Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Товары, которые вовлекаются в сферу товарного обращения, проходят в ней немалый и нередко сложный путь. На каждый момент времени в сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям. В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты завоза и других условии они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.

Содержание

1. Понятие и сущность товарных запасов и товарооборачиваемости....................................................................3
2. Основные факторы, влияющие на товарные запасы и товарооборачиваемость.....................................................................7
3. Цели и задачи анализа и планирования товарных запасов...10
4. Краткая характеристика предприятия розничной торговли ОАО «Буквоед»...........................................................................................14
5. Анализ товарных запасов.........................................................19
6. Анализ товарооборачиваемости..............................................25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК АНАЛИЗ.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

    Рассмотрим  более подробно каждый из вышеперечисленных  факторов.

    1. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучение спроса населения - одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов.

    2. Объем товарооборота. При больших  объемах товарооборота товары  оборачиваются, как правило, быстрее.  Это объясняется тем, что в  таких магазинах имеется возможность  чаще завозить товар, причем  нередко минуя посредников. Для торгового предприятия с большим объемом товарооборота при прочих равных условиях характерна ускоренная товарооборачиваемость.[9]

    3. Сложность ассортимента товаров.  Время обращения товаров сложного  ассортимента, как правило, намного  превышает время обращения товаров простого ассортимента. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д.

    4. Потребительские и физико - химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

    5. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдаленные районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще производится завоз товаров, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.

    6. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.[8]

    На  товарные запасы влияет и множество  других факторов: ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров, организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенности фасовки товаров и т.д. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация труда и т.п. [1].

    Помимо  этого имеется ряд различных  факторов, которые казывают влияние  на ускорение товарооборачиваемости. При этом общими предпосылками ускорения  товарооборачиваемости являются рост производства предметов потребления, расширение их ассортимента и улучшения качества, приближение производства товаров к районам потребления. Ускорение товарооборачиваемости обеспечивается:

  • активным воздействием коммерческо-посреднических предприятий на промышленность в направлении приведения ассортимента производимой продукции в соответствие со спросом покупателей, улучшения качества товаров, увеличения выпуска расфасованных товаров. Товары, пользующиеся спросом населения, и товары высокого качества реализуются быстрее, поэтому способствуют ускорению оборачиваемости;
  • рациональной организацией товародвижения, устранение излишних звеньев в движении товаров, расширение транзитных отгрузок товаров, механизацией погрузочно-разгрузочных работ, устранением встречных, многократных и излишне дальних перевозок;
  • внедрением прогрессивных методов продажи товаров (самообслуживание, торговля по заказам, по образцам и т.д.), повышением культуры обслуживания покупателей;
  • совершенствованием материально-технической базы торговли, внедрением новой техники, механизацией трудоемких работ;
  • повышением квалификации работников коммерческо-посреднических предприятий, ростом эффективности их труда;
  • своевременной ликвидацией запасов товаров, не пользующихся спросом населения, путем их уценки, передачи другим предприятиям, продажи в кредит торговым организациям и т.д.;
  • совершенствованием централизованной доставки, кольцевого завоза и других прогрессивных форм перевозки товаров.

    Изменения выше названных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели. Факторы, оказывающие влияние на ускорение оборачиваемости товаров, необходимо учитывать при планировании товарных запасов. Это позволит установить экономически обоснованные нормативы товарных запасов, обеспечить дальнейшее развертывание товарооборота, всестороннее удовлетворение потребностей населения.[11]

    В связи с тем, что планирование товарных запасов проводится до окончания  отчетного периода, когда еще  нет фактических данных о состоянии товарных запасов на конец года, возникает необходимость определения ожидаемых товарных запасов на начало планируемого года. Такой расчет ведут путем сложения товарных запасов на последнюю отчетную дату, ожидаемого поступления товаров до конца отчетного периода и суммы реализации товаров за этот период.

3. Цели и задачи  анализа и планирования 

товарных  запасов

    Рациональная  организация процессов товародвижения и товароснабжения предусматривает  создание запасов товаров в основных каналах движения товаров. Поддержание ассортимента товаров в магазинах связано с организацией ритмичного их снабжения со складов оптовых баз или розничных предприятий. Важным является определение заявок на поставку товаров, которые должны находиться в продаже для постоянного удовлетворения спроса покупателей. Необходимость рационального управления товарными запасами в торговле связана с изменениями спроса и производства ряда товаров, нарушением сроков и размеров партий поставляемых товаров в розничную сеть, что определяет необходимость проведения анализа и планирования товарных запасов на торговом предприятии. На предприятиях торговли проводят анализ и учёт товарных ресурсов.

    Перед анализом товарных запасов ставятся следующие основные задачи:

  • установить степень соответствия товарных запасов нормативам по сумме и в днях оборота;
  • выявить изменения, произошедшие в общем объеме и структуре товарных запасов, и установить их причины;
  • выявить причины образования сверхнормативных товарных запасов и запасов ниже нормы;
  • на основе проведенного анализа рекомендовать мероприятия по ликвидации сверхнормативных запасов и пополнения запасов до норматива;
  • определить рациональный порядок распределения товарных запасов между подразделениями организации;
  • рассчитать влияние основных факторов на изменение и эффективность использования товарных запасов.[10]

    Традиционно при изучении товарных запасов на торговом предприятии сведения об их количественном и качественном составе  можно получить на основе данных учета  и отчетности по товарным запасам. Поскольку объем и структура товарных запасов постоянно изменяются, учет их производится на определенные моменты времени. Основные способы учета товарных запасов следующие: инвентаризация, оперативный учет остатков товаров, балансовый метод. Повседневный контроль за товарными запасами осуществляется посредством текущего бухгалтерского учета.

    Инвентаризация - это сплошная перепись товаров. Порядок  проведения инвентаризации материальных ценностей определяется специальными инструкциями. В результате инвентаризаций уточняются учетные данные об остатках товаров в ассортиментном разрезе, выявляются неходовые, неполноценные или совершенно некачественные товары, а также дается расшифровка сверхнормативных запасов. По инвентаризационным описям можно изучить структуру товарных запасов.

    Оперативный учет остатков товаров состоит в  том, что по каждому товару подсчитывается количество мест в стандартной упаковке: ящиков, мешков и т. д. Количество мест умножается на установленный по стандарту  объем места и к полученному результату прибавляется количество товара в нестандартной упаковке. Установленное в натуре наличие товаров оценивается в действующих розничных ценах. Оперативный учет от других видов учета отличается тем, что представляет собой устные сообщения по телефону, телеграфу, радио. Его сведения используются главным образом в пределах одного предприятия, в целях оперативного управления торговлей.

    С помощью балансового метода можно  определить расчетным путем общую  сумму запасов товаров на определенную дату. Для этого используется следующая зависимость:

Зн + П = Р + В + Зк

                         Зн = Р + В + Зк – П  (3.1)

Зк - Зн + П - Р – В

    где  Зн, Зк — стоимость запасов товаров соответственно на начало и конец периода; П — стоимость поступивших за период товаров;

    Р — сумма выручки за проданные товары;

    В — прочее выбытие товаров.

    Этот  метод позволяет обеспечить оперативный  учёт и анализ товарных запасов во взаимосвязи с другими показателями. Но он имеет недостаток – отсутствие возможности исключить из расчётов некоторые не установленные потери, что приводит к искажению суммы запасов. Чтобы исключить неточности, необходимо данные балансового учёта систематически сопоставлять с данными инвентаризации и снятия остатков. Балансовый метод и инвентаризация, дополняя друг друга, позволяют выявить недостачи и растраты товаров в торговой сети.[12]

    Результаты  анализа товарных запасов должны показать, как запасы в целом и  по составу обеспечивают нормальное развитие товарооборота. Кроме того, результаты анализа используются для планирования и нормирования товарных запасов. В настоящее время обязательного планирования товарных запасов не существует. Исходя из объёмов деятельности и численности персонала, мелкие предприятия торговли не ведут планирования товарных запасов или планируют их приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия не могут отказаться от планирования и нормирования товарных запасов, так как эти показатели являются отправными моментами для определения объёмов закупки товаров в ассортиментном разрезе. Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который обеспечил бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента при наименьших затратах. В зависимости от наличия экономической информации и ряда других условий нормирование товарных запасов ведут различными методами. Наиболее применимы опытно - статистический, технико - экономический, экономико - статистический и метод удельных приращений.

    Опытно - статистический метод основан на изучении сложившейся оборачиваемости отдельных видов товаров за прошлые годы, на учёте влияния различных факторов на скорость обращения. Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических товарных запасов текущего хранения, и анализируется годовая товарооборачиваемость за 3-5 прошедших лет. Выявленные при анализе тенденции развития запасов экстраполируются с учётом объективных и субъективных факторов. В результате влияния этих факторов исчисляется расчётный норматив в днях оборота. Но этот метод расчёта товарных запасов недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных запасов за ряд лет. При этом в расчёт переносится в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объём товарных запасов, что приводит к необоснованности норматива.

    Чаще  всего торговые предприятия используют метод технико-экономических расчётов, он является достоверным и точным. Суть его состоит в том, что расчёт норм запаса товаров проводится по элементам в соответствии с процессом формирования запаса. При этом норма товарных запасов включает следующие элементы: время для приёмки, проверки и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового запаса; гарантийный запас.

Информация о работе Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в розничной торговле