Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:04, курсовая работа
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
на предприятии.
1.1. Этапы и содержание анализа себестоимости продукции……………….…5
1.2. Анализ безубыточности производства и понятие операционного
рычага………………………………………………………………………….....10
Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
2.1. Основные финансово-экономические показатели работы предприятия
и их оценка……………………………………………………………………….13
2.2. Анализ себестоимости продукции предприятия………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………...……………31
Приложение ……………………………………………………………………...32
Каждое
предприятие выполняет
При рассмотрении структуры затрат предприятия следует оценивать каждую статью с точки зрения ее значимости и контролируемости. Обобщение данных промышленных предприятий позволило установить, что важными контролируемыми статьями затрат являются материалы, зарплата, накладные расходы. Высокими темпами растут расходы на электроэнергию (силовую). К числу важнейших не контролируемых расходов относят расходы на социальные нужды, которые для своего покрытия постоянно требуют наличия средств (эта статья существует только в условиях российской экономики). Причем покрывать эту статью предприятия должны независимо от того, есть ли у него чистая прибыль или нет.
При определении резервов роста необходимо учесть составляющие каждой значимой статьи. Так, в состав производственных накладных расходов входят амортизация и затраты на текущий ремонт, а также расходы на содержание зданий и сооружений, которые интенсивно растут в последнее время, а в состав общезаводских накладных расходов – заработная плата общезаводского персонала и прочие расходы (телефонные переговоры). Предприятие должно подробно изучить каждую значимую статью расходов, определить, в какие периоды и почему происходят их резкие изменения, и установить, как можно уменьшить влияние неблагоприятных факторов.
1.2. Анализ безубыточности производства и понятие операционного рычага.
Особое внимание необходимо уделять анализу безубыточности производства. При этом анализе предприятие получает ответ на такие вопросы: какое воздействие на прибыль имели бы снижение цены реализации и продажа большого количества изделий, какой требуется объем продаж для покрытия дополнительных постоянных издержек в связи с предполагаемым расширением предприятия и другие. Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объема производства изменится. Такая информация имеет огромное значение для предприятия, так как одной из важных переменных, влияющих на совокупный доход от продаж, совокупные издержки и прибыль, является объем производства (или реализации). По показателю выпуска продукции предприятия имеют возможность определить, при каком объеме прибыль будет максимальной и при каком не будет ни прибыли, ни убытков (т.е. установить точку безубыточности).
Операционный анализ – это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, value, profit – анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.
Для проведения анализа зависимости затрат, объема и прибыли делают определенные допущения:
– поведение переменных и постоянных затрат может быть точно определено;
– затраты и доходы имеют прямую тесную связь;
– в пределах релевантного уровня рентабельность и производительность производства не меняются;
– затраты, цены и структура продукции в течение планируемого периода не меняются;
– объем производства приблизительно равен объему реализации.
Действие
операционного рычага состоит в
том, что любое изменение выручки
от реализации продукции всегда порождает
более сильное изменение
При
благоприятной конъюнктуре
Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент. Таким образом, задавая тот или иной темп прироста объема реализации, можно определить, в каких размерах возрастет сумма прибыли при сложившейся на предприятии силе операционного рычага. Различия в достигаемом эффекте на предприятиях будут определяться различиями в соотношении постоянных и переменных затрат. Понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности текущей деятельности предприятия. Это управление сводится к изменению значения силы операционного рычага при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.
При
неблагоприятной конъюнктуре
Глава
II. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности и себестоимости
предприятия.
2.1.
Основные финансово-
Потребительское общество «Хлебокомбинат» – добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное на основе членства путем объединения его членами пайщиками обязательности уплаты вступительного и паевого взносов для торговой, производственной, заготовительной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Потребительское общество «Хлебокомбинат» – юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, действует на основании устава, имеет в собственности имущество, самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном и третейском.
Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.
Основным видом деятельности общества является производство и реализация хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, мучных изделий и безалкогольных напитков.
Для осуществления основной деятельности общество ведет:
– торгово-закупочную деятельность;
– производство и реализация товаров народного потребления;
– оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, в целях бесперебойного обеспечения населения товарами народного потребления, предназначенных для удовлетворения личных потребностей граждан, оказание иных услуг населению, а также сельскохозяйственной продукцией;
– заготовительная деятельность;
– организация сети магазинов и других сервисно-бытовых комплексов и оказание бытовых услуг населению.
Управление ПО «Хлебокомбинат» осуществляет общее собрание общества, совет общества и правление общества.
ПО «Хлебокомбинат» выпускает следующие виды продукции: несколько видов хлеба; булочные изделия; сухари; кондитерские изделия.
В
таблице 1 представлены основные финансово-экономические
показатели деятельности предприятия
за 2006–2008 гг., составленные по данным бухгалтерской
отчетности (приложение).
Таблица 1 – Основные финансово-экономические показатели работы ПО «Хлебокомбинат» за 2006–2008 гг.
Показатели | Годы | Изменение | |||||
2006 | 2007 | 2008 | абсолютное
(+,–) |
темп роста, % | |||
2007 от 2006 | 2008 от 2007 | 2007 к 2006 | 2008 к 2007 | ||||
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 13398 | 8023 | 19734 | -5375 | 11711 | 59,9 | 246,0 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 13096 | 7841 | 19259 | -5255 | 11418 | 59,9 | 245,6 |
3. Уровень себестоимости, % | 97,7 | 97,7 | 97,6 | 0 | -0,1 | 100,0 | 99,9 |
4. Прибыль от продаж, тыс. руб. | 302 | 182 | 475 | -120 | 293 | 60,3 | 261,0 |
5. Рентабельность продаж, % | 2,3 | 2,3 | 2,4 | 0 | 0,1 | 100,0 | 104,3 |
6. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | 7 | 180 | 54 | 173 | -126 | 2571,4 | 30,0 |
7. Численность работников, чел. | 110 | 125 | 133 | 15 | 8 | 113,6 | 106,4 |
8. Производительность труда, тыс. руб. | 121,8 | 64,2 | 148,4 | -57,6 | 84,2 | 52,7 | 231,2 |
9. Дебиторская задолженность | 336 | 747 | 712 | 411 | -35 | 222,3 | 95,3 |
10. Кредиторская задолженность | 162 | 917 | 1177 | 755 | 260 | 566,0 | 128,4 |
11. Средняя зарплата работника, руб. | 6500 | 7200 | 8000 | 700 | 800 | 110,8 | 111,1 |
12. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 8580 | 10800 | 12768 | 2220 | 1968 | 125,9 | 118,2 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг предприятия за 2006–2008 гг. имела тенденцию к увеличению с 13398 тыс. руб. до 19734 тыс. руб. Ее темп роста был равен 59,9% и 246% в 2007–2008 гг. по сравнению с предшествующими годами.
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг также увеличивалась, но более низкими темпами в 2007 г. по сравнению с 2006 г. (59,9%) и такими же как выручка от продаж в 2008 г. по сравнению с 2007 г. (245,6%).
Уровень
себестоимости продукции
Увеличение объемов деятельности обусловило рост прибыли от продаж, прирост который составил 293 тыс. руб. в 2008 н. по сравнению с 2007 г., или на 161%. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. прибыль от продаж снизилась на 120 тыс. руб.
Чистая прибыль предприятия в 2006 г. составила всего 7 тыс. руб. и имела тенденцию к возрастанию в 2008 г. до 54 тыс. руб.
Положительным моментом в деятельности предприятия является увеличение производительности труда за исследуемый период. Так, в 2006 году она составляла 121,8 тыс. руб. на человека, а в 2008 году – увеличилась до 148,4 тыс. руб. на человека.
В 2006 г. ПО «Хлебокомбинат» имело активное сальдо задолженности, а в 2007–2008 гг. – пассивное сальдо (дебиторская задолженность – кредиторская задолженность):
336–162 = 174 тыс. руб. – 2006 г.;
747–917 = -170 тыс. руб. – 2007 г.;
712–1177 = -465 тыс. руб. – 2008 г.
Активное сальдо задолженности свидетельствует о том, что предприятие предоставляло своим покупателям бесплатный коммерческий кредит в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей коммерческим кредиторам.
Пассивное сальдо задолженности говорит о том, что предприятие финансировало свои запасы и отсрочки платежей своих должников за счет неплатежей коммерческим кредиторам (то есть бюджету, внебюджетным фондам и др.).
Таким образом, предварительная оценка финансового состояния предприятия, показало, что он работало недостаточно успешно в 2006–2008 гг.
Уплотненный
(агрегированный) аналитический баланс,
составлен на основе данных формы
№1.
Таблица 2 – Уплотненный аналитический баланс ПО «Хлебокомбинат» (тыс. руб.)