Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются проблемы реализации продукции, а также анализируется объем произведенной продукции. Ключевым моментом являются особенности анализа объемов производства продукции на ООО « Три С».

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 82.04 Кб (Скачать)

По данным таблицы видно, что  в 2007 году коэффициент ритмичности  был равен 1, а в 2008 году этот показатель снизился и составлял 0.98. Это снижение произошло потому что в III квартале наблюдалось значительное снижение показателя по выполнению плана, возможно из за того, что в течении предыдущих кварталов на складе образовалось достаточное количество незавершенного производства.

2.7. Анализ структурных сдвигов продукции

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме выпуска.

Структура продукции существенно  влияет на сумму продаж, а следовательно, и на массу прибыли и уровень  рентабельности деятельности предприятия. Если увеличивается удельный вес  продаж высокорентабельной продукции, продажи тоже увеличиваются, и наоборот.

Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции запланированного соотношения отдельных её видов.

Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям  от плановой структуры продукции, нарушая  тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчёта влияния структурных  сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счёта по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счёт по всем видам изделий производится по формуле:

 

                                   DВПстр=ВП1-ВП1,0,                                                     (2.4)

где DВПстр- изменение объёма выпуска продукции за счёт структуры;

ВП1-фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1,0- фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при  плановой структуре рассчитывается двумя способами:

  1. путём умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции
  2. путём умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

           Таблица 2.3

Анализ  структуры продукции                                                                      

Изделие

Опт. цена за единицу продукции, руб.

Объем производства продукции в натуральных  измерителях

Товарная продукция в ценах  плана, тыс. руб.

Изменение

ТП за счет структуры, тыс. руб.

 
 

План

Факт

План

Факт пересчитанный на план. структуру

Факт

 

1

2

3

4

5

6

7

8= 7-6

 

А

500

57600

50400

28800

28900

25200

- 3700

 

В

600

56000

55470

33600

33717

33282

-435

 

С

700

27430

35650

19201

19267

24955

5688

 

Итого:

 

 

141030

141520

81601

81884

83437

1553

 

 

Коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520/141030).

Фактический выпуск по изделию  А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. ДЕ (28800:1,003474).

По данным таблицы 1.1, отклонение в объёме товарной продукции за счёт изменения структуры составило 1553 ДЕ. Если вы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объём производства в ценах плана составил 81884 тыс. ДЕ. При фактической структуре он выше на 1553 ДЕ.

При использовании средних  цен расчёт производится по формуле:

 

                              DВстр = (р1 – р0) * x1,                                                     (2.5)

где DВстр – изменение объёма выпуска продукции за счёт структуры;

 x1 – выпуск продукции в отчётном периоде в натуральном выражении;

   р0 - средняя оптовая цена группы изделий по плану;

   р1 – фактическая средняя оптовая цена группы изделий.                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Факторы и резервы повышения объёма производства и реализации продукции.

 

    1. Факторы увеличения объёма производства и реализации продукции

Изменение остатков продукции  на складах и товаров, отгруженных  покупателям, в значительной мере определяет размер выручки за анализируемый  период. Расчет влияния этих факторов на объем продаж производится сравнением их фактического уровня с базовым (плановым или уровнем прошлого года) и исчислением  абсолютных и относительных отклонений.

С этой целью анализируется  баланс товарной продукции. На изменение  объема реализации влияют многочисленные факторы.

Для анализа выполнения плана по объему продаж продукции  составляется баланс товарной продукции  в двух оценках: по себестоимости  и по отпускным ценам.

Изменение объема продаж


  


 

Изменение отгрузки

продукции

 

Изменение остатков товаров, отгруженных на начало и конец анализируемого

периода

Изменение остатков готовой продукции  на складе на начало периода (ГПр, Ок)

 

       

Сроки оплаты,

которые

не наступили

Изменение выпуска товарной продукции

 

Не оплаченные в срок покупателями товары

Изменение остатков готовой продукции  на складе на конец периода

 

Товары на ответственном хранении у покупателя


 

          Рис. 3.1 Факторы, влияющие на реализацию

Балансовое уравнение  имеет вид:

РП = ГПзап.I + ВП — ГПзап.II     (3.1)

где РП — объем реализованной  продукции;

ГПзап.I , ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции  за период.

Анализ реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам  продукции.

При этом определяется коэффициент  выполнения договорных обязательств (kд):

 
                           ,                                                 (3.2)

 

где ВПо — плановый объем  продукции для заключения договоров;

       ВПн — недопоставка продукции по договорам.

 

Таблица 3.1

Анализ факторов изменения объема реализованной продукции

 

 

Показатель

Сумма в плановых ценах,  млн. руб.

план

факт

Отклонения,

+ -

1. Остаток готовой продукции  на начало года

-

-

-

2. Выпуск товарной продукции

65231825

70972349

5740524

3. Остаток готовой продукции  на конец года

47880705

50390349

2509644


                                                     

Продолжение таблицы 3.1

4. Отгрузка продукции за год

17351120

20582000

3230880


   

 Из анализа факторов  изменения объема реализации  продукции видно, что план реализации  перевыполнен на 3230880 рублей за счет увеличения выпуска товарной продукции на 5740524 рублей. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складах на 2509644 рублей. Это могло произойти в связи с экономическим кризисом в 2008 году, так как прекратились  хозяйственные отношения предприятия с Ярославлем, Салехардом и Перми. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 3230880 рублей.

     Особое внимание уделяется  изучению влияния факторов, определяющих  объем производства продукции:

  1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР * ГВ         (3.3)

РП = ЧР * ГВ * Дв

  1. Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и

      эффективность их  использования:

ВП = ОПФ * ФО (3.4)

РП = ОПФ * ФО *Дв

  1. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их

     использования:

ВП = МЗ * МО (3.5)

где ЧР – численность рабочих,

       ГВ – годовая выработка,

       Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме

                валовой продукции,

    ОПФ – основные производственные фонды,

     

ФО – фондоотдача,

      МЗ – материальные запасы,

      МО – материалоотдача.

     Расчет влияния данных  факторов на объем валовой  и реализованной продукции можно  произвести одним из приемов  детерминированного факторного  анализа. Затем, зная причины  изменения среднегодовой выработки  персонала, фондоотдачи и материалоотдачи,  следует установить их влияние  на выпуск продукции путем  умножения их прироста за счет  i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов.

 

3.2. Резервы увеличения производства  и реализации продукции

 

     Основные источники  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции


 



 

Рис. 3.2 Резервы роста объёма реализации продукции

Резервы роста производства продукции  состоят из трех групп:

  1. За счет улучшения использования трудовых ресурсов:

а) создание дополнительных рабочих  мест;

б) сокращение потерь рабочего времени;

в) повышение уровня производительности труда.

  1. За счет улучшения использования основных фондов:

а)  приобретение дополнительных машин  и оборудования;

б) более полное использование их фонда рабочего времени;

в) повышение производительности работы оборудования;

  1. За счет улучшения использования сырья и материалов:

а) дополнительное приобретение сырья  и материалов;

б) сокращение сверхплановых отходов  сырья и материалов;

в) сокращение норм расходы сырья  и материалов на единицу продукции.

     Определение величины  резервов по первой группе  производится следующим образом:

Р­ВПкр = Р­КР * ГВф, (3.6)

Р­ВПфрв = Р­ФРВ *ЧВф,

Р­ВПчв = Р­ЧВ * ФРВв.

где Р­ВПкр, Р­ВПфрв, Р­ВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;

       Р­КР - резерв увеличения количества рабочих мест;

       Р­ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени;

Р­ЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

     По второй группе  резервы увеличения производства  продукции за счет увеличения  численности оборудования  (Р­К), времени его работы (Р­Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р­ЧВ) рассчитывают по формуле:

Р­ВПк = Р­К * ГВф, (3.7)

Р­ВПт = Р­Т * ЧВф,

Р­ВПчв = Р­ЧВ * Тв.

     По третьей группе  резервы увеличения выпуска продукции  исчисляются следующим образом:

а) Дополнительное количество j-го материала делится на норму его расходы на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. затем результаты суммируются по всем видам продукции:

Р­ВП = å(Р­Мj / НРji пл * Цi пл)   (3.8)

б) Сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после результаты суммируются:

Р­ВП = å(Р¯ОТХj / НРji пл * Цi пл) (3.9)

в) Планируемое сокращение нормы расходы j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

Р­ВП = å(Р¯НРji * VВПi пл /НРji пл * Цi пл). (3.10)

    

      Далее нужно обобщить  выявленные резервы увеличения  производства и реализации продукции.  Для этого построим еще одну  аналитическую таблицу:

Таблица 3.2

Резервы увеличения выпуска продукции

 

Источник резервов

Резервы увеличения выпуска продукции  за счет

                            

 

Трудовых ресурсов

Средств труда

Предметов труда

1

2

3

4

1. Увеличение количества ресурсов

-

1 000

2 500

2. Более полное использование  рабочего времени

 

1 000

 

2 340

 

-

3. Повышение производительности  труда

1 050

-

-

4. Сокращение сверхплановых отходов  сырья и материалов

 

-

 

-

 

230

5. Снижение норм расхода сырья  и материалов

 

-

 

-

 

450

Итого:

2 050

3 340

3 180

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции