Анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
на предприятии.
1.1. Этапы и содержание анализа себестоимости продукции……………….…5
1.2. Анализ безубыточности производства и понятие операционного
рычага………………………………………………………………………….....10
Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
2.1. Основные финансово-экономические показатели работы предприятия
и их оценка……………………………………………………………………….13
2.2. Анализ себестоимости продукции предприятия………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………...……………31
Приложение ……………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 472.50 Кб (Скачать)
Актив 2006 2007 2008 Пассив 2006 2007 2008
Ликвидные активы 375 1124 877 Краткосрочные обязательства 748 4580 3588
Материально-производственные запасы 485 3742 3277 Долгосрочные  обязательства 0 0 617
Недвижимое  имущество 0 0 238 Собственный капитал 112 286 187
Баланс 860 4866 4392 Баланс 860 4866 4392
 

     Динамику  развития предприятия можно охарактеризовать с положительной стороны. Валюта баланса возросла на 3532 тыс. руб. в  2008 г. по сравнению с 2006 г. Ликвидные активы предприятия, которые в короткое время могут быть обращены в денежные средства, выросли на 502 тыс. руб. в 2008 г. по сравнению с 2006 г. Материально-производственные запасы также выросли.

     Собственный капитал увеличился на 75 тыс. руб. в  2008 г. по сравнению с 2006 г. за счет увеличения нераспределенной прибыли. Краткосрочные обязательства также повысились, а долгосрочные – возникли.

     Далее проведем анализ ликвидности баланса  предприятия (табл. 3).

     Баланс  считается абсолютно ликвидным, если: 

     A1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4. 

     Изучение  соотношений этих групп активов  и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения в структуре баланса и его ликвидности.

     Из  четырех соотношений, характеризующих  соотношение активов по степени  ликвидности и обязательств по сроку  погашения, в 2006–2007 годах выполняются только третье и четвертое, в 2008 г. – только третье неравенство.

     Таблица 3 – Информация для анализа соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения по ПО «Хлебокомбинат» за 2007–2008 гг.

Активы  по степени ликвидности 2006 2007 2008 Норм. соотношение Пассивы по сроку погашения 2006 2007 2008 Излишек / 
недостаток платеж. средств тыс. руб.,
2006 2007 2008
А1. Высоколиквидные  активы (денежные средства + краткосрочные  финансовые вложения) 39 377 165 >= П1. Наиболее срочные  обязательства (текущая кредиторская задолженность) 162 917 1177 -123 -540 -1012
А2. Быстрореализуемые  активы (краткосрочная дебиторская  задолженность) 336 747 712 >= П2. Среднесрочные  обязательства (краткосрочные кредиты  и займы) 586 3663 2411 -250 -2916 -1699
А3. Медленнореализуемые  активы (запасы +долгосрочная дебиторская  задолженность + прочие оборотные активы – РБП – НДС к зачету) 485 3742 3277 >= П3. Долгосрочные обязательства 0 0 617 485 3742 2660
А4. Труднореализуемые  активы (внеоборотные активы) 0 0 238 <= П4. Постоянные пассивы (собственный капитал – РБП – НДС к зачету) 112 286 187 112 286 -51
Баланс 860 4866 4392 - Баланс 860 4866 4392 - - -
 

     У предприятия имеется недостаточно высоколиквидных активов для  погашения наиболее срочных обязательств (разница составляет 1012 тыс. руб. – в 2008 гг. и 540 тыс. руб. – в 2007 г., 123 тыс. руб. – в 2006 г.). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств. В данном случае у предприятия недостаточно быстрореализуемых активов для полного погашения среднесрочных обязательств.

     Поскольку соблюдаются не все условия ликвидности  баланса предприятия, то данный баланс нельзя признать абсолютно ликвидным.

     Для оценки платежеспособности предприятия  рассчитывают относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности  и коэффициент текущей ликвидности (табл. 4).

     Эти показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа; коэффициент абсолютной ликвидности – для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущей ликвидности – для инвесторов.

     Таблица 4 – Коэффициенты платежеспособности ПО «Хлебокомбинат» за 2006–2008 годы

Коэффициенты  ликвидности Норматив 2006 2007 2008 Изменение
2007 от 2006 2008 от 2007
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,1–0,2 0,05 0,05 0,05 0 0
Коэффициент текущей ликвидности 2 0,5 0,25 0,24 -0,25 -0,01
Коэффициент критической ликвидности 1 1,15 1,06 1,16 -0,09 0,1
 

     Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия.

     Данный  коэффициент показывает, какая часть  краткосрочных обязательств может  быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность.

     Коэффициент абсолютной ликвидности имеет значение значительно ниже нормы в 2006–2008 гг.

     Итак, в случае поддержания остатка денежных средств на уровне отчетной даты (в основном за счет обеспечения равномерного поступления платежей от партнеров по бизнесу) имеющаяся краткосрочная задолженность не может быть погашена за 2–5 дней.

     Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7–1.

     Значение  коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности не соответствует норме  – 0,5; 0,25; 0,24 в 2006–2008 гг. при норме 1,0 и более. Это говорит о недостатке у ПО «Хлебокомбинат» ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.

     Коэффициент текущей ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов.

     Превышение  оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами, что наблюдается у ПО «Хлебокомбинат», обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ себестоимости  продукции предприятия. 

     Проводя анализ себестоимости продукции предприятия, необходимо осуществлять анализ ее динамики и структуры. В наглядном виде динамика себестоимости проданных товаров, продукции, услуг предприятия ПО «Хлебокомбинат» представлена на рисунке 1.

     

     Рисунок 1 – Динамика себестоимости проданных товаров, продукции, услуг ПО «Хлебокомбинат» в 2006–2008 гг. 

     Из  рисунка 1 видно, что основная тенденция изменения полной себестоимости продукции и услуг ПО «Хлебокомбинат» – тенденция к возрастанию с 13096 тыс. руб. до 19259 тыс. руб.

     Факторный анализ себестоимости продукции  позволяет выявить причины изменения ее общей суммы и отдельных элементов. Факторный анализ позволяет определить резервы и пути снижения себестоимости продукции.

     Прежде  всего определим показатель «затраты на рубль товарной продукции», проанализируем его динамику и дадим оценку повлиявшим на него факторам.

     2006 год: 13096/13398 = 0,977, или 97,7%

     2007 год: 7841/8023=0,977, или 97,7%.

     2008 год: 19259/19734=0,976, или 97,6%.

     Затраты на рубль товарной продукции предприятия  ПО «Хлебокомбинат» являются весьма высокими. Так, в 2006–2007 г. они составили 0,977, в 2008 г. несколько сократились и составили до 0,976.

     Методом цепной подстановки определим влияние  изменения себестоимости и выручки  от продаж на затраты на рубль товарной продукции (рис. 2). 

     

     Рисунок 2 – Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции ПО «Хлебокомбинат» в 2007–2008 гг. 

     Расчет  влияния изменения себестоимости  продукции:

     19259/8023 – 0,977 = 2,40–0,977 = 1,423 руб.

     Вследствие  роста себестоимости продукции  затраты на рубль товарной продукции  выросли на 1,423 руб., или 142,3%.

     Расчет  влияния изменения выручки от продаж:

     0,976 – 2,4 = -1,424, или -142,4%.

     За  счет роста выручки от продаж затраты  на рубль товарной продукции сократились  на 1,424, или 142,4%.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции