Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:22, курсовая работа
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
Оформление результатов анализа - завершающий этап аналитической работы. Результаты анализа деятельности организации за год, квартал, месяц оформляют в виде аналитических записок. Формами аналитических записок являются объяснительная записка к годовому или квартальному отчету об итогах хозяйственной деятельности организации и заключения аудиторов.
Введение………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Анализ объёма и реализации продукции……………………………………..3
1.1. Анализ структуры выпуска продукции……………………………………………5
Глава 2. Анализ состояния и использования основных фондов……………………...9
2.1. Анализ использования основных фондов………………………………………...11
Глава 3. Анализ использования материальных ресурсов……………………………14
Глава 4. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами……………..16
4.1. Анализ движения персонала………………………………………………………18
Глава 5. Анализ себестоимости продукции…………………………………………...24
5.1. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции……………………………………25
Глава 6. Анализ финансовых результатов…………………………………………….29
6.1. Анализ рентабельности……………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………………
Оплата труда работников – это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. Политика в области оплаты труда является составной частью управления предприятием. Поэтому можно сказать, что заработная плата – это выраженная в денежной форме часть национального дохода, распределяемая по количеству и качеству затраченного каждым работником труда и поступающая в его личное потребление; заработная плата – вознаграждение за труд.
Заработная плата всех сотрудников предприятия в сумме дает показатель ФЗП (фонда заработной платы), который занимает немалую долю в расходах предприятия. В зависимости от отраслевой принадлежности, индивидуальных особенностей деятельности предприятия и политики руководства в области выплат сотрудникам доля расходов на ФЗП может колебаться от нескольких процентов до половины общей суммы затрат предприятия. Это немалая величина, поэтому анализ этой статьи расходов предприятия так важен.
Анализ использования фонда заработной платы приведёт в таблице 13.
Таблица 13.
Анализ использования фонда заработной платы.
Категории персонала | По плану | Фактически | Выполнение плана, % | Отклонение от плана | |
абсолютное,
тыс. р. |
% | ||||
ППП | |||||
Фонд заработной платы, тыс. р. | 101,6 | 108,0 | 106,30 | 6,4 | 6,3 |
Среднесписочная численность, чел. | 20 | 20 | 100 | 0 | 0 |
Средняя заработная плата, р. | 5,08 | 5,40 | 106,30 | 0,32 | 6,3 |
Рабочие | |||||
Фонд заработной платы, тыс. р. | 79,9 | 85,0 | 106,38 | 5,1 | 6,4 |
Среднесписочная численность, чел. | 17 | 17 | 100 | 0 | 0 |
Средняя заработная плата, р. | 4,70 | 5,00 | 106,38 | 0,3 | 6,4 |
Служащие (и специалисты) | |||||
Фонд заработной платы, тыс. р. | 17,0 | 18,0 | 105,88 | 1 | 5,9 |
Среднесписочная численность, чел. | 3 | 3 | 100 | 0 | 0 |
Средняя заработная плата, р. | 5,67 | 6 | 105,82 | 0,3 | 5,8 |
Глава 5. Анализ себестоимости продукции.
Особенности управления производством в условиях рыночной экономики заключаются в том, что в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде, чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать, - принесут ли эти изменения дополнительный доход. В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и сбыт товаров.
Под затратами понимают явные (фактические, расчетные) издержки организации, а под расходами уменьшение средств организации или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент продажи товаров организация признает свои доходы и связанную с ним часть затрат - расходы.
Издержки
– это суммарные жертвы организации
связанные с выполнением
В отечественной практике под управлением себестоимостью товаров понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всех товаров и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости произведенных товаров.
Главная цель анализа себестоимости – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию и обеспечение прибыли.
Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства организацией и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.
Источниками информации для проведения анализа являются формы 2 и 5 годового отчёта, калькуляции отдельных изделий, действующие нормы и нормативы расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сметы расходов и их фактическое выполнение в разрезе отдельных статей.
При анализе затрат на производство изучаются в первую очередь не абсолютные отклонения, а структура затрат и их динамика (табл.14).
Таблица 14.
Анализ затрат на производство
Элементы затрат | Затраты на производство, тыс. р. | Структура затрат на производство, % | Отклонение фактических затрат от | |||||||
Предыдущий год | по Плану | Фактически | Предыдущий год | По плану | Фактически | предыдущего года | плана | |||
тыс. р. | % | тыс.руб | % | |||||||
1. Материальные | 4220 | 4600 | 4500 | 71,26 | 70,77 | 67,98 | 280 | -3,28 | -100 | -2,79 |
2. Трудовые | 936 | 1219 | 1296 | 15,81 | 18,75 | 19,58 | 360 | 3,77 | 77 | 0,83 |
3. Отчисления | 280 | 365 | 388 | 4,73 | 5,62 | 5,86 | 108 | 1,13 | 23 | 0,24 |
4. Амортизация | 76 | 76 | 78 | 1,28 | 1,17 | 1,18 | 2 | -0,1 | 2 | 0,01 |
5. Прочие | 410 | 240 | 358 | 6,92 | 3,69 | 5,40 | -52 | -1,51 | 118 | 1,72 |
Всего | 5922 | 6500 | 6620 | 100 | 100 | 100 | 698 | 120 |
Решение ( на примере материальных затрат):
1) структура затрат на производство:
- предыдущий год = 4220 / 5922 * 100 = 71,26;
- по плану = 4600 / 6500 * 100 = 70,77;
- фактически = 4500 / 6620 * 100 = 67,98.
2) отклонения фактических затрат от:
- предыдущего года (тыс. руб.) = 4500 – 4220 =280; (%) = 67,98 – 71,26 = -3,28;
- плана (тыс. руб.) = 4500 – 4600 = -100; (%) = 67,98 – 70,77 = -2,79.
Анализ показывает, что общее увеличение затрат составило 698 руб., при этом наибольшее увеличение в абсолютном значении наблюдается по элементу трудовые затраты 360 руб., материальные затраты возросли на 280 руб.
5.1. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.
Обобщающим показателем, характеризующим затраты на производство продукции (работ, услуг), является показатель затрат на 1 руб. товарной продукции, который рассчитываемся по следующей формуле:
,
где S – затраты на 1 руб. товарной продукции, к.;
- выпуск i-го вида продукции в натуральном выражении;
- себестоимость единицы i-го вида продукции, р.;
- цена единицы i-го вида продукции, р.
Для
анализа затрат на 1 руб. товарной продукции
будем использовать табл. 15. Результаты
анализа оформим в виде табл. 16.
Таблица 15.
Анализ затрат на 1 р. товарной продукции.
|
Решение:
- затраты на 1 руб. товарной продукции по плану = Себестоимость товарной продукции по плану / выпуск продукции по плану = 6602/6780 = 0,97;
- затраты на 1 р. товарной продукции фактические в действующих отпускных ценах =
= Себестоимость товарной продукции фактическая / фактический выпуск продукции = 6620/6900 = 0,96;
- себестоимость товарной
- фактические затраты на 1 р. товарной продукции в ценах, принятых при составлении плана =
= Объем товарной продукции фактический / Фактический выпуск в ценах, принятых при составлении плана = 6900 / 6900 = 1;
- Затраты на 1 р. товарной продукции, пересчитанные на фактический объем и структуру продукции = Себестоимость товарной продукции по плану / Фактический выпуск в ценах, принятых при составлении плана = 6602/6900=0,96.
Результаты анализа сформируем в виде табл. 16.
Таблица 16.
Результаты анализа затрат на 1 руб. товарной продукции
Затраты на 1 руб. ТП | Отклонения от плана (+,-) | ||||
По плану | Фактически | Всего | В том числе за счёт изменения | ||
отпускных
цен |
себестоимости | объёма и структуры продукции | |||
0,97 | 0,96 | -0,01 | -0,01 | 0,04 | -0,04 |
Решение:
- отпускные цены = Затраты на 1 р. товарной продукции фактические в действующих отпускных ценах – Затраты на 1 р. товарной продукции по плану = 0,96 – 0,97 = -0,01;
- себестоимость = Фактические затраты на 1 р. товарной продукции в ценах, принятых при составлении плана – Затраты на 1 р. товарной продукции фактические в действующих отпускных ценах = 1- 0,96 = 0,04:
Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия