Исследование системы управления организацией на примере ОАО «Тамбовполимермаш»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе проведено исследование системы управлении ОАО «Тамбовполимермаш» - одного из крупнейших предприятий полимерного машиностроения в России.
В первой главе дается описание организации как объекта исследования, проводится анализ и оценка экономического потенциала предприятия. Подробно рассматривается рынок и конкуренция, финансовое состояние предприятия, его производственный потенциал, система организации и управления применительно к ОАО «Тамбовполимермаш».
Во второй главе проводится оценка потребности в развитии управленческой деятельности на ОАО «Тамбовполимермаш», выявляются основные проблемы и особенности, присущие данному предприятию. В заключении даются варианты решения проблем и выявляются основные недостатки системы управления ОАО «Тамбовполимермаш».

Работа содержит 1 файл

Исследование системы управления организацией на примере ОАО «Тамбовполимермаш.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Высшим органом  управления ОАО является общее собрание акционеров. В промежутках между общими собраниями высшим органом управления является Совет директоров, основная задача которого - выработка стратегии развития с целью увеличения прибыльности общества.

Генеральный директор ОАО осуществляет оперативное руководство деятельностью общества и наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Генеральный директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и Уставом ОАО «Тамбовполимермаш».

Инженерная (конструкторско-технологическая) служба и энерго-механическое обеспечение  производства находятся в компетенции  технического директора. Непосредственно  производством руководит производственно-диспетчерский отдел во главе с директором по производству. В состав ОАО входят 9 цехов: механосборочные, литейный, транспортный, инструментальный, ремонтно-энергомеханический, кузнечно-прессовый и сварных конструкций.

Коммерческая служба и служба маркетинга, занимающаяся изучением рынка сбыта продукции и заключением договоров, подчинены коммерческому директору.

Экономические службы работают под руководством директора  по экономике, в обязанности которого входят вопросы планирования и анализа производственной и коммерческой деятельности предприятия, ценообразование, организация труда и заработной платы, информационные технологии.

Работа с кадрами  и решение проблем социальной сферы возложены на управление по кадрам и быту.

Бухгалтерия, отдел технического контроля, отдел капитального строительства напрямую подчиняются генеральному директору предприятия.

За 2003 год было произведено  товарной продукции на 190 259 тыс. руб., что составило 87,9% к уровню 2002 года в сопоставимых ценах. Отгружено продукции на 205 921 тыс. руб. (по складским ценам). В итоге хозяйственной деятельности за отчетный год предприятие получило убыток в сумме 56 986 тыс. руб. За 2003 год затраты на производство товарной продукции составили 249904 тыс. руб. Объем незавершенного производства увеличился на 4659 тыс. руб. В себестоимость товарной продукции было списано 245245 тыс. руб.

Среднесписочная численность  работающих за 2003 г. - 1633 человека, в том числе промышленно-производственный персонал (ППП) - 1597 чел. В 2002 году - соответственно 1774 и 1733 чел. С начала 2003 года было принято 203 человека, уволено 278 человек.

1.2 Анализ и оценка экономического потенциала организации

Экономический потенциал - это единый технический, финансово-экономический  и организационно-управленческий комплекс, способный к воспроизводству и наращиванию функционирующего капитала.

Уставный капитал  Общества равен 75223 (семьдесят пять тысяч двести двадцать три) рублям и  составляется из 112836 (сто двенадцать тысяч восемьсот тридцать шесть) обыкновенных именных акций, номинальной стоимостью 50 (пятьдесят) копеек каждая и 37610 (тридцать семь шестьсот десять) привилегированных акций номинальной стоимостью 50 (пятьдесят) копеек каждая, приобретенных акционерами.

Органами управления Обществом являются Общее собрание акционеров, Совет директоров и Генеральный директор (единоличный исполнительный орган). Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества. Компетенция Общего собрания акционеров определяется действующим законодательством и Уставом. Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров. Генеральный директор назначается на должность решением Общего собрания Общества сроком до 5 лет. При назначении Генерального директора Общество заключает с ним договор, подготовленный Советом директоров.

Имущество Общества составляет основные фонды и оборотные средства, а также иное имущество, стоимость  которого отражается на его самостоятельном балансе. Источники образования имущества, доходы, балансовая и чистая прибыль Общества формируются в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Прибыль, остающаяся в распоряжении Общества, направляется на пополнение фондов Общества, выплату дивиденда, развитие Общества и на иные цели, предусмотренные действующим законодательством РФ и настоящим Уставом. Убытки Общества покрываются за счет его имущества в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

Общество в рамках действующего законодательства РФ и Устава обладает финансово-хозяйственной самостоятельностью, в том числе в вопросах определения форм управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, распоряжения финансовыми средствами и иным своим имуществом.

Общество в установленном законодательством РФ порядке осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива работников, самостоятельно в соответствии с действующим законодательством РФ устанавливает цены на производимую продукцию и оказываемые услуги, определяет формы и размеры оплаты труда работников.

Экономический потенциал  включает в себя такие понятия  как рынок и конкуренция, финансовое состояние организации, производство и управление. Рассмотрим каждый элемент экономического потенциала применительно к ОАО «Тамбовполимермаш».

1.2.1 Анализ рынка и конкуренции

В узком смысле слова  рынок - это система отношений  между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений  между предложением и спросом. В  широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Сущность конкуренции  состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи. Наличие конкурентов является дополнительным стимулом для развития предприятия, так как в условиях жесткой конкуренции предприятию необходимо постоянно отслеживать тенденции стратегии конкурентов, иметь качество продукции не ниже, чем у конкурентов.

ОАО «Тамбовполимермаш» имеет большое число конкурентов среди предприятий, занимающихся выпуском редукторов, нефтепромыслового оборудования, как в России, так и за рубежом. Оборудование ОАО «Тамбовполимермаш» эксплуатируется также на предприятиях ближнего и дальнего зарубежья: РУП БШК «Белшина» (г. Бобруйск, Беларусь), «Белоцерковский шинный завод» (Украина), Индия, Шри Ланка.

ОАО «Тамбовполимермаш» достаточно хорошо знает свой целевой рынок, то есть своего потребителя. Это обусловлено целенаправленностью производимой продукции и довольно долгим сроком существования предприятия. Основные потребители - шинные предприятия России, входящие в ежегодный рейтинг крупнейших компаний России: ОАО «Нижнекамсшина», «Ярославский шинный завод», ООО «Волтайр» г. Волжский, «Кировский шинный завод», ОАО «Омскшина», «Красноярский шинный завод», «Московский шинный завод» и др.

Предприятие зарекомендовало себя на рынке как довольно значимый конкурент, что способствует хорошему имиджу и доверию со стороны государства и частных заказчиков.

Так как предприятие  на 2003 год находилось в очень тяжелом  финансовом положении, то нельзя сказать, что оно контролировало большую долю рынка. 2003 год отмечается значительной недозагрузкой производства заказами. Предприятие испытывало серьезный кризис сбыта продукции. За год завод снизил уровень объема производства на 12 процентов по сравнению с 2002 годом. В среднем за месяц выпуск составил менее 16 млн. руб., что на 2 млн. руб. ниже уровня 2002 года.

Заготовительное и  вулканизационное оборудование на предприятиях шинной и резинотехнической промышленности находится в эксплуатации 20 и  более лет. Это говорит о том, что продукция предприятия имеет репутацию качества.

Наиболее важными  показателями для оценки рыночного  потенциала организации являются следующие:

1) рентабельность  производства (низкие издержки производства);

2) рентабельность  продаж (низкие издержки распределения);

3) уровень торгового  оборота (эффективная торговля);

4) рентабельность  инвестиций (эффективные исследования  и нововведения).

Показатели рентабельности являются одним из главных итогов деятельности предприятия за отчетный период; они рассчитываются как отношение полученной прибыли к затратам (расходам, финансовым вложениям средств) на ее получение.

Рассчитаем каждый из этих показателей по данным бухгалтерской  отчетности за 2003 год и проанализируем полученные значения.

1. Рентабельность  производства (R производства) - характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени, т.е. характеризующий, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность производства рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных средств и нормируемых оборотных средств:

R производства ==   ;

R производства= *100%=

Мы видим, что значение данного показателя очень низкое: это характеризует экономический  потенциал предприятия со слабой стороны, поэтому данный показатель имеет для него высокую значимость, так как заводу следует пересмотреть план по себестоимости выпускаемой продукции (оказанию услуг).

2. Рентабельность  продаж (R продаж) - отражает доходность  вложений в основное производство, ?т.е. сколько прибыли имеет  предприятие с рубля продаж.

R продаж =

R продаж = *100%= = -9%

Предприятие считается  низкорентабельным, если R продаж находится  в пределах от 1 до 5%, среднерентабельным при R продаж от 5 до 20%, высокорентабельным при R продаж от 20 до 30%. Значение R продаж свыше 30% характеризуется как сверхрентабельность. При наличии убытков (R продаж менее 0) «антирентабельность» не анализируется.

Рентабельность продаж так же можно охарактеризовать как  долю коммерческих расходов в прибыли  от реализации продукции:

R продаж =

R продаж =*100%== - 380%

Нормативно значение данного показателя должно быть равным 70-90%, получившееся значение не соответствует  этому уровню, что говорит о  высоких издержках распределения. Это является слабой стороной ОАО «Тамбовполимермаш».

3. Уровень торгового оборота насколько выручка от реализации продукции покрывает активы предприятия.

ТО === =-0.08

Нормативно значение данного показателя должно быть равным 1. Рассчитанное значение говорит о  невыгодной торговле, которую ведет  предприятие.

4. Рентабельность инвестиций (R инвестиций) - способ оценки управления инвестициями.

R инвестиций рассчитывается  как отношение прибыли (до уплаты  налогов) к инвестированным в  предприятие средствам (сумма  собственного капитала и долгосрочных  обязательств - определяется по балансу предприятия):

R=

R инвестиций =?=.

Низкая загрузка производства, недостаточное авансирование, стабильно  большая дебиторская задолженность  привели к значительному ухудшению  финансового положения предприятия. Увеличилась сумма задолженности по налогам и обязательным платежам, особенно в части задолженности региональным бюджетам и внебюджетным фондам. В итоге хозяйственной деятельности за 2003 год получен убыток в размере 57 млн. руб. Следовательно, предприятие имеет высокие издержки распределения, и как следствие, рентабельность продаж находится на очень низком уровне.

По итогам 2003 года видно, что у предприятия нет  эффективной торговли (оборота), так  как вместо прибыли предприятие  получило убыток.

На предприятии  проводится инвестирование наиболее перспективных предложений инженеров, технического директора, директора по производству и др. Эффективные исследования и нововведения способствуют расширению производства, наиболее эффективному использованию затрат на производство, экономии материальных и временных ресурсов.

Если рассматривать  работу ОАО «Тамбовполимермаш» с точки зрения географических преимуществ, то можно сказать, что оно находится в достаточно хорошем положении по отношению к своим потребителям, так как большинство из них находится в Центральном Черноземном районе.

Сырье является одним  из важнейших компонентов производственного  процесса, а его приближенность к  предприятию имеет большую значимость, так как издержки на доставку и  хранение сырья и полуфабрикатов будут включены в себестоимость, а, следовательно, в цену готового продукта. ОАО «Тамбовполимермаш» получает сырье и полуфабрикаты как напрямую у заводов-изготовителей, так и у посредников. Основными поставщиками являются заводы Черноземья, например «Металлургический липецкий завод» и др.

Информация о работе Исследование системы управления организацией на примере ОАО «Тамбовполимермаш»