Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить методические и законодательные основы, инструменты и механизмы проведения анализа платежеспособности (ликвидности) предприятия, дать рекомендации по улучшению платежеспособности ОАО «Молочный завод «Венгеровский», п. Венгерово, Новосибирская область.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
изучить теоретические аспекты платежеспособности организации и выявить ее значение для анализа финансового состояния предприятия;
описать методику анализа платежеспособности предприятия
провести анализ финансового состояния ОАО «Молочный завод «Венгеровский»: дать краткую характеристику ОАО «Молочный завод «Венгеровский»; провести анализ ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости.
ВВЕДЕНИЕ 6
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ (ЛИКВИДНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Понятие платежеспособности и основные условия её обеспечения 8
1.2 Содержание, значение и задачи анализа платежеспособности и ликвидности баланса предприятия 13
2.АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД «ВЕНГЕРОВСКИЙ» 18
2.1. Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «Молочный завод «Венгеровский» 18
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности 29
2.3.Анализ финансовой устойчивости организации 34
3 . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД «ВЕНГЕРОВСКИЙ» 40
3.1. Методические рекомендации по улучшению платежеспособности ОАО «Молочный завод «Венгеровский» 40
3.2. Расчет влияния мероприятий по оптимизации платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО «Молочный завод «Венгеровский» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Рисунок
2.1 Структура оборотных активов
ОАО «Молочный завод «
Оценим изменения в иммобилизованных активах. За 2009 г. они уменьшились на 512 тыс. руб. или 3,7%, сократилась и их доля в имуществе на 10,6%п. В 2010 году их размер сократился ещё на 558 тыс. руб. или на 4,2%., причиной этому послужило сокращение объемов незавершенного строительства. Однако при этом их доля в имуществе увеличилась на 1,7%п.
Таблица 2.2
Анализ источников средств ОАО «Молочный завод «Венгеровский» за 2009 – 2010 г.г.
Показатели |
На конец 2008 года |
На конец 2009 года |
На конец 2010 года |
В течение 2009 года |
В течение 2010 года | ||
Абсолют-ное откло-нение |
Относите-ное откло-нение |
Абсо-лютное отклонение |
Отно-сительное отклонение | ||||
1. Всего источников, тыс. руб. |
52 952 |
106 871 |
90 317 |
53 919 |
в 2 раза |
-16 554 |
-15,5 |
2. Собственные средства, тыс. руб. |
11 503 |
11 397 |
11 743 |
-106 |
-0,9 |
346 |
3 |
удельный вес в имуществе, % |
21,7 |
10,7 |
13,0 |
-11,1 |
Х |
2,3 |
Х |
2.1. Собственные оборотные средства, тыс. руб. |
-2 000 |
-1 615 |
7 108 |
- |
- |
- |
- |
удельный вес в собственных средствах |
- |
- |
60,5 |
- |
Х |
- |
Х |
3. Заемные средства, тыс. руб. |
41 449 |
95 474 |
86 406 |
54 025 |
в 2,3 раза |
-9 068 |
-9,5 |
удельный вес в имуществе, % |
78,3 |
89,3 |
87,0 |
11,1 |
Х |
-2,3 |
Х |
3.1. Долгосрочные обязательства, тыс. руб. |
384 |
363 |
8 182 |
-21 |
-5,5 |
7 819 |
В 22,5 раза |
удельный вес в заемных средствах, % |
0,9 |
0,4 |
9,5 |
-0,5 |
Х |
9,1 |
Х |
3.2. Краткосрочные займы и кредиты, тыс. руб. |
8 255 |
3 417 |
- |
-4 838 |
-58,6 |
-3 417 |
- |
удельный вес в заемных средствах, % |
19,9 |
3,6 |
- |
-16,3 |
Х |
- |
Х |
3.3. Кредиторская задолженность, тыс. руб. |
32 805 |
91 691 |
70 392 |
58 886 |
в 2,8 раза |
-21 299 |
-23,2 |
удельный вес в заемных средствах, % |
79,1 |
96,0 |
60,5 |
16,9 |
Х |
-35,6 |
Х |
3.4. Остальные пассивы, тыс. руб. |
5 |
3 |
- |
-2 |
-40,0 |
-3 |
- |
Рассмотрим
изменения в реальных активах
предприятия, которые непосредственно
принимают участие в
Из расчета видно, что величина реальных активов в 2009 году уменьшилась на 868 тыс. руб. или 5%, и в 2010 году на 2680 тыс. руб. или на 16,3%. При этом их удельный вес в конце 2009г. составлял 15,3% и к концу 2010 года – 15,2% (ниже оптимального уровня 50%).
Данные
для анализа источников средств
предприятия представлены в таблице
2.2. Здесь приведен расчетный показатель
«собственные оборотные средства»
– это часть собственных
Анализируя
данные таблицы, можно отметить, что
за 2009 г. источники средств предприятия
увеличились на 53919 тыс. руб. или в
2 раза за счет прироста заёмных средств
в 2,3 раза, величина же собственных средств
за этот период сократилась на 0,9%. В
2010 году источники формирования средств
ОАО «Молочный завод «
Рассмотрим структуру пассивов ОАО «Молочный завод «Венгеровский». Так, на начало 2009 г. 21,7% занимали собственные средства, тогда как 78,3% - заемные. В течение 2009 - 2010 г. г. структура ухудшилась и на конец 2010 г. удельный вес собственных средств составил 13% и 87% - заемных.
В текущем году предприятие получило прибыль в размере 346 тыс. руб., что сократило накопленный непокрытый убыток прошлых лет, величины добавочного капитала и уставного капитала не изменились.
Величина собственных оборотных средств, рассчитанная с учетом долгосрочных заемных средств в 2009 году оказалась отрицательной. Однако в течение рассматриваемого периода, в основном за счет привлечения долгосрочных кредитов и займов у ОАО появились собственные оборотные средства в размере 7108 тыс. руб.
Таблица 2.3
Динамика показателей прибыли ОАО «Молочный завод «Венгеровский» за 2008 – 2009 г.г.
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2009 год по сравнению с 2008 годом |
2010 год по сравнению с 2009 годом | ||
Абсо-лютное откло-нение |
Относи-тельное откло-нение |
Абсо-лютное откло-нение |
Относи-тельное откло-нение | ||||
1.Выручка от продаж, тыс. руб. |
90 853 |
86 786 |
22 944 |
-4 067 |
-4,5 |
-63 842 |
в - 3,8 раза |
2. Себестоимость продаж, тыс. руб. |
89 614 |
85 798 |
21 406 |
-3 816 |
-4,3 |
-64 392 |
в - 4 раза |
3. Валовая прибыль, тыс. руб. |
1 239 |
988 |
1 538 |
-251 |
-20,3 |
550 |
55,7 |
4. Коммерческие расходы, тыс. |
445 |
682 |
831 |
237 |
53,3 |
149 |
21,8 |
5. Управленческие расходы, тыс. руб. |
389 |
- |
- |
-389 |
- |
- |
- |
6. Результат от продаж, тыс. руб. |
405 |
306 |
707 |
-99 |
-24,4 |
401 |
в 2,3 раза |
7. Проценты к получению, тыс. руб. |
- |
4 |
- |
4 |
- |
-4 |
- |
8. Проценты к уплате, тыс. руб. |
164 |
- |
- |
-164 |
- |
- |
- |
9. Прочие доходы, тыс. руб. |
- |
429 |
42 480 |
429 |
- |
42 051 |
в 99 раз |
10. Прочие расходы, тыс. руб. |
- |
470 |
42 646 |
470 |
- |
42 176 |
в 91 раз |
11. Прибыль до налогообложения, |
205 |
269 |
541 |
64 |
31,2 |
272 |
в 2 раза |
12. Отложенные налоговые активы, тыс. руб. |
15 |
16 |
16 |
1 |
6,7 |
- |
- |
13. Налог на прибыль, тыс. руб. |
23 |
53 |
211 |
30 |
в 2,3 раза |
158 |
в 4 раза |
13. Пени, тыс. руб. |
- |
338 |
- |
338 |
- |
-338 |
- |
14. Чистая прибыль отчетного года, тыс. руб. |
45 |
-106 |
346 |
-151 |
- |
452 |
- |
В 2009 г. в структуре заемных средств большую долю занимала краткосрочная кредиторская задолженность 96%, которая в течение 2010 года сократилась на 21299 тыс. руб. или 23,2%. Это произошло в основном за счет погашения задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
Преобладание
краткосрочных источников в структуре
заемных средств является негативным
фактом, который характеризует
Для анализа и оценки показателей прибыли составляется таблица 2.3.
Как следует из данных таблицы 2.3 за анализируемый период прибыль от обычной деятельности ОАО «Молочный завод «Венгеровский» увеличилась на 336 тыс. руб. или в 2,6 раза. На изменение этого показателя большее влияние оказал рост прибыли от продаж в 1,7 раза.
Однако стоит отметить четырехкратное изменение основных показателей деятельности молочного завода, что связано с полным прекращением в 2010 году производства цельномолочной продукции.
Так
выручка от реализации
Несмотря
на увеличение расходной
Кроме того, в 2010 году при формировании базы по налогу на прибыль организации согласно правилам ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете ОАО «Молочный завод «Венгеровский» были отражены отложенные активы в общей сумме 16 тыс. руб., что положительным образом сказалось на величине чистой прибыли.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций.
Показатели рентабельности продукции. Они формируются на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия:
Рентабельность продаж = х 100, (5)
Где ПП – Прибыль от продаж,
В – выручка от продаж.
Показатели рентабельности капитала (активов). Они формируются как отношение прибыли к различным соответствующим активам:
Рентабельность
активов = х 100 ,
Где ПНО – прибыль до налогообложения,
А – активы.
Рентабельность перманентного капитала = х 100, (7)
Где СС – собственные средства,
ДЗС – долгосрочные заемные средства
Рентабельность
собственных средств = х 100,
Рисунок 2.2. Динамика показателей продаж
Источником информации для анализа рентабельности является «Отчет о прибылях и убытках». По данным отчета рассчитывается динамика рентабельности, и анализируются факторы, повлиявшие на изменение этого показателя. Данные для анализа представлены в таблице 2.11.
Как видно из таблицы 2.11, в период 2008 – 2010 годы деятельность ОАО «Молочный завод «Венгеровский» была рентабельной, однако все показатели рентабельности находятся на низком уровне.
Так, рентабельность продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократилась на 0,09 коп/руб. или на 20,9%. В 2010 году по сравнению с предыдущим – возросла в 8,7 раза или на 2,73 коп. и составила 3,08 копейки на 1 рубль выручки от реализации.
Рентабельности активов в рассматриваемом периоде увеличилась на 0,03 коп/руб. или 4,6 %, что произошло в результате сокращения величины активов с одновременным ростом прибыли течение 2010 года.
Рентабельность собственного капитала увеличилась в 2009 году на 31,6% и в 2010 году на 2,33 коп/руб. или в 2 раза.
При сложившихся
в 2010 году величинах прибыли и
собственного капитала, срок окупаемости
вложений на предприятии составляет
21 год. Отрицательно характеризует
эффективность деятельности завода
отсутствие в анализируемом периоде
доходов от участия в других организациях
при осуществленных долгосрочных финансовых
вложениях, так как отвлечение из
оборота дополнительных средств
происходит без отдачи от них в
собственный капитал
Таким образом,
по результатам проведенного анализа
можно сделать вывод о
Таблица 2.4
Показатели рентабельности ОАО «Молочный завод «Венгеровский» за 2008 – 2010 г.г.
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2009 год по сравнению с 2008 годом |
2010 год по сравнению с 2009 годом | ||
Абсо-лют-ное откло-нение |
Отно-ситель-ное откло-нение |
Абсо-лют-ное откло-нение |
Относи-тель-ное откло-нение | ||||
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
90 853 |
86 786 |
22 944 |
-4 067 |
-4,5 |
-63 842 |
в - 3,8 раза |
2. Себестоимость продаж, тыс. руб. |
89 614 |
85 798 |
21 406 |
-3 816 |
-4,3 |
-64 392 |
в - 4 раза |
3. Коммерческие расходы, тыс. |
445 |
682 |
831 |
237 |
53,3 |
149 |
21,8 |
5. Управленческие расходы, тыс. руб. |
389 |
- |
- |
-389 |
- |
- |
- |
5. Результат от продаж, тыс. руб. |
405 |
306 |
707 |
-99 |
-24 |
401 |
в 2,3 раза |
6. Прибыль до налогообложения, |
205 |
269 |
541 |
64 |
31 |
272 |
в 2раза |
7. Средняя величина активов, тыс. |
39 091 |
79 911,5 |
98 594 |
40 821 |
в 2 раза |
18 683 |
23,4 |
8. Средняя величина собственного капитала, тыс. руб. |
11 480,5 |
11 450 |
11 570 |
-31 |
-0,3 |
120 |
1,0 |
9. Средняя величина долгосрочных финансовых вложений, тыс. руб. |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
10. Рентабельность продаж, коп/руб. |
0,45 |
0,35 |
3,08 |
-0,09 |
-20,9 |
2,73 |
в 8,7 раза |
11. Рентабельность активов, коп/ |
0,52 |
0,34 |
0,55 |
-0,19 |
-35,8 |
0,21 |
63,0 |
12. Рентабельность собственного |
1,79 |
2,35 |
4,68 |
0,56 |
31,6 |
2,33 |
в 2 раза |
Информация о работе Анализ платежеспособности (ликвидности) организации