Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение особенностей методов анализа прибыли и рентабельности предприятия
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
описать показатели рентабельности;
Для решения задач исследования использованы методы:
изучения нормативных документов, регулирующих порядок деятельности предприятий;
изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Понятие прибыли и рентабельности производства………………………...............................................................4
1.1 Сущность и формирование финансовой прибыли……………………….4
1.2 Понятие рентабельности……………………………………………………9
ГЛАВА 2. Анализ прибыли и рентабельности на предприятии……………. …………………………………………………..13
2.1 Сущность и методы анализа прибыли…………………………………...13
2.2 Анализ рентабельности продукции………………………………………20
2.3 Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов …………………………………………………...24
ГЛАВА 3. Анализ прибыли и рентабельности в ООО «Дубрава». …………………………………………………..29
3.1.Анализ формирования и распределения прибыли……………………...29
3.2. Анализ рентабельности…………………………………………………...31
3.3. Существующие резервы предприятия по увеличению прибыли……..37
заключение………………………………………………………………….41
Список использованных источников………………………...…44
Приложения …………………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности предприятия.docx

— 146.73 Кб (Скачать)

      Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя  плановую величину каждого фактора  фактической величиной.

      Изменение суммы прибыли за счет: 

      объема  реализации продукции 

      структуры товарной продукции 

      средних цен реализации

      себестоимости реализуемой продукции   

      Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

      Выполнение  плана по объему продаж исчисляют  сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция  однородна), условно-натуральном и  в стоимостном выражении (если продукция  неоднородна по своему составу), для  чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости  отдельных изделий, так как себестоимость  меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

      Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму  затрат: 

       . 

      Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме продукции. Для  этого от фактической суммы выручки  следует вычесть условную сумму  затрат: 

       .  

      Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи  продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид. 

        

      Среднереализационная  цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем  продаж. На изменение ее уровня оказывают  влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы. 6

      Качество  товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень  средней цены реализации. За более  высокое качество продукции устанавливаются  более высокие цены и наоборот.

      Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (кач) можно определить следующим образом:  

       ,  

      где Цн и Цп - соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн - объем реализации продукции нового качества; VРПобщ - общий объем продаж i-го вида за отчетный период.

      Расчет  влияния сортности продукции  на изменение средней цены можно  выполнить способом абсолютных разниц.

      Выполнение  плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с реализацией  продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

      Анализ  сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и  прибыли по каждому конкретному  случаю. Убытки от выплаты штрафов  возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с  другими предприятиями, организациями  и учреждениями. При анализе устанавливаются  причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

      Изменение суммы полученных штрафов может  произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и  по причине ослабления финансового  контроля в отношении их. Поэтому  при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях  нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие  санкции.

      Убытки  от списания безнадежной дебиторской  задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в  текущем году, также свидетельствуют  о недостатках бухгалтерского учета.

      Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели  ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы  их роста или снижения.

      При получение убытков от прочей реализации, связанных с превышением операционных расходов над доходами, в каждом конкретном случае следует установить причины и виновников образования  этих убытков. Так, причинами образования убытков от реализации имущества предприятия являются, как правило, снижение качества и потребительских свойств вследствие длительного и небрежного его хранения. Причинами образования операционных расходов, связанных с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, могут быть отсутствие материальных ресурсов, падение спроса на продукцию. В случае компенсации затрат на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов по аннулированным заказам (договорам), прекращенному производству, не давшему продукцию, соответствующие суммы отражаются как операционные доходы.

      Финансовые  результаты от внереализационных операций являются составной частью полученной прибыли отчетного года. В условиях перехода к рыночной экономике их влияние на формирование окончательных  финансовых результатов работы предприятия  существенно возросло. Внереализационные  финансовые результаты отражаются в  форме №2

      Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому анализ сводится к сравнению сумм в динамике за несколько лет. В определенной мере такое сравнение позволяет судить об организации работы маркетинговой  и финансовой служб предприятия, соблюдение условий договоров.

      При анализе внереализационных финансовых результатов основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных  расходах. Следует установить причины  потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. Так, при наличии убытков  от списания безнадежной дебиторской  задолженности необходимо выяснить, при каких обстоятельствах образовалась эта задолженность, было ли передано дело в арбитражный суд и каково его решение. Если в иске отказано судом, то следует выяснить мотивы отказа.

      В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от данных видов деятельности. 

2.2 Анализ рентабельности продукции

 

      Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль, характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными  ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент инвестиционной политике и  ценообразовании.

      Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

      показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

      показатели, характеризующие рентабельность продаж;

      показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

      Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

      Наиболее  эффективным является рассмотрение

      Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З): 

        или   

      Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

      Рентабельность  продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. 

       . 

      Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д. 

       . 

      В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

      Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный  в целом по предприятию (R), зависит  от трех основных факторов первого  порядка: изменения структуры реализованной  продукции, ее себестоимости и средних  цен реализации.

      Факторная модель этого показателя имеет вид:  

        

      Расчет  влияния факторов первого порядка  на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепных подстановок. Затем следует сделать факторный  анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы  продукции:  

        

      Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид: 

       . 

      Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия: 

       . 

      Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

      Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объема продаж.

      И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения  того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем  продаж сам по себе не оказывает  влияния на уровень рентабельности, т.к с его изменением пропорционально  увеличиваются или уменьшаются  сумма прибыли и сумма основного  и оборотного капитала при условии  неизменности остальных факторов. Взаимосвязь  названных факторов с уровнем  рентабельности капитала можно записать в виде: 

       . 

      Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение  качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта  и т.д. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции приведена в Приложении схема№2.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия