Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:28, контрольная работа
Собственный капитал - это, во-первых, источник финансовых ресурсов для банка. Он незаменим на начальных этапах деятельности банка, когда учредители осуществляют ряд первоочередных расходов, без которых банк просто не может начать свою деятельность (приобретение земли и здания, оборудование помещения, выплата заработной платы персоналу).
Глава 1. Теоретические основы анализа Коммерческой Организации……………………………………………………………………3
1.1 Функции капитала коммерческого банка…………………………………..3
1.2. Почему для банков больший интерес представляют перспективы изменения процентных ставок? Каковы должны быть действия коммерческого банка, если ожидается повышение (понижение) процентных ставок…………………………………………………………………………….5
1.3. Что такое кредитный риск и каковы методы его страхования………….13
1.4. Что такое лизинг? В чем преимущество и недостатки лизинга для коммерческого банка……………………………………………………………17
1.5. Какие факторы влияют на формирование прибыли? Каковы основные пути повышения рентабельности банка……………………………………….22
Глава 2. Анализ Коммерческой Организации (на примере коммерческого «Судостроительного банка»)…………………………….36
2.1. Общая характеристика Коммерческого Судостроительного банка……36
2.2. Анализ состава и структуры ресурсов кредитной организации…………37
2.3. Оценка состояния структуры активов коммерческой организации «Судостроительный банк»....................................................................................39
2.4. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческой организации «Судостроительный банк»……………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………………...44
Приложение………………………………………………………………………47
Центры прибыли - центры финансового учета, деятельность которых связана с получением прибыли. Они занимают центральное место в финансовой структуре банка, поскольку основной целью деятельности коммерческого банка является прибыль. В банке обычно выделяют несколько таких центров: управление кредитования, управление расчетно-кассового обслуживания, казначейство, управление пассивных операций и др. Центры прибыли -- это подразделения, которые непосредственно взаимодействуют с клиентурой в процессе продажи продукта и имеют собственный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках. Из этого вытекает, что им присуща ответственность за реализацию закрепленного за ними продукта или продуктов. В свою очередь, центры прибыли можно разделить на центры привлечения средств и их размещения.
Некоторые банки разграничивают центры прибыли и центры дохода. Различия между ними заключаются в том, что центр прибыли способен оказывать влияние на уровень затрат, а центр дохода - нет.
Центр затрат -- центр финансового учета, деятельность которого связана с обеспечением деятельности других центров финансового учета и не приносит прибыли. Указанные центры могут подразделяться на центры поддержки бизнеса, центры обеспечения и обслуживания и штабные центры затрат.
Подразделения по поддержке бизнеса (центры затрат) характеризуются тем, что все их расходы полностью переносятся на соответствующие центры прибыли. К ним можно отнести, в частности, управление кредитных рисков, управление электронной обработки данных и некоторые другие.
Деятельность центров обеспечения и обслуживания (центры затрат) направлена на обеспечение (материальное, технологическое, информационное и т.п.) функционирования всех подразделений банка. Таким подразделениям, как правило, устанавливаются лимиты расходов, за которыми осуществляется строгий контроль в процессе исполнения бюджета. Расходы этих подразделений в рамках бюджета распределяются на все другие подразделения, для которых осуществляются затраты. К таким центрам относят, например, отдел по работе с персоналом, PR, транспортный, хозяйственный и др.
Штабные центры затрат выполняют функции обще банковского учета, контроля и управления. Ими могут являться: правление банка, секретариат, управление финансового планирования, юридический отдел, управление внутри банковского контроля и аудита, управление бухгалтерского учета. Расходы данных подразделений рассматриваются как обще банковские и распределяются в процессе составления бюджета.
Разделение деятельности отдельных подразделений на центры ответственности должно закрепляться в Положении о финансовой структуре банка. После выделения центров ответственности определяется схема взаимосвязи между ними, что позволяет руководству банка оценивать финансовые результаты деятельности каждого центра, управлять не только банком в целом, но и каждым центром в отдельности.
Важным шагом на пути создания системы бюджетирования является разработка положения о структуре бюджета и регламенте бюджетного процесса. Структура основного бюджета, перечень и содержание документов, несомненно, будут иметь особенности. Очевидно, что начинать данную работу следует с наиболее простых форм. В то же время полную информацию для оценки и контроля за деятельностью банка можно получить на основе трех бюджетных документов: бюджетного отчета о движении денежных средств, отчета о прибылях и убытках и бюджетного баланса.
Внедрение бюджетирования должно подкрепляться соответствующим регламентом, который прописывает состав и структуру используемой информации, порядок ее подготовки и перемещения внутри банка. Регламент определяется руководством банка.
Бюджет банка может
разрабатываться сверху вниз или
снизу вверх. Принятие того или иного
порядка зависит от участников процесса
и характера их участия. В том
случае, если бюджетный процесс идет
сверху вниз, финансовые задания разрабатываются
руководством банка, а центры финансового
учета в предоставляемых ими
бюджетах обосновывают то, как именно
они будут добиваться выполнения
установленных показателей. Такая
схема будет более эффективной
для тех кредитных организаций,
которые обладают реактивной системой
управления, т.е., как мы уже отмечали,
молниеносно реагируют на изменение
внешней среды и среды
Другой метод разработки бюджета предполагает, что центры финансового учета представляют свои планы развития для обсуждения на уровне руководства банка. Очевидно, что разработанные планы должны укладываться в рамки общего направления развития банка, и окончательное решение об одобрении или корректировке представленных документов принимается в процессе согласования между руководителями центров и высшим менеджментом банка. С одной стороны, этот подход обеспечивает участие всего персонала в формировании бюджетов различных уровней, с другой - предполагает объективное отношение руководства банка к запросам всех подразделений.
При децентрализованной системе
формирования бюджета целесообразно
четко прописать функции
Функциями центров прибыли банка могут являться: обеспечение выполнения собственного бюджета и установленных лимитов на расходы; документирование на постоянной основе всех продаж клиентам в рамках как бухгалтерского учета, так и системы управленческого учета; постоянный мониторинг потребностей клиентов в существующих и перспективных продуктах, соответствующих профилю центра, и оценка потребности в финансировании расходов; своевременный информационный обмен с другими центрами; ответственность за предоставление достоверной информации и др.
Функции центров затрат обычно сводятся к обеспечению выполнения установленных лимитов на расходы. Они (центры), безусловно, должны непрерывно документировать процесс оказания услуг другим центрам ответственности в рамках бухгалтерского и управленческого учета; оценивать и вести ценовую экспертизу услуг, предоставляемых сторонним организациям; осуществлять своевременный информационный обмен с другими центрами; иметь право выходить с запросом на корректировку выделенных лимитов в сторону увеличения, подкрепляя его соответствующим экономическим обоснованием, и т.д.
Особую роль в процессе бюджетирования играет казначейство банка. Именно с данной структурной единицей связан наиболее болезненный вопрос бюджетирования -- трансфертное ценообразование.
Учет и распределение затрат, трансфертное ценообразование -- неотъемлемые атрибуты децентрализованной системы управления доходностью, которые, к сожалению, связаны с определенными трудностями и имеют такую же сложную репутацию, как дюрация, о которой мы подробно говорили выше. Многие специалисты справедливо отмечают, что одной из причин неудач при реализации системы управления доходностью подразделений, продуктов и клиентов является стремление менеджмента добиться высокой степени детализации и точности в учете затрат. В этой связи не следует стремиться к тому, чтобы добиваться абсолютной точности в распределении затрат между подразделениями банка; необходимо, как нам представляется, ограничиться распределением затрат по наиболее значительным статьям. Это позволит избежать спорных моментов и противоречий. Более того, такой подход существенно снизит затраты по внедрению самой системы управления доходностью подразделений, продуктов и клиентов.
Принимая во внимание вышесказанное
для внедрения данной системы, можно
опираться на наименьший общий показатель,
который можно применить для
всех элементов оценки доходности.
В качестве такой базы целесообразно
избрать какой-либо количественный
показатель, например, количество открытых
счетов, стандартные затраты
При распределении затрат следует каждый центр ответственности классифицировать в одну из трех категорий: линейное подразделение; подразделение по поддержке бизнеса и накладное подразделение
Из приведенных данных следует, что к линейным подразделениям относятся такие, которые занимаются предоставлением клиентам продуктов и услуг, управляют портфелями активов. Подразделения по поддержке продуктов оказывают прямую операционную поддержку или поддержку в виде бэк - офиса. Накладные подразделения предоставляют административную поддержку всем другим подразделениям и департаментам. Данная классификация не является бесспорной, однако она имеет право на существование и вполне может быть использована при реализации модели управления доходностью подразделений, продуктов и клиентов.
Первым шагом на пути оценки и управления доходностью в коммерческом банке является распределение бюджетных затрат накладных подразделений на другие - поддержке продуктов и линейные. Подчеркнем, что распределению подлежат только бюджетные статьи расходов. Отклонения фактических показателей накладных подразделений от плановых распределению не подлежат, они ложатся на затраты указанных подразделений. Распределение накладных расходов происходит, как правило, в зависимости от штатной численности сотрудников либо в зависимости от заработной платы.
Рассмотрим простой пример.
Предположим, в гипотетическом банке
имеется шесть организационных
подразделений и четыре вида продукта.
В число подразделений входят:
администрация, отдел операций с
клиентами, казначейство, отдел по работе
с корпоративными клиентами и
два филиала в разных регионах,
занимающихся операциями с физическими
лицами. Очевидно, что в нашем
случае мы имеем одно подразделение
накладного характера (администрация);
одно -- осуществляющее поддержку продуктов
(отдел операций с клиентами) и
четыре линейных подразделения. К числу
продуктов указанных
Трансфертное ценообразование относится, как мы уже отмечали, к достаточной важной и сложной области управления доходностью. Трансфертная цена -- цена перевода средств между подразделениями банка. Целью установления трансфертной цены является выявление величины скорректированного на риск чистого процентного дохода для каждого подразделения, продукта или клиента.
Специфика трансфертного ценообразования в банках заключается в том, что в отличие от промышленного предприятия, оперирующего во внутреннем обороте большим количеством разнообразных продуктов, он имеет один ресурс, который занимает доминирующее положение, а значит, задача трансфертного ценообразования упрощается.
Процесс введения в банке трансфертного ценообразования включает два блока:
расчет себестоимости внутренних финансовых ресурсов, установление цены при их переводе из одного подразделения в другое;
определение системы взаимодействия привлекающих и размещающих ресурсы подразделений.
Центры прибыли работают
с внешними пользователями банковских
продуктов. Управление ими происходит
через систему бюджетирования. У
менеджмента банка должна быть возможность
определять доходную и расходную
их часть, с тем чтобы выявить,
сколько зарабатывает данный центр.
В то же время ресурсы, которые
вовлечены в оборот банком, обезличены
и имеют при этом разную стоимость.
В этой связи стремление менеджмента
в процессе управления доходностью
оценить стоимость ресурсов, использованных,
например, центром прибыли, достаточно
сложно. Соответственно не просто просчитать
эффективность различных
В связи со снижающейся
доходностью большинства