Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются проблемы реализации продукции, а также анализируется объем произведенной продукции. Ключевым моментом являются особенности анализа объемов производства продукции на ООО « Три С».

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 82.04 Кб (Скачать)

Обязательным требованием  является соблюдение интересов потребителя  и его требований качеству поставляемой продукции и услуг.

В процессе анализа объема производства и продаж решают следующие  задачи:

  1. Оценка степени выполнения плана и динамики показателей производства и продаж продукции.
  2. Выявление степени влияния факторов на показатели объема производства и продаж.
  3. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и продаж продукции.
  4. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов для повышения темпов прироста продукции, улучшения её ассортимента и качества.

     Объем производства  продукции выражается в натуральных,  условно-натуральных, стоимостных  измерителях и в единицах трудоёмкости.

Натуральные измерители используются при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции (тонны, метры, штуки и т. п.).

Условно-натуральные показатели применяются для обобщённой характеристики объёма производства. Например, на консервных заводах используется показатель «условные банки», на ремонтных – «условные единицы ремонта».

Показатели трудоёмкости продукции позволяют определить объемы производства через затраты труда или сумму выплаченной заработной платы. Это актуально, прежде всего, для производства услуг, для которых интеллектуальный потенциал является основным ресурсом.

Стоимостные показатели являются универсальными измерителями для универсальной (обобщённой) оценки производства и продаж продукции.

Основными показателями объёма производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство, выраженная в сопоставимых ценах.

     Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Чистая – продукция определяется как валовая за минусом величины материальных затрат (включая амортизацию)

Реализованная продукция – стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателям.

Расхождение показателей  выполнения плана по объёму чистой и валовой (товарной) продукции обусловлено  снижением или ростом материалоёмкости произведённой продукции.

 

Анализ объёма производства и продаж проводят в несколько  этапов

1

Изучение динамики валовой товарной продукции, расчёт базисных и цепных темпов роста (прироста)

2

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции

3

Анализ конкурентоспособности и  качества продукции

4

Анализ структурных сдвигов в  выпуске продукции

5

Анализ ритмичности выпуска продукции

6

Факторный анализ продаж


 

Рис. 2.1 Методика анализа объёма производства и продаж продукции

Объем производства и реализации продукции  являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем  производства продукции. Но по мере насыщения  рынка и усиления конкуренции  не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реально  реализовать.

2.3. Анализ динамики производства и реализации продукции

Анализ  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста и  прироста. Этот анализ показывает, как  изменился объем производства и  реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует  о накоплении остатков нереализованной  продукции на складах предприятия  и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. В курсовой я применяю среднегеометрическую взвешенную.

Для наглядности динамика товарной и  валовой продукции может быть изображена с помощью графиков, в  виде столбчатых и полосовых диаграмм.

Оперативный анализ производства и  отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции  по объему, ассортименту, качеству, а  также отклонение от плана. (См. приложение)

Анализ реализации продукции тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам  для предприятия оборачивается  уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может  потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию  сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с  нарастающим итогом в целом по предприятия, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам  и по экспорту продукции.

При анализе товарной  продукции  устанавливают выполнение плана  по номенклатуре и ассортименту продукции.

2.4. Методика анализа ассортимента и структуры продукции

Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает:

  1. Полный;
  2. Групповой;
  3. Внутригрупповой.

При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой – наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в  его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие  основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к  выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Основными причинами, влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции, являются:

  • Внутренние причины:
  • недостатки в организации производства;
  • плохое техническое состояние оборудования;
  • простои;
  • аварии;
  • недостаток средств;
  • недостатки в системе управления и материального стимулирования.
  • Внешние причины:
  • конъюнктура рынка;
  • изменение спроса на отдельные виды продукции;
  • состояние материально-технического обеспечения;
  • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с  помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная  планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения  отдельных изделий в общем  их выпуске. Выполнить план по структуре  производства – значит сохранить  в фактическом выпуске продукции  запланированные соотношения отдельных  ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все  экономические показатели:

  • объем выпуска в стоимостной оценке;
  • материалоемкость;
  • себестоимость товарной продукции;
  • прибыль;
  • рентабельность.

Если увеличивается удельный вес  более дорогой продукции, то объем  ее выпуска в стоимостном выражении  возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении  удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структурного фактора  на изменение выпуска продукции  в стоимостном выражении можно  произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная  цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Косвенным показателем качества продукции  является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет  к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной  продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному  весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

Затем изучаются причины понижения  качества и допущенного брака  продукции по местам их возникновения  и центрам ответственности и  разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами  понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень  технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.

Таблица 2.1

Оценка  динамики выполнения плана по ассортименту за 2008 год.

 

Объем производства продукции (тыс. руб.)

 

Процент выполнения плана

Объем продукции зачтенный в выполнении плана по ассортименту

 

I полугодие

 

II полугодие

П

Ф

П

Ф

Iпол.

IIпол.

Iпол.

IIпол.

Клей стандарт Базовый

553000

573275

683501

739350

103

108

553000

683501


         Продолжение таблицы 2.1

Клей универсал

189000

188050

345001

354850

99

102

188050

345001

Клей для керамогранита

20500

21275

37491

36075

103

96

20500

36075

Клей для пеноблоков

18951

20751

29567

30509

109

103

18951

29567

Клей для пеноблоков (мороз)

38563

49753

4599

5568

129

121

38563

4599

Клей плиточный люкс

20105

20025

24005

22503

99

93

20025

22503

Клей плиточный стандарт

835050

845575

840000

826830

101

98

835050

826830

МКС М-100 (по 25 кг)

568003

576300

590020

616375

101

104

568003

590020

МКС М-100 (по 50 кг)

62201

61300

34000

33500

98

98

61300

33500

МКС М-150 (по 25 кг)

560230

588200

1002035

1040117

104

103

560230

1002035

МКС М-150 (по 25 кг) мороз

15439

16275

28001

29435

105

105

15439

28001

МКС М-150 (по 50 кг)

129850

130000

37000

35500

100

95

129850

35500

МКС М-200 (по 25 кг)

278000

268900

390000

375425

96

96

268900

375425

Толстый наливной пол

60000

59700

100300

102650

99

102

59700

102650

Тонкий наливной пол

26500

28775

50600

52425

108

103

26500

50600

Шпаклёвка «Латонит»

73850

74960

140000

142380

101

101

73850

140000

Шпаклевка гипсовая

60020

54022

148560

155680

90

104

54022

148560

Шпаклевка полимерная

18670

20609

5009

5538

103

110

18670

5009

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции