Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:04, курсовая работа
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
на предприятии.
1.1. Этапы и содержание анализа себестоимости продукции……………….…5
1.2. Анализ безубыточности производства и понятие операционного
рычага………………………………………………………………………….....10
Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
2.1. Основные финансово-экономические показатели работы предприятия
и их оценка……………………………………………………………………….13
2.2. Анализ себестоимости продукции предприятия………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………...……………31
Приложение ……………………………………………………………………...32
Актив | 2006 | 2007 | 2008 | Пассив | 2006 | 2007 | 2008 |
Ликвидные активы | 375 | 1124 | 877 | Краткосрочные обязательства | 748 | 4580 | 3588 |
Материально-производственные запасы | 485 | 3742 | 3277 | Долгосрочные обязательства | 0 | 0 | 617 |
Недвижимое имущество | 0 | 0 | 238 | Собственный капитал | 112 | 286 | 187 |
Баланс | 860 | 4866 | 4392 | Баланс | 860 | 4866 | 4392 |
Динамику
развития предприятия можно
Собственный капитал увеличился на 75 тыс. руб. в 2008 г. по сравнению с 2006 г. за счет увеличения нераспределенной прибыли. Краткосрочные обязательства также повысились, а долгосрочные – возникли.
Далее проведем анализ ликвидности баланса предприятия (табл. 3).
Баланс
считается абсолютно ликвидным,
если:
A1
> П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4.
Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения в структуре баланса и его ликвидности.
Из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, в 2006–2007 годах выполняются только третье и четвертое, в 2008 г. – только третье неравенство.
Таблица 3 – Информация для анализа соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения по ПО «Хлебокомбинат» за 2007–2008 гг.
Активы по степени ликвидности | 2006 | 2007 | 2008 | Норм. соотношение | Пассивы по сроку погашения | 2006 | 2007 | 2008 | Излишек
/ недостаток платеж. средств тыс. руб., | ||
2006 | 2007 | 2008 | |||||||||
А1. Высоколиквидные активы (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) | 39 | 377 | 165 | >= | П1. Наиболее срочные обязательства (текущая кредиторская задолженность) | 162 | 917 | 1177 | -123 | -540 | -1012 |
А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность) | 336 | 747 | 712 | >= | П2. Среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы) | 586 | 3663 | 2411 | -250 | -2916 | -1699 |
А3. Медленнореализуемые активы (запасы +долгосрочная дебиторская задолженность + прочие оборотные активы – РБП – НДС к зачету) | 485 | 3742 | 3277 | >= | П3. Долгосрочные обязательства | 0 | 0 | 617 | 485 | 3742 | 2660 |
А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) | 0 | 0 | 238 | <= | П4. Постоянные пассивы (собственный капитал – РБП – НДС к зачету) | 112 | 286 | 187 | 112 | 286 | -51 |
Баланс | 860 | 4866 | 4392 | - | Баланс | 860 | 4866 | 4392 | - | - | - |
У
предприятия имеется
Поскольку соблюдаются не все условия ликвидности баланса предприятия, то данный баланс нельзя признать абсолютно ликвидным.
Для
оценки платежеспособности предприятия
рассчитывают относительные показатели:
коэффициент абсолютной ликвидности,
коэффициент быстрой
Эти показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа; коэффициент абсолютной ликвидности – для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущей ликвидности – для инвесторов.
Таблица 4 – Коэффициенты платежеспособности ПО «Хлебокомбинат» за 2006–2008 годы
Коэффициенты ликвидности | Норматив | 2006 | 2007 | 2008 | Изменение | |
2007 от 2006 | 2008 от 2007 | |||||
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,1–0,2 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0 | 0 |
Коэффициент текущей ликвидности | 2 | 0,5 | 0,25 | 0,24 | -0,25 | -0,01 |
Коэффициент критической ликвидности | 1 | 1,15 | 1,06 | 1,16 | -0,09 | 0,1 |
Коэффициент
абсолютной ликвидности (норма денежных
резервов) определяется отношением денежных
средств и краткосрочных
Данный коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность.
Коэффициент абсолютной ликвидности имеет значение значительно ниже нормы в 2006–2008 гг.
Итак, в случае поддержания остатка денежных средств на уровне отчетной даты (в основном за счет обеспечения равномерного поступления платежей от партнеров по бизнесу) имеющаяся краткосрочная задолженность не может быть погашена за 2–5 дней.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7–1.
Значение коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности не соответствует норме – 0,5; 0,25; 0,24 в 2006–2008 гг. при норме 1,0 и более. Это говорит о недостатке у ПО «Хлебокомбинат» ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.
Коэффициент текущей ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов.
Превышение
оборотных активов над краткосрочными
финансовыми обязательствами, что наблюдается
у ПО «Хлебокомбинат», обеспечивает резервный
запас для компенсации убытков, которые
может понести предприятие при размещении
и ликвидации всех оборотных активов,
кроме наличности. Чем больше этот запас,
тем больше уверенность кредиторов в том,
что долги будут погашены.
2.2.
Анализ себестоимости
продукции предприятия.
Проводя анализ себестоимости продукции предприятия, необходимо осуществлять анализ ее динамики и структуры. В наглядном виде динамика себестоимости проданных товаров, продукции, услуг предприятия ПО «Хлебокомбинат» представлена на рисунке 1.
Рисунок
1 – Динамика себестоимости проданных
товаров, продукции, услуг ПО «Хлебокомбинат»
в 2006–2008 гг.
Из рисунка 1 видно, что основная тенденция изменения полной себестоимости продукции и услуг ПО «Хлебокомбинат» – тенденция к возрастанию с 13096 тыс. руб. до 19259 тыс. руб.
Факторный
анализ себестоимости продукции
позволяет выявить причины
Прежде всего определим показатель «затраты на рубль товарной продукции», проанализируем его динамику и дадим оценку повлиявшим на него факторам.
2006 год: 13096/13398 = 0,977, или 97,7%
2007 год: 7841/8023=0,977, или 97,7%.
2008 год: 19259/19734=0,976, или 97,6%.
Затраты на рубль товарной продукции предприятия ПО «Хлебокомбинат» являются весьма высокими. Так, в 2006–2007 г. они составили 0,977, в 2008 г. несколько сократились и составили до 0,976.
Методом
цепной подстановки определим влияние
изменения себестоимости и
Рисунок
2 – Влияние факторов на изменение затрат
на рубль товарной продукции ПО «Хлебокомбинат»
в 2007–2008 гг.
Расчет
влияния изменения
19259/8023 – 0,977 = 2,40–0,977 = 1,423 руб.
Вследствие роста себестоимости продукции затраты на рубль товарной продукции выросли на 1,423 руб., или 142,3%.
Расчет влияния изменения выручки от продаж:
0,976 – 2,4 = -1,424, или -142,4%.
За счет роста выручки от продаж затраты на рубль товарной продукции сократились на 1,424, или 142,4%.