Анализ оборотных активов на ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" за 2009-2011 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретно направлениям надо вести эту работу. В соответствие с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.
Финансовый анализ необходим для:
выявления изменений показателей финансового состояния;
выявления факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;
оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;
оценки финансового положения предприятия на определенную дату;
определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы анализа оборотных активов.......................................................…8
2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………………………………………………………..….....11
2.1 Анализ производства и реализации продукции……………...…………………………………….……11
2.2 Анализ использования факторов производства………………………………………………………....15
2.3 Анализ себестоимости продукции……………………………………………………………………………….25
2.4 Анализ результатов хозяйственной деятельности……………………………………………..……...31
3. Анализ финансового состояния и диагностика вероятности банкротства…………………………………………………………………………………………………………………………44
3.1. Анализ оборотных активов……………………………………………………………………………………..…..46
4. Основные итоги анализа и предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………………………………….…….84
Заключение…………………………………………………………………………………..…………………………………….91
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Irek_AKhD.docx

— 2.56 Мб (Скачать)

Оборотные фонды включают в себя:

  • Предметы труда (сырье, материалы и т.п.)
  • Средства труда со сроком службы не более 1 года
  • Незавершенное производство и расходы будущих периодов

В своем движении оборотные активы проходят последовательно три стадии кругооборота: денежную, производительную и товарную.

Первая стадия кругооборота оборотных средств —денежная. На этом этапе происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов.

Вторая стадия — производительная. На этой стадии продолжает авансироваться стоимость создаваемой продукции, но не полностью, а в размере использованных производственных запасов; авансируются затраты на заработную плату, а также перенесенная часть основных фондов.

На третьей стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (готовая продукция). Лишь после того, как товарная форма вновь созданной стоимости превратится в денежную, авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции.

Норматив оборотных активов устанавливает их минимальную расчетную сумму, постоянно необходимую предприятию для работы.

 

 

 

Состав и классификация  оборотных средств

 

 

 

 

 

Анализ  оборотных активов


Оборотные (текущие, мобильные) активы показываются во втором разделе актива баланса. Их анализ следует начать сгруппировки этих активов по степени их ликвидности, т.е. реализуемости. Для этого отдельные виды оборотных активов необходимо распределить по следующим группам:

  • наиболее легко реализуемые активы, имеющие минимальную степень риска в плане их ликвидности. К ним относятся денежные средства и легкореализуемые (быстрореализуемые) краткосрочные ценные бумаги;
  • легкореализуемые активы, имеющие малую степень риска. Сюда входят: дебиторская задолженность организаций, имеющих устойчивое финансовое состояние, запасы материальных ресурсов (за исключением залежалых, длительное время не используемых в производстве), а также готовая продукция массового потребления, пользующаяся спросом;
  • оборотные активы, имеющие среднюю степень реализуемости, или среднюю степень риска. Сюда можно причислить незавершенное производство, расходы будущих периодов, а также готовую продукцию производственно-технического назначения;
  • труднореализуемые (малоликвидные) оборотные активы, имеющие высокую степень риска при их реализации. В эту группу включают дебиторскую задолженность организаций, имеющих неустойчивое финансовое состояние, залежалые запасы материальных ресурсов, запасы готовой продукции, не пользующиеся спросом покупателей.

При анализе нужно дать оценку динамики соотношения труднореализуемых  активов и общей величины оборотных  активов, а также труднореализуемых  и легкореализуемых оборотных активов. Если эти соотношения увеличиваются, то это свидетельствует о снижении ликвидности, т.е. чем больше средств вложено в оборотные активы, находящиеся в группе высокого риска, тем ниже ликвидность организации.

Следует отметить, что такая статья баланса как налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям  не включается в состав оборотных  активов, группируемых по степени их ликвидности, так как эта статья не может дать организации реальных денежных средств.

После изучения ликвидности оборотных  активов следует перейти к  рассмотрению обоснованности сумм запасов  товарно-материальных ценностей (материально-производственных запасов).

Организации разрабатывают нормативы  запасов по их видам.

Соответствие фактических запасов  оборотных активов нормативам оказывает  значительное влияние на финансовое состояние организации, которое  выявляется при внутреннем анализе. Превышение фактических запасов (остатков) над нормативами называется сверхнормативньми запасами (остатками). Если же фактические запасы меньше нормативов, то это принято называть незаполнением норматива.

В процессе анализа следует выявить, по каким конкретным видам запасов  имеются сверхнормативные суммы, каковы причины их образования, а также  наметить мероприятия по их устранению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Комплексный анализ  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия.

2.1 Анализ производства  и реализации продукции

В условиях конкурентного  рынка возможный объем реализации является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реально  реализовать.

Темпы роста объем производства и реализации продукции, повышение  ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и  рентабельность предприятия. Поэтому  данный раздел необходимо начать с  анализа динамики объема производства и реализации за несколько лет  в сопоставимых ценах (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Из таблицы 1 видно, что  объем производства за четыре года возрос на 137 %, а объем реализации возрос на 128,7%, темп роста к 2008г. составил 128,7%, в 2010 году темпы роста значительно  увеличились, что свидетельствуют  об увеличении портфеля заказов и  расширении рынка сбыта, в 2011 году портфель заказов увеличился по сравнению  с предыдущим годом незначительно.

Графическое изображение  динамики производства и реализации продукции показывает тенденцию  увеличения объема производства и объема реализации примерно на одинаковом уровне.

Рисунок 1 -  Динамика производства и реализации продукции за период с 2008 по 2011 год

Неравенство объемов производства и реализации в свою очередь говорит  о том, что у предприятия на складах имеются остатки нереализованной  продукции.

Как видно из диаграммы, объем производства меньше объем реализации за 2008-2011 годы.

Динамику объема реализованной  продукции за последний год проанализируем отдельно в действующих ценах  соответствующего года (таблица 2).

На объем реализации продукции  оказывают влияние 2 группы факторов:

- изменение объема производства  продукции;

- изменение остатков нереализованной  продукции.

 

 

Таблица 2 - Расчет влияния факторов на изменение объема реализованной продукции в действующих ценах, млн. руб.

Из таблицы видно, что  выручка растет в результате роста  объема производства,  остатки нереализованной  продукции с каждым годом уменьшаются, это говорит о том, что за этот период помимо произведенной продукции, были реализованы остатки НЗП

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа  является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Анализ ритмичности работы предприятия проводится через нахождение коэффициента ритмичности, рассчитываемого  путем суммирования фактических  удельных весов выпуска  за каждый период, но не более планового их уровня.

 

 

Таблица 3 - Анализ ритмичности  работы предприятия в течение  года

 По таблице 3 видно, что  предприятие недовыполнило план по ритмичности на 6,2%. Нарушение  ритмичности производства приводит к срыву плана поставок по договорам. Неритмичная работа дезорганизует  производство, вызывает сверхурочные работы, перерасход заработной платы, падение трудовой дисциплины и ухудшение  качества продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ использования факторов  производства

Показатели интенсивности  использования факторов производства предприятия в рыночных условиях служат общей оценкой эффективности  работы предприятия.

Качественные  показатели использования производственных ресурсов – производительность труда, материалоемкость, фондоотдача и  оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования  ресурсов, - являются одновременно и  показателями экономической эффективности  повышения организационно-технического уровня и других условий производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 - Динамика показателей интенсивности использования  производственных ресурсов

Выручка в период за 2010-2011 гг. выросла на 361 517 тыс. руб. или на 1,8%. Это связано с увеличением объема производства и объема продаж. С расширением объемов производства соответственно увеличились и материальные затраты на 1 129 860 тыс. руб. или на 17,4%.

Производительность  труда увеличилась на 11,7%, в то время как численность работающих уменьшилась на 9%, что показывает эффективность кадровой политики.    А материалоотдача снизилась на 13,3%, это говорит о снижении себестоимости. Фондоотдача увеличилась на 6,1% и показывает, что за 2011 г. с 1 руб. стоимости ОПФ предприятие получило 7,93 руб. продукции.

Далее проводится оценка экстенсивности и интенсивности  использования производственных ресурсов одним из двух способов:

  1. Анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов на выручку
  2. Определение воздействия на изменение выручки совокупного влияния экстенсивных и интенсивных факторов.

Таблица 5 - Анализ влияния  факторов на выручку от реализации продукции

В 2011г. увеличение выручки  от реализации продукции связано  с:

  • повышение производительности труда на 11,8% привело к увеличению на 595,95%;
  • увеличение фондоотдачи на 6,1% привело к увеличению выручки на 323,59%;
  • уменьшение средних остатков оборотных средств на 4,8% снизило выручку на  266,28%;
  • увеличение оборачиваемости на 7% – к увеличению на 366,28%;
  • снижение материалоотдачи на 13,3% привело к уменьшению выручки на 861,3%;
  • увеличение материальных затрат на 17,4% привело к увеличению выручки на 961,3%;
  • снижение численности персонала на 9% привело к уменьшению выручки на 495,95%;
  • уменьшение  стоимости основных фондов на 4% уменьшило выручку на 223,59%.

Таблица 6 - Анализ интенсификации производства %

Средние коэффициенты опережения экстенсивных и интенсивных факторов показывают средний прирост всех ресурсов на один процент прироста выручки.

Совокупное влияние экстенсивных и интенсивных факторов на изменение  выручки определяется по формулам:

ВЭФ=Коэ/Трв*100 = 0,98/101,8 *100=0,95%

ВИФ=100-ВЭФ=100-0,95=99,05%          

где ВЭФ, ВИФ –  совокупное влияние экстенсивных и  интенсивных факторов на изменение  выручки, в %;

Далее необходимо провести анализ структуры основных фондов предприятия.

Таблица 7 – Анализ структуры  основных производственных фондов предприятия

Рисунок 2– Структура основных фондов предприятия 2010 г.

На начало года видно, что  большую долю в структуре основных фондов предприятия составляют машины и оборудование (53,65%) сооружения и здания (26,23%).

Рисунок 3– Структура  основных фондов предприятия 2011 г

На конец года лидерство  в структуре основных фондов предприятия, также остается за машинами и оборудованием (52,8%), зданиями (26,85%).

         Состояние основных фондов анализируется  по коэффициентам износа, годности, обновления, выбытия.

        Таблица  8 – Анализ состояния основных  производственных фондов

Анализ использования  ОПФ проводится на основе факторного анализа фондоотдачи ОФ по аналитической  модели:

Обобщающим показателем  эффективности использования ОПФ  является фондорентабельность, которая анализируется по модели:

=ФО*

где ЧП – чистая прибыль;

  - среднегодовая стоимость основных  фондов;

ФО – фондоотдача;

 – рентабельность  продаж.

 

 

Таблица 9 –Факторный анализ фондоотдачи  основных фондов

Проведем факторный анализ ФО по методу цепных подстановок.

ФО0=ПТ0/ФВ0=1205,74/161,4=7,47

ФОпт=ПТ1/ФВ0=1347,41/161,4=8,348

ФОфв=ПТ1/ФВ1=1347,41/170,01=7,925

ФОобщ=ФО1 - ФО0 = 3,95412-3,85776=0,09636

∆ФОпт= ФОпт - ФО0 = 8,348-7,47=0,8777

∆ФОфв= ФОфв - ФОпт = 7,925-8,348=-0,4227

ФОточнобщ=∆ФОпт + ∆ФОфв=0,8777-0,4227=0,455

Увеличение фондовооруженности  на 8,6 тыс.руб./чел., приводит к уменьшению фондоотдачи на 0,4227 руб., а увеличение производительности труда на 141,67 тыс.руб./чел., приводит к увеличению фондоотдачи на 0,8777 руб.

Информация о работе Анализ оборотных активов на ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" за 2009-2011 года