Анализ платежеспособности (ликвидности) организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить методические и законодательные основы, инструменты и механизмы проведения анализа платежеспособности (ликвидности) предприятия, дать рекомендации по улучшению платежеспособности ОАО «Молочный завод «Венгеровский», п. Венгерово, Новосибирская область.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
изучить теоретические аспекты платежеспособности организации и выявить ее значение для анализа финансового состояния предприятия;
описать методику анализа платежеспособности предприятия
провести анализ финансового состояния ОАО «Молочный завод «Венгеровский»: дать краткую характеристику ОАО «Молочный завод «Венгеровский»; провести анализ ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ (ЛИКВИДНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Понятие платежеспособности и основные условия её обеспечения 8
1.2 Содержание, значение и задачи анализа платежеспособности и ликвидности баланса предприятия 13
2.АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД «ВЕНГЕРОВСКИЙ» 18
2.1. Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «Молочный завод «Венгеровский» 18
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности 29
2.3.Анализ финансовой устойчивости организации 34
3 . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД «ВЕНГЕРОВСКИЙ» 40
3.1. Методические рекомендации по улучшению платежеспособности ОАО «Молочный завод «Венгеровский» 40
3.2. Расчет влияния мероприятий по оптимизации платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО «Молочный завод «Венгеровский» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа содержит 1 файл

заказ 252_1.docx

— 140.37 Кб (Скачать)

Рисунок 2.1 Структура оборотных активов  ОАО «Молочный завод «Венгервоский»

 

Оценим  изменения в иммобилизованных активах. За 2009 г. они уменьшились на 512 тыс. руб. или 3,7%, сократилась и их доля в имуществе на 10,6%п. В 2010 году их размер сократился ещё на 558 тыс. руб. или на 4,2%., причиной этому послужило  сокращение объемов незавершенного строительства. Однако при этом их доля в имуществе увеличилась на 1,7%п.

 

Таблица 2.2

Анализ  источников средств ОАО «Молочный завод «Венгеровский» за 2009 – 2010 г.г.

Показатели

На конец 2008 года

На конец 2009 года

На конец 2010 года

В течение 2009 года

В течение 2010 года

Абсолют-ное откло-нение

Относите-ное откло-нение

Абсо-лютное отклонение

Отно-сительное отклонение

1. Всего  источников, тыс. руб.

52 952

106 871

90 317

53 919

в 2 раза

-16 554

-15,5

2. Собственные  средства, тыс. руб.

11 503

11 397

11 743

-106

-0,9

346

3

    удельный вес в имуществе, %

21,7

10,7

13,0

-11,1

Х

2,3

Х

2.1. Собственные  оборотные средства, тыс. руб.

-2 000

-1 615

7 108

-

-

-

-

     удельный вес в собственных  средствах

-

-

60,5

-

Х

-

Х

3. Заемные  средства, тыс. руб.

41 449

95 474

86 406

54 025

в 2,3 раза

-9 068

-9,5

    удельный вес в имуществе, %

78,3

89,3

87,0

11,1

Х

-2,3

Х

3.1. Долгосрочные  обязательства, тыс. руб.

384

363

8 182

-21

-5,5

7 819

В 22,5 раза

   удельный  вес в заемных средствах, %

0,9

0,4

9,5

-0,5

Х

9,1

Х

3.2. Краткосрочные  займы и кредиты, тыс. руб.

8 255

3 417

-

-4 838

-58,6

-3 417

-

   удельный  вес в заемных средствах, %

19,9

3,6

-

-16,3

Х

-

Х

3.3. Кредиторская  задолженность, тыс. руб.

32 805

91 691

70 392

58 886

в 2,8 раза

-21 299

-23,2

   удельный  вес в заемных средствах, %

79,1

96,0

60,5

16,9

Х

-35,6

Х

3.4. Остальные  пассивы, тыс. руб.

5

3

-

-2

-40,0

-3

-


 

Рассмотрим  изменения в реальных активах  предприятия, которые непосредственно  принимают участие в производственном процессе и характеризуют производственную мощность.

Из расчета  видно, что величина реальных активов  в 2009 году уменьшилась на 868 тыс. руб. или 5%, и в 2010 году на 2680 тыс. руб. или  на 16,3%. При этом их удельный вес в  конце 2009г. составлял 15,3% и к концу 2010 года – 15,2% (ниже оптимального уровня 50%).

Данные  для анализа источников средств  предприятия представлены в таблице 2.2. Здесь приведен расчетный показатель «собственные оборотные средства»  – это часть собственных средств, вложенных в оборотные средства, после покрытия оборотных. 

Анализируя  данные таблицы, можно отметить, что  за 2009 г. источники средств предприятия  увеличились на 53919 тыс. руб. или в 2 раза за счет прироста заёмных средств  в 2,3 раза, величина же собственных средств  за этот период сократилась на 0,9%. В 2010 году источники формирования средств  ОАО «Молочный завод «Венгеровский» уменьшились на 16554 тыс. руб. или на 15,5%. Это произошло в результате погашения части обязательств н 9,5%.

Рассмотрим  структуру пассивов ОАО «Молочный  завод «Венгеровский». Так, на начало 2009 г. 21,7% занимали собственные средства, тогда как 78,3% - заемные. В течение 2009 - 2010 г. г. структура ухудшилась и  на конец 2010 г. удельный вес собственных  средств составил 13% и 87% - заемных.

В текущем  году предприятие получило прибыль  в размере 346 тыс. руб.,  что сократило  накопленный непокрытый убыток прошлых  лет, величины добавочного капитала и уставного капитала не изменились.

Величина  собственных оборотных средств, рассчитанная с учетом долгосрочных заемных средств в 2009 году оказалась  отрицательной. Однако в течение  рассматриваемого периода, в основном за счет привлечения долгосрочных кредитов и займов у ОАО появились собственные  оборотные средства в размере 7108 тыс. руб.

Таблица 2.3

Динамика  показателей прибыли ОАО «Молочный завод «Венгеровский» за 2008 – 2009 г.г.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2009 год по сравнению с 2008 годом

2010 год по сравнению с 2009 годом

Абсо-лютное откло-нение

Относи-тельное 

откло-нение

Абсо-лютное откло-нение

Относи-тельное откло-нение

1.Выручка от продаж, тыс. руб.

90 853

86 786

22 944

-4 067

-4,5

-63 842

в - 3,8 раза

2. Себестоимость продаж, тыс. руб.

89 614

85 798

21 406

-3 816

-4,3

-64 392

в - 4 раза

3. Валовая прибыль, тыс. руб.

1 239

988

1 538

-251

-20,3

550

55,7

4. Коммерческие расходы, тыс. руб.

445

682

831

237

53,3

149

21,8

5. Управленческие расходы, тыс.  руб.

389

-

-

-389

-

-

-

6. Результат от продаж, тыс. руб.

405

306

707

-99

-24,4

401

в 2,3 раза

7. Проценты к получению, тыс.  руб.

-

4

-

4

-

-4

-

8. Проценты к уплате, тыс. руб.

164

-

-

-164

-

-

-

9. Прочие доходы, тыс. руб.

-

429

42 480

429

-

42 051

в 99 раз

10. Прочие расходы, тыс. руб.

-

470

42 646

470

-

42 176

в 91 раз

11. Прибыль до налогообложения, тыс.  руб.

205

269

541

64

31,2

272

в 2 раза

12. Отложенные налоговые активы, тыс.  руб.

15

16

16

1

6,7

-

-

13. Налог на прибыль, тыс. руб.

23

53

211

30

в 2,3 раза

158

в 4 раза

13. Пени, тыс. руб.

-

338

-

338

-

-338

-

14. Чистая прибыль отчетного года, тыс. руб.

45

-106

346

-151

-

452

-


 

В 2009 г. в структуре заемных средств  большую долю занимала краткосрочная  кредиторская задолженность 96%, которая  в течение 2010 года сократилась на 21299 тыс. руб. или 23,2%. Это произошло в основном за счет погашения задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

Преобладание  краткосрочных источников в структуре  заемных средств является негативным фактом, который характеризует ухудшение  структуры баланса и повышение  риска утраты финансовой устойчивости.

Для анализа  и оценки показателей прибыли составляется таблица 2.3.

Как следует из данных таблицы 2.3 за анализируемый период прибыль от обычной деятельности ОАО «Молочный завод «Венгеровский» увеличилась на 336 тыс. руб. или в 2,6 раза. На изменение этого показателя большее влияние оказал рост прибыли от продаж в 1,7 раза.

Однако стоит отметить четырехкратное изменение основных показателей деятельности молочного завода, что связано с полным прекращением в 2010 году производства цельномолочной продукции.

 Так  выручка от реализации сократилась  в 4 раза, равно как и себестоимость  продаж. Однако превышение темпов  сокращения себестоимости над  темпами сокращения выручки обеспечил  прирост валовой прибыли на 30,2%.

 Несмотря  на увеличение расходной составляющей  чистой прибыли (налога на прибыль  в 10 раз, прочих расходов в  91 раз, коммерческих расходов  на 21%) темп её прироста оказался  меньше темпов прироста прибыли  от продаж и прочих доходов. 

Кроме того, в  2010 году при формировании базы по налогу на прибыль организации  согласно правилам ПБУ 18/02 в бухгалтерском  учете ОАО «Молочный завод  «Венгеровский» были отражены отложенные активы в общей сумме 16 тыс. руб., что положительным образом сказалось на величине чистой прибыли.

Показатели  рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций.

Показатели  рентабельности продукции. Они формируются на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия:

Рентабельность  продаж = х 100,                                                             (5)

Где ПП –  Прибыль от продаж,

В – выручка от продаж.

Показатели рентабельности капитала (активов). Они формируются как отношение прибыли к различным соответствующим активам:

Рентабельность  активов = х 100 ,                                                              (6)

Где ПНО  – прибыль до налогообложения,

А – активы.

Рентабельность  перманентного капитала =    х 100,                              (7)

Где СС –  собственные средства,

ДЗС – долгосрочные заемные средства

Рентабельность  собственных средств =   х 100,                                             (8)

Рисунок 2.2. Динамика показателей продаж

 

Источником  информации для анализа рентабельности является «Отчет о прибылях и убытках». По данным отчета рассчитывается динамика рентабельности, и анализируются факторы, повлиявшие на изменение этого показателя. Данные для анализа представлены в таблице 2.11.

Как видно  из таблицы 2.11, в период 2008 – 2010 годы деятельность ОАО «Молочный завод «Венгеровский» была рентабельной, однако все показатели рентабельности находятся на низком уровне.

Так, рентабельность продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом  сократилась на 0,09 коп/руб. или на 20,9%. В 2010 году по сравнению с предыдущим – возросла в 8,7 раза или на 2,73 коп. и составила 3,08 копейки на 1 рубль  выручки от реализации.

Рентабельности активов в рассматриваемом периоде увеличилась на 0,03 коп/руб. или 4,6 %, что произошло в результате сокращения величины активов с одновременным ростом прибыли течение 2010 года.

Рентабельность  собственного капитала увеличилась в 2009 году на 31,6% и в 2010 году на 2,33 коп/руб. или в 2 раза.

При сложившихся  в 2010 году величинах прибыли и  собственного капитала, срок окупаемости  вложений на предприятии составляет 21 год. Отрицательно характеризует  эффективность деятельности завода отсутствие в анализируемом периоде  доходов от участия в других организациях при осуществленных долгосрочных финансовых вложениях, так как отвлечение из оборота дополнительных средств  происходит без отдачи от них в  собственный капитал предприятия.

Таким образом, по результатам проведенного анализа  можно сделать вывод о нестабильном положении ОАО «Молочный завод  «Венгеровский». В последние два  года завод перестал производить  основной продукт производства –  цельномолочную продукцию, оставив  на потоке только побочную кисломолочную  продукцию, потеряв при этом основную часть выручки. Кроме того, при  крайне низком уровне платежеспособности и ликвидности, уровень дебиторской  и кредиторской задолженности имеет  тенденцию к росту (более чем в 3 раза за период 2009 – 2010 годы). В 2010 году завод произвел реструктуризацию задолженности, привлекая долгосрочные кредиты. Следует отметить, что среди дебиторской задолженности величина обязательств покупателей составляет лишь 1,2% на конец 2010 года, остальные 98,8% занимают суммы выданных авансов поставщикам сырья. При этом доля задолженности перед поставщиками занимает лишь 3,7% в общей сумме краткосрочных обязательств, что в свою очередь означает отвлечение средств из оборота и применением лишь предоплатной системы расчетов.

Таблица 2.4

Показатели  рентабельности ОАО «Молочный завод «Венгеровский» за 2008 – 2010 г.г.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2009 год по сравнению с 2008 годом

2010 год по сравнению с 2009 годом

Абсо-лют-ное откло-нение

Отно-ситель-ное откло-нение

Абсо-лют-ное откло-нение

Относи-тель-ное откло-нение

1. Выручка от продаж, тыс. руб.

90 853

86 786

22 944

-4 067

-4,5

-63 842

в - 3,8 раза

2. Себестоимость продаж, тыс. руб.

89 614

85 798

21 406

-3 816

-4,3

-64 392

в - 4 раза

3. Коммерческие расходы, тыс. руб.

445

682

831

237

53,3

149

21,8

5. Управленческие расходы, тыс.  руб.

389

-

-

-389

-

-

-

5. Результат от продаж, тыс. руб.

405

306

707

-99

-24

401

в 2,3 раза

6. Прибыль до налогообложения, тыс.  руб.

205

269

541

64

31

272

в 2раза

7. Средняя величина активов, тыс.  руб.

39 091

79 911,5

98 594

40 821

в 2 раза

18 683

23,4

8. Средняя величина собственного  капитала, тыс. руб.

11 480,5

11 450

11 570

-31

-0,3

120

1,0

9. Средняя величина долгосрочных  финансовых вложений, тыс. руб.

4

4

4

-

-

-

-

10. Рентабельность продаж, коп/руб.

0,45

0,35

3,08

-0,09

-20,9

2,73

в 8,7 раза

11. Рентабельность активов, коп/руб.

0,52

0,34

0,55

-0,19

-35,8

0,21

63,0

12. Рентабельность собственного капитала, коп/руб.

1,79

2,35

4,68

0,56

31,6

2,33

в 2 раза

Информация о работе Анализ платежеспособности (ликвидности) организации