прочных
связей с сельскими
3) формирование собственной
оптово-розничной торговой
Стратегия предприятия
направлена на успешное развитие предприятия,
обеспечение финансовой стабильности
и максимального использования
всех внутренних резервов. Выбор стратегии
проводится на основе анализа перспектив
развития предприятия и определения приоритетов
по конкретным видам деятельности. Чтобы
обеспечить реализацию выбранной политики
и планов, ОАО «ШМКК» совершенствует и
свою организационную структуру. За последние
три года созданы новые службы и отделы:
финансовый отдел, информационно-координирующий
центр, служба маркетинга, отдел информационных
технологий.
2.3
Материалоемкость
основных видов
продукции
Информация об объемах реализации, себестоимости реализованной продукции, доле материальных затрат в себестоимости и о материалоёмкости основных видов продукции ОАО «ШМКК» за 2009 г и 2010 г. представлена в приложениях №1 и №2. Анализ данной информации позволяет сделать следующие выводы.
1. Наибольший объем
реализации в 2009 – 20010 гг. наблюдается
по трем видам продукции, представленным
в таблице 2.1.
Таблица 2.1. – Выписка 1 из приложений №1и №2
Вид продукции | Доля
реализованной продукции в |
Темп прироста, % | |
2009 | 2010 | ||
Молоко пастеризованное «Простоквашино» | 10,1 | 10,7 | +6,2 |
Молоко пастеризованное «Село Луговое» | 7,6 | 8,1 | +7,3 |
Молоко сгущенное «Шадринское» | 23,5 | 17,8 | -24,6 |
За 2009 – 2010 гг. больше всего было реализовано такого вида продукции, как сгущенное молоко «Шадринское», - объем реализованного молока в 2009 г. составил 23,5% от общего объема реализации, а в 2010 г. – 17,8%. Однако реализация данного вида продукции за 2008 г. существенно сократилась на 24,6%.
По таким видам продукции, как молоко пастеризованное «Простоквашино» и «Село Луговое», наблюдается существенный прирост доли их реализации в общем объеме продаж ОАО «ШМКК» (6,2% и 7,3% соответственно). 2. Рассмотрим таблицу 2. 2.
Таблица 2.2 – Выписка 2 из приложения №1 и №2
Вид продукции | Доля
себестоимости реализованной |
Темп прироста, % | Доля материальных затрат реализованной продукции в общей их величине, % | Темп прироста, % | ||
2009 | 2010 | 2009 | 2010 | |||
Молоко
пастеризованное « |
2,1 | 8,5 | +311,6 | 2,2 | 7,1 | +228,4 |
Молоко пастеризованное «Село Луговое» | 14,4 | 14,8 | +2,7 | 15,2 | 17,2 | +13,5 |
Молоко сгущенное «Шадринское» | 46,2 | 25,0 | -45,8 | 48,6 | 32,0 | -34,2 |
Наибольшую долю в себестоимости реализованной продукции ОАО «ШМКК» имеет себестоимость сгущенного молока «Шадринское»: 46,2% в 2009 г. и 25% в 2010 г. В динамике данный показатель существенно снизился на 45,8%. Доля материальных ресурсов, затраченных на производство сгущенного молока «Шадринское», в общей величине материальных затрат ОАО «ШМКК» также является наибольшей – 48,6% в 2009 г. и 32% в 2010 г. В динамике данный показатель также существенно снизился на 34,2%.
По продукции «молоко
пастеризованное «
3. На основе данных
о стоимости реализованной
Таблица 2.3. – Динамика материалоемкости основных видов реализованной продукции
Вид продукции | 2009 | 2010 | абс. отклонение | Т пр, % |
Кефирный продукт Био-баланс | 0,87 | 0,77 | -0,11 | -12,1 |
Йогурт питьевой Био-баланс | 0,74 | 0,75 | 0,01 | 1,9 |
Тан Био-баланс | 0,63 | 0,68 | 0,05 | 7,4 |
Бифитон Доктор Бранд | 0,65 | 0,64 | -0,02 | -2,4 |
Варенец Доктор Бранд | 0,66 | 0,63 | -0,04 | -5,5 |
Кефир Доктор Бранд | 0,72 | 0,77 | 0,04 | 6,2 |
Снежок Доктор Бранд | 0,73 | 0,67 | -0,07 | -9,1 |
Йогурт питьевой Летний день | 0,74 | 0,46 | -0,28 | -38,1 |
Молоко пастеризованное Летний день | 0,72 | 0,66 | -0,06 | -8,5 |
Сметана Летний день | 0,74 | 0,60 | -0,14 | -18,9 |
Масло сливочное Летний день | 0,75 | 0,76 | 0,01 | 1,5 |
Молоко пастеризованное Простоквашино | 0,74 | 0,57 | -0,17 | -23,1 |
Молоко
ароматизированное |
0,73 | 0,50 | -0,23 | -31,3 |
Кефир Простоквашино | 0,74 | 0,49 | -0,25 | -33,7 |
Йогурт питьевой Простоквашино | 0,71 | 0,73 | 0,02 | 3,3 |
Творог зерненый Простоквашино | 0,69 | 0,66 | -0,03 | -4,4 |
Сметана Простоквашино | 0,73 | 0,55 | -0,18 | -25,0 |
Молоко пастеризованное Село Луговое | 0,75 | 0,80 | 0,05 | 6,7 |
Сметана Село Луговое | 0,73 | 0,56 | -0,17 | -22,8 |
Варенец Село Луговое | 0,74 | 0,72 | -0,02 | -3,0 |
Снежок Село Луговое | 0,68 | 0,73 | 0,05 | 7,8 |
Молоко сгущенное Шадринское | 0,75 | 0,88 | 0,13 | 17,2 |
Всего | 0,72 | 0,69 | -0,02 | -3,4 |
В 2009 г. общая материалоёмкость реализованной продукции ОАО «ШМКК» составила 0,72 руб., а в 2010 г. – 0,69 руб. За 2009 год произошло снижение материалоёмкости на 0,02 рубля, что составляет 3,4% от её величины в 2010 г.
Это свидетельствует о росте объемов реализации более высокими темпами, чем материальные затраты, и следовательно, о более рациональном и экономном использовании материальных ресурсов.
Из таблицы 2.3. видно, что наиболее существенное снижение материалоёмкости произошло по продукции «Простоквашино» и «Летний день», а именно:
– по йогурту питьевому «Летний день» – на 38,1%;
– по кефиру «Простоквашино» – на 33,7%;
– по молоку ароматизированному «Простоквашино» – на 31,3%.
Наиболее существенное увеличение материалоёмкости произошло по молоку сгущенному «Щадринское» на 17,2%.
Таким образом, на ОАО «ШМКК»
осуществляется выпуск менее материалоемких
видов продукции. Поэтому для него большое
значение имеет анализ материалоемкости
продукции. Данный анализ позволит выявить
факторы, оказывающие наибольшее влияние
на изменение материальных затрат, что
в свою очередь будет способствовать принятию
соответствующих управленческих решений
для снижения материалоемкости.
2.4 Расход материальных ресурсов
На ОАО «ШМКК»
тщательному нормированию подлежат
основные и упаковочные материалы
на основе составленных рецептур. Однако
состояние нормативной базы не вполне
отвечает требованиям повышения эффективности
производства, т.к. некоторые из норм устанавливаются
на основе данных прошлого периода.
Таблица 2.4. – Расход материальных ресурсов в ОАО «ШМКК»
Вид материальных ресурсов | Расход на фактический выпуск продукции | Отклонения фактического расхода материалов от норм | ||||||
по нормам | фактически | 2007 | 2008 | |||||
2007 | 2008 | |||||||
абс. | % | абс. | % | |||||
ОСНОВНОЕ СЫРЬЕ, в т.ч.: | 57 712,56 | 57 212,30 | 58 087,67 | 375,10 | 0,65 | 875,36 | 1,53 | |
стабилизаторы | 998,61 | 967,80 | 983,84 | -14,78 | -1,48 | 16,04 | 1,66 | |
наполнители | 27 291,82 | 26 522,95 | 27 217,78 | -74,05 | -0,27 | 694,83 | 2,62 | |
закваски | 13 600,21 | 13 679,31 | 13 624,05 | 23,84 | 0,18 | -55,26 | -0,40 | |
концентраты и ароматизаторы | 618,76 | 615,31 | 640,79 | 22,03 | 3,56 | 25,48 | 4,14 | |
красители | 302,84 | 292,55 | 304,22 | 1,38 | 0,46 | 11,67 | 3,99 | |
сахар | 7 610,86 | 7 644,33 | 7 669,68 | 59,82 | 0,61 | 225,35 | 3,03 | |
прочие | 8 089,45 | 7 690,06 | 7 647,32 | -442,14 | -5,47 | -42,74 | -0,56 | |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 6 373,03 | 5 719,71 | 6 597,31 | 877,59 | 3,52 | 224,27 | 15,34 | |
ТАРА
И
УПАКОВКА, в т.ч.: |
196 503,77 | 191 599,94 | 202 582,41 | 6 078,64 | 3,09 | 10 982,47 | 5,73 | |
крышки | 23 222,41 | 22 200,73 | 24 247,43 | 1 025,02 | 4,41 | 2 046,70 | 9,22 | |
гофротара | 22 774,49 | 21 278,66 | 22 786,40 | 11,91 | 0,05 | 1 507,75 | 7,09 | |
жесть, жестебанка | 38 107,49 | 34 819,62 | 35 965,28 | -2 142,21 | -5,62 | 1 145,66 | 3,29 | |
пленка | 12 365,03 | 11 836,19 | 12 122,13 | -242,90 | -1,96 | 285,94 | 2,42 | |
упаковка Тетра-пак, Элопак-Фастов | 25 237,88 | 25 568,87 | 26 819,00 | 1 581,12 | 6,26 | 1 250,13 | 4,89 | |
преформа | 42 996,12 | 42 285,70 | 45 614,47 | 2 618,35 | 6,09 | 3 328,77 | 7,87 | |
стакан | 21 916,91 | 22 719,23 | 23 851,93 | 1 935,01 | 8,83 | 1 132,70 | 4,99 | |
фольга | 378,96 | 363,81 | 423,16 | 44,21 | 11,66 | 59,35 | 16,31 | |
этикетки | 8 073,81 | 9 304,40 | 9 548,49 | 1 474,69 | 18,27 | 244,10 | 2,62 | |
прочие | 1 430,68 | 1 222,74 | 1 204,12 | -226,57 | -15,84 | -18,62 | -1,52 | |
СУХИЕ
СМЕСИ,
в т.ч.: |
16 471,61 | 14 959,00 | 8 064,00 | -8 407,61 | -51,04 | -6 895,00 | -46,09 | |
сом, сцм | 8 618,54 | 8 453,80 | 5 538,00 | -3 080,54 | -35,74 | -2 915,80 | -34,49 | |
масло | 7 853,07 | 6 505,20 | 2 526,00 | -5 327,07 | -67,83 | -3 979,20 | -61,17 | |
ДРУГОЕ, в т.ч.: | 5 976,21 | 6 167,02 | 6 177,43 | 201,22 | 3,37 | 10,41 | 0,17 | |
спецодежда | 326,00 | 432,00 | 432,00 | 106,00 | 32,52 | 0,00 | 0,00 | |
агентское вознаграждение | 4 800,00 | 4 800,00 | 4 800,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
посуда и химреактивы | 850,21 | 935,02 | 945,43 | 95,22 | 11,20 | 10,41 | 1,11 | |
Итого | 282 383,86 | 276 311,29 | 281 508,81 | -875,05 | -0,31 | 5 197,52 | 1,88 |
Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности