Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение особенностей методов анализа прибыли и рентабельности предприятия
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
описать показатели рентабельности;
Для решения задач исследования использованы методы:
изучения нормативных документов, регулирующих порядок деятельности предприятий;
изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Понятие прибыли и рентабельности производства………………………...............................................................4
1.1 Сущность и формирование финансовой прибыли……………………….4
1.2 Понятие рентабельности……………………………………………………9
ГЛАВА 2. Анализ прибыли и рентабельности на предприятии……………. …………………………………………………..13
2.1 Сущность и методы анализа прибыли…………………………………...13
2.2 Анализ рентабельности продукции………………………………………20
2.3 Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов …………………………………………………...24
ГЛАВА 3. Анализ прибыли и рентабельности в ООО «Дубрава». …………………………………………………..29
3.1.Анализ формирования и распределения прибыли……………………...29
3.2. Анализ рентабельности…………………………………………………...31
3.3. Существующие резервы предприятия по увеличению прибыли……..37
заключение………………………………………………………………….41
Список использованных источников………………………...…44
Приложения …………………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности предприятия.docx

— 146.73 Кб (Скачать)

      Анализ  прибыли и рентабельности завершается  обобщением неиспользованных резервов для их роста. Таковыми являются ускорение  оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов  эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в  натуральных единицах измерения.

2.3 Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов.

      В зарубежных странах для обеспечения  системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и  прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

      Маржинальный  доход (МД) – это прибыль в сумме  с постоянными затратами (А).

      МД=П+А,

      откуда

      П=МД-А.

      С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

      Очень часто при определении суммы  прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).

      Поскольку

      

   ,то   
.

      Данная  формула успешно применяется  тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов  продукции.

      При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять  модифицированную формулу определения  прибыли, если известно количество проданной  продукции и ставка маржинального  дохода с) в цене за единицу продукции:

      

      где В - переменные затраты за единицу продукции.

      Последняя формула позволяет  определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

      Методика  анализа прибыли  несколько усложняется  в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

      В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы  прибыли при многономенклатурном  производстве используется модель .

      Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

            ;    .

      После этого факторная модель прибыли  от реализации продукции будет иметь  вид

      

.

      Она позволяет установить изменение  прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

      Методика  анализа рентабельности  по системе «директ-кост» будет осуществляться  с использованием следующей факторной модели

      

.

      Для анализа рентабельности издержек в  целом по предприятию используем следующую факторную модель:

      

.

      Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень  каждого факторного показателя на фактический  и сравнивая результат расчета  до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной  продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).

      Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

      

.

      Анализ  рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной  модели:

      

      где Пб балансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.

      Аналогичным образом производится анализ рентабельности и в том случае, если коэффициент  оборачиваемости капитала рассчитан  не по дебетовому, а по кредитовому  обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда  факторная модель рентабельности инвестиционного  капитала будет иметь вид

      

      Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов  модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния  факторов и, как следствие, более  высокий уровень планирования и  прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в  финансовом менеджменте отечественных  предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это  станет возможным только при условии  организации планирования и учета  издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и  переменные.

 

  

ГЛАВА 3. Анализ прибыли и рентабельности в ООО «Дубрава».

3.1.Анализ формирования и распределения прибыли.

 

      Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о финансовых результатах и их использовании». К ним относятся:

      •прибыль ( убыток) от реализации продукции;

      •прибыль (убыток) от прочей реализации;

      •доходы и расходы от внереализационных  операций;

      •балансовая прибыль;

      •налогооблагаемая прибыль;

      •чистая прибыль и др.

      Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

      Конечный  финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

      Анализ  финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:

  1. Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
  3. Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
  4. Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 1 (См. приложение), используя данные отчётности предприятия из формы №2.

      Из  данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2009 году существенно увеличилась по сравнению с 2008 годом на 62 374 руб. или в 6 раз. В 2008 году прибыль по сравнению с  2007 годом наоборот  резко снизилась на 1 726 460 руб. или в 159 раз. Таким образом, наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.

      Увеличению  балансовой прибыли  способствовало:

      Увеличение  прибыли от финансово-хозяйственной  деятельности на 43.648 руб. или на 76,5%.

      На  вышеуказанное увеличение повлияло:

      Появившаяся статья доходов - «Проценты к получению» в сумме 7 966 руб., что увеличило  балансовую прибыль на 10,8%.

      Превышение  абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным изменением операционных расходов на 37 707 руб. (129 481 – 91 783).

      Снижению  балансовой прибыли  способствовало:

      Убыток  от внереализационных операций в  сумме 27 409 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%. Нужно отметить, что по сравнению с 2008 годом в отчётном году произошло снижение   данного убытка на 18 726 руб. или почти в 3 раза;

      Незначительное  влияние оказало сокращение прибыли  от реализации на 2 026 руб. или на 1%, что  привело к снижению балансовой прибыли  на 2,8%.

      Таким образом, факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме. были перекрыты  действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти  в 6 раз.

3.2. Анализ рентабельности.

 

      В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

      Показатели  рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными  элементами сравнительного анализа  и оценки финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в  следующие группы:

  1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
  2. Рентабельность производственных фондов;
  3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

      1.Рентабельность продукции.

      Рентабельность  продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

      Показатель  рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

  • Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС);
  • Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  • Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношениечистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
  • Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия