Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:04, курсовая работа
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
на предприятии.
1.1. Этапы и содержание анализа себестоимости продукции……………….…5
1.2. Анализ безубыточности производства и понятие операционного
рычага………………………………………………………………………….....10
Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
2.1. Основные финансово-экономические показатели работы предприятия
и их оценка……………………………………………………………………….13
2.2. Анализ себестоимости продукции предприятия………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………...……………31
Приложение ……………………………………………………………………...32
Общее влияние факторов: 1,423–1,424 = -0,001.
Совместное влияние факторов привело к снижению затрат на рубль товарной продукции на 0,001, или 0,1%. Выявленная тенденция является положительной.
В таблице 5 представлена информация для факторного анализа общей суммы затрат ПО «Хлебокомбинат».
Таблица 5 – Информация для факторного анализа общей суммы затрат ПО «Хлебокомбинат» в 2007–2008 гг.
Затраты, тыс. руб. | Факторы изменения затрат | |||
объём выпуска продукции | структура продукции | переменные затраты | постоянные затраты | |
Затраты 2007 г.: 7841 | 2007 | 2007 | 2007 | 2007 |
2007 г.,
пересчитанный на объём производства
продукции 2008 г.:
8010 |
2008 | 2007 | 2007 | 2007 |
По уровню 2007 г. на выпуск продукции 2008 г.: 12400 | 2008 | 2008 | 2007 | 2007 |
2008 г. при уровне постоянных затрат 2007 г.: 15705 | 2008 | 2008 | 2008 | 2007 |
Затраты 2008 г.: 19259 | 2008 | 2008 | 2008 | 2008 |
Расчет влияния объема выпуска продукции на общую сумму затрат:
8010–7841 = 169 тыс. руб.
Расчет влияния изменения структуры продукции на затраты:
12400–8010 = 4390 тыс. руб.
Расчет влияния изменения переменных затрат:
15705–12400 = 3305 тыс. руб.
Расчет влияния изменения постоянных затрат:
19259–15705 = 3554 тыс. руб.
Общее влияние факторов: 169+4390+3305+3554 = 11418 тыс. руб.
В
наглядной форме влияние
Рисунок
3 – Влияние факторов на изменение общей
суммы затрат ПО «Хлебокомбинат» в 2007–2008 гг.
Из расчетов и рисунка 4 ясно, что все факторы привели к росту общей суммы затрат предприятия на 11418 тыс. руб. Наиболее сильное влияние оказало изменение структуры продаж, в результате чего затраты предприятия повысились на 4390 тыс. руб. Вторым по силе был фактор роста постоянных затрат, действие которого вызвало рост общей суммы затрат предприятия на 3554 тыс. руб.
В таблице 6 представлена информация для анализа операционного рычага ПО «Хлебокомбинат».
Операционный
рычаг уменьшился на 0,5 в 2008 г. по сравнению
с 2106 г. Сила воздействия операционного
рычага составила 0,02 и 0,03 в 2007 и 2008 гг. соответственно.
Таблица 6 – Операционный рычаг ПО «Хлебокомбинат» в 2006–2008 годах
Показатель | Годы | Изменение | |||||
2006 | 2007 | 2008 | +,- | Темп роста, % | |||
2007 от 2006 | 2008 от 2007 | 2007 к 2006, % | 2008 к 2007, % | ||||
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | 13398 | 8023 | 19734 | -5375 | 11711 | 59,9 | 246,0 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 302 | 182 | 475 | -120 | 293 | 60,3 | 261,0 |
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб., в том числе: | 13096 | 7841 | 19259 | -5255 | 11418 | 59,9 | 245,6 |
– сумма переменных затрат, тыс. руб. | 10740 | 6430 | 15792 | -4310 | 9362 | 59,9 | 245,6 |
– сумма постоянных затрат, тыс. руб. | 2356 | 1411 | 3467 | -945 | 2056 | 59,9 | 245,7 |
Сумма маржинального дохода, тыс. руб. | 2658 | 1593 | 3942 | -1065 | 2349 | 59,9 | 247,5 |
Доля маржинального дохода в выручке, % | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0 | 0 | 100,0 | 100,0 |
Безубыточный объем продаж, тыс. руб. (постоянные расходы / доля маржинального дохода) | 11780 | 7055 | 17335 | -4725 | 10280 | 59,9 | 245,7 |
Операционный рычаг (маржинальный доход / прибыль от продаж) | 8,8 | 8,8 | 8,3 | 0 | -0,5 | 100,0 | 94,3 |
Сила
воздействия операционного |
Х | 0,02 | 0,03 | Х | Х | Х | Х |
Это свидетельствует о том, что предприятие недостаточно эффективно управляет своими затратами, так как увеличение маржинального дохода всего на 2349 тыс. руб. привело к росту прибыли всего на 293 тыс. руб.
По
данным таблицы 7 определим запас
финансовой прочности ПО «Хлебозавод».
Таблица 7 – Запас финансовой прочности ПО «Хлебокомбинат» в 2006–2008 годах
Показатель | Годы | Изменение | |||||
2006 | 2007 | 2008 | +,- | Темп роста, % | |||
2007 от 2006 | 2008 от 2007 | 2007 к 2006, % | 2008 к 2007, % | ||||
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | 13398 | 8023 | 19734 | -5375 | 11711 | 59,9 | 246,0 |
Безубыточный объем продаж, тыс. руб. (постоянные расходы / доля маржинального дохода) | 11780 | 7055 | 17335 | -4725 | 10280 | 59,9 | 245,7 |
Запас финансовой устойчивости, тыс. руб. | 1618 | 968 | 2399 | -650 | 1431 | 59,8 | 247,8 |
Запас финансовой устойчивости, % | 12,1 | 12,1 | 12,2 | 0 | 0,1 | 100,0 | 100,8 |
Выручка от продажи может уменьшиться еще на 12,2%, и тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка от продаж станет еще ниже, то предприятие будет убыточным.
Предприятию нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия.
Основными
резервами снижения себестоимости
продукции и услуг были названы:
увеличение объема производства продукции;
сокращение затрат на ее производство
за счет повышения уровня производительности
труда, экономного использования материальных
ресурсов, сокращения непроизводительных
расходов, потерь и т.д.
В условиях рыночной системы хозяйствования себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты, темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности. Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Цель
анализа себестоимости
Анализ, проведенный в работе по данным ПО «Хлебокомбинат», позволил сделать следующие выводы.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг предприятия за 2006–2008 гг. имела тенденцию к увеличению с 13398 тыс. руб. до 19734 тыс. руб. Ее темп роста был равен 59,9% и 246% в 2007–2008 гг. по сравнению с предшествующими годами.
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг также увеличивалась, но более низкими темпами в 2007 г. по сравнению с 2006 г. (59,9%) и такими же как выручка от продаж в 2008 г. по сравнению с 2007 г. (245,6%).
Операционный рычаг уменьшился на 0,5 в 2008 г. по сравнению с 2106 г. Сила воздействия операционного рычага составила 0,02 и 0,03 в 2007 и 2008 гг. соответственно.
Это свидетельствует о том, что предприятие недостаточно эффективно управляет своими затратами, так как увеличение маржинального дохода всего на 2349 тыс. руб. привело к росту прибыли всего на 293 тыс. руб.
Выручка от продажи может уменьшиться еще на 12,2%, и тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка от продаж станет еще ниже, то предприятие будет убыточным.
Предприятию
нужно постоянно следить за запасом
финансовой устойчивости, выяснять насколько
близок или далек порог
Для
обеспечения большей
1.
Распределять каждую статью
2.
В качестве одного из способов
решения проблемы
3.
Одним из наиболее радикальных подходов
к проблеме распределения накладных расходов
является использование функционального
(операционного) учета затрат, или иначе,
учета затрат на основе видов деятельности.